Другой Адольф Г

Уже появление анонса о выходе в издательстве «Азбука» нового романа Эрика-Эмманюэля Шмитта «Другая судьба» вызвало непреодолимый интерес прочитать эту книгу. Во-первых, потому что каждое новое произведение французского писателя, начиная с «Оскара и Розовой дамы», это огромное эстетическое наслаждение стилистическим мастерством автора. И, во-вторых, (хотя так  хочется поменять местами эти «во-первых» и «во-вторых»), «Другая судьба» - роман о Гитлере.
Появление новой книги об одном из величайших злодеев всемирной истории, в принципе, не бог весть, какая сенсация. О фюрере Третьего рейха написана масса книг: мемуарных, документальных, аналитических, политологических. Да и в художественной литературе Гитлер не был обойден вниманием. Там все далеко не равнозначно. Есть и откровенный трэш, есть и вершины -  «Мой друг Гитлер» Юкио Мисимы и «Лесной замок» Нормана Мейлера.
«Другая судьба» - роман о банальности зла.
Эрик –Эмманюэль Шмитт  - писатель, который на «ты» со своими героями, будь то Дидро, Фрейд, Моцарт или же Будда, Магомет или Понтий Пилат, вопрошавший Иисуса: «Что есть истина?».
Получилось ли у него быть на «ты» с Гитлером…
Ответ не однозначен. Шмитт  в дневниковых записках, отражающих его моральное состояние во время работы над романом,  пишет: «Литература - не самоцель. Книга должна вызывать споры, иначе она бесполезна».
А потому он создает провокационный роман, в котором сюжет построен на сослагательном наклонении.
«Существует фразеологизм: «История не терпит сослагательного наклонения». Имеется в виду то, что при оценке исторических процессов некорректно употреблять фразы наподобие: «Если бы А. Македонский не дошёл до Индии, то он бы…», так как история пошла так, как она пошла, а всё остальное — безосновательные спекуляции». (Википедия).
Шмитт дерзнул пойти на «раздвоение» Гитлера. Точка отсчета – провал Гитлера на экзаменах в Венской академии художеств. 
«Адольф Гитлер:  не принят». 
«А что было бы, если бы Академия художеств решила иначе?» - вопрошает автор.
«Адольф Г.: принят».
И  дальше две параллельные прямые, которые никогда не сомкнутся. Шмитт готов быть на «ты» с «сослагательным»  Адольфом Г., но никак с Гитлером.
Двадцатый век без Гитлера - альтернативная история, которая, увы,  у Шмитта не получилась.
Но собственно автор перед собой такой задачи и не ставил. Для него, как и для последнего японского самурая Мисимы: «Гитлер- реальность, скрытая внутри нас, которая всегда может проявиться».
У каждого из нас могла бы сложиться другая судьба…


Рецензии