Свинская история из книги бич-рыба

Я вроде говорил, что поселковому люду выжить без подсобного хозяйства было тяжеловато. Все, кто имел хотя бы плохонькую сараюху, а к рукам и голова на плечах присутствовала, держали свиней. Иные даже не одну, чтобы мясо в город на базар отвезти и обновку справить. Свиней кололи на Октябрьскую, под зиму, холодильники-то редкостью были.
В Сибири, кстати, по тому же расписанию заготовки вели. Зимы разные, а праздник один на всех. Дружок мой Мишка Хамайкин об этом празднике с большой нежностью вспоминал. Самые светлые дни туманной юности. Все нормальные мужики в октябре на промысел уходят, и он нарасхват. Первый парень на деревне. Бабы в очередь к нему. А какой пацан такому уважению не обрадуется. Тозовку в руки и вперед. Хозяйка свинью за ухо выводит, а он, в красивой стойке, ноги шире плеч. Прямо, как пятнадцатилетний капитан. Прицелился и…
Нет, не в глаз, что вы, это же не белка, а домашнее животное. Большое и сильное. У свиньи на лбу волосы звездочкой расходятся. Туда и шмалял. Щелкнул, и чушка пятаком в землю. А бабы вокруг него чуть ли не хороводом: и водичку горяченькую –– извольте, и чистенькую тряпочку –– руки вытереть. Он же и тушу разделывал –– все по-взрослому. Потом угощение с рюмками и грибочками. Одна вдова даже постель к его приходу расстелила. Но он сказал, что вывернулся. Поскромничал, однако.
Наших свиней батя колол сам. Ему для этой процедуры брат мой, который подводник, привез морской кортик в железных узорчатых ножнах, с красивой рукояткой из слоновой кости. Вроде как еще немецкий, трофейный. Меня, в ту пору, сильно удивило, что ножик этот совсем непригоден для дела, ни  резать им нельзя, ни строгать. Не знал еще, что флотским офицерам картошку чистить не приходится.
Батя подарок оценил. Но Петуховы без представления не умеют. Он и здесь маленький спектакль устраивал. Выведет свинью из стойла, погладит, почешет, на ухо что-то шепнет, и она, вроде как, сама ногу поднимала. И никакого садизма. В сердце попадал с первого раза. Животное ложилось без визгу. В свиное сердце попал, но чтобы свое не страдало, требовалась рюмка водки. Выпьет. Вытащит кортик. Подставит кружку под рану и запивает водку горячей кровью.
Был случай, когда выпил он лекарственную рюмку, а маманю в ответственный момент угораздило позвать его к телефону. Начальству срочно понадобился. Ходили на охоту и увидели в лесу брошенный трактор. Батя, чтобы не затягивать разговор, пообещал сразу же идти на поиски разгильдяев. Отбрехался и на двор, заканчивать дело. Глянул, а свиньи –– нет. Убежала через открытую калитку. Он –– в погоню. Так ведь легко сказать. Несется, как реактивная. Батя квартал осилил и выдохся. Я батю обогнал, но против свиньи тоже слабоват. А та сирену врубила на полную громкость и летит по прямой. Народишко с тротуара шарахается на дорогу и ждет –– постой, холостой, дай женатому побегать. Почти всю улицу просквозила, потом, словно запнулась, вильнула в сторону, завалилась в кювет и затихла. Лежит на спине, под лапой кортик торчит. Желтая ручка из слоновой кости, как приросток или большая бородавка. Зеваки собрались. Батя добежал, отдышался и послал меня за тачкой. Тачку пригнать нетрудно, однако надо было еще и тушу из кювета вытащить. Так что любопытные весьма кстати оказались. Помогли, но поиздеваться над Лукой случая не упустили.
И что вы думаете? Усвоил урок? Изменил своей натуре?
Продолжал, как будто ничего не случилось.
Но через пару лет угораздило сломать руку. И как раз перед праздниками.
Пришлось идти к Ахмету. Жил в бараке мужичок. По-русски говорил плохо, поэтому всегда молчал, только улыбался, особенно если выпьет. Улыбается и здоровается по нескольку раз на день. Сначала он на конюшне работал, Феде-бобылю помогал, а когда лошадей передали в колхоз, его пристроили убираться возле конторы: летом подметать, зимой снег раскидывать. Но была у него и другая работа, более квалифицированная. Если у кого возникала надобность забить скотину, звали его. Грамотно управлялся: и забьет и опалит хоть соломой хоть паяльной лампой, если надо и шкуру снимет, и тушу разделает.
Батю моего он пуще самых главных начальников уважал. Когда еще на конюшне работал, беда приключилась. Снабженец поселковый наслушался от конторских дамочек, что в лесу возле Боброва белых грибов хоть косу подпускай. А он, как беззобая курица, всегда голоден. Договорился с начальством насчет лошади и всей семьей отправился на добычу. Ахмета извозчиком взял. Добрались до леса. Перекусили, сабли наголо и, как чапаевцы, ринулись белых кромсать. Ахмет с кобылой остался, выбрал полянку, где трава пожирнее, и прилег на телегу отдохнуть. Час поскучал –– надоело. Достал из кармана авоську и тоже решил посмотреть, что это за сладость бесплатная. А в грибах не разбирается, с лесным коварством не знаком. Поискал вокруг полянки, ничего не нашел и незаметно, от дерева к дереву, дальше и дальше. Лешачок ему три подосиновика для затравки выставил, потом пяток мухоморов для потехи. Ахмету много не надо, он не жадный, повернулся лошадку  посмотреть. Вроде рядом был, а обратная дорога почему-то удлинилась. На полянку вышел, да не на ту. Стал кричать, никто не отзывается. Бредет наобум и чуть не плачет. Остановится, прокричит «АУ» и дальше бредет, не дождавшись ответа. А лешачок его то в болотистый кочкарник, то в чащобу малинника, то веткой по морде хлестанет, то валежину под ноги подставит –– любит над неопытными поиздеваться. Часа три кругами водил, но сжалился, вывел на спасителя. То бишь, на батю моего. Тот с полной корзиной к дому выбирался. Ахмет вцепился ему в рукав, трясется весь, то плачет, то хохочет. Батя еле выпытал, что приключилось. Еще труднее было узнать, где лошадь оставил. Довел его до сенокосной дороги, по которой они в лес въехали. Следы от телеги показал –– иди мол. Ахмет ни в какую. Боится. Пришлось прятать корзину в кусты, чтобы не таскать тяжеленную, и провожать до места.
А снабженец с женой и двумя дочерьми уже на телеге. Тоже перепуганные. Они  бы может и уехали, да Ахмет лошадку выпряг, чтобы животное по травке погуляло. Бросили бы извозчика, если бы запрячь смогли. Снабженец матерится, не обращая внимания на дочек. Жена орет. Ахмет молчит, только головой мотает. Пришлось бате и этих успокаивать. Еле управился, но когда на выезде из леса вытащил из кустов и водрузил на телегу полную корзину белых, снабженческая жена еще страшнее разразилась: опять глупый татарин виноват, что в пустой лес привез. Сами-то они на всю ораву пяток белых срезали, а остальное лисички, сыроежки, да старые валуи. Половина тары порожняком туда и обратно каталась. И снова, бедный батя, вынужден в дипломатию пускаться, объяснять, что пришел с утра и собрал всех белых до их приезда. Хотя на самом деле был в другой стороне.
После этого блуждания Ахмет молился на него, не знал чем услужить.
И вот подвернулся случай долг возвратить. Батя пришел, постучал ногтем по гипсу –– выручай калеку, айда свинью колоть. А боец почему-то мнется.
Батя понять не может. Обычно всегда готов, а тут вдруг заупрямился. И перед кем? Перед уважаемым человеком. Но, опять же, деваться бедолаге некуда, батя и не таких убалтывал.
Закололи.
Опалили.
Сели выпивать.
Ахмет все равно не в своей тарелке. То ежится, то ерзает. Но водка свое дело сделала. Осмелел немного. Извинился пять раз и попросил кусок сала. За деньги!? Батя смеется, с чего бы вдруг Ахмет к салу пристрастился. Он и раньше над ним подшучивал, когда тот от сала отказывался, но печенку-то брал, а она тоже свиная. А теперь вдруг сала захотелось, да еще и за деньги. Батя похохатывает, а тому не до шуток. Совсем раскис. Пришлось еще рюмку наливать, для прояснения ситуации. И все-таки выпытал. Признался Ахмет, что сало велел принести завклубом Минаич. После такой новости впадать в растерянность батькина очередь настала.
«С какой стати, –– спрашивает, –– он тебя ясаком обложил?»
«Надо сала, иначе тюрьма!»
«За что?» –– не понимает батя.
«За дело, –– шепчет Ахмет и уже совсем еле слышно. –– Политика»
Какое дело? Какая политика? И, главное, причем здесь Минаич, батя так и не понял. Видит, что проку от перепуганного мужичонки никакого, дал ему шмат сала и отправил домой. Денег, конечно, не взял. А сам-то, грешным делом, тоже не совсем трезвый. Шлея под хвост попала, хочется загадку разгадать. Маялся, маялся, потом надел парадный пиджак с орденами и отправился к Минаичу.
Вернулся поздно и очень даже шатаясь. Видимо, добавил. Да и как без бутылки в таком деле разобраться.
Матушка ворчит, а он, чтобы оправдаться, объясняет, что не мог не заступиться за обиженного человека. Подсел к радио «последние известия» послушать, но не утерпел. Выключил и начал возмущаться, а может и восторгаться, понять было трудно.
«Ну, прохвост! Ну, хитрован! Ну, темнила! Вот что значит лагерная выучка!»
Помолчал, поусмехался себе под нос, пару глотков чая  отпил, но усидеть не мог, пустился в рассуждения:
«Зона усиливает в людях два гаденьких качества –– чрезмерное уважение к сильным и безжалостное презрение к слабым. Уважение, допустим, вынужденное, а случая воспользоваться чужой слабостью эти никогда не упускают. И творят свое грязное дело с большим удовольствием. Те, кто попроще, мозги не напрягают, учуют шакальим нюхом слабину и прут внаглую, а кто похитрее на ровном месте запнуться вынудит. А Минаич тертый и перетертый. Не знаю, в какой он консерватории недоучился в музыкальной или художественной, но тюремную прошел без всяких  оговорок. Из яйца украдет. Бедного Ахметку мало того, что охомутал  так еще и кнутиком над головою пощелкивает. Подкараулил, когда тот пьяненький после забоя с куском печенки возвращался, и спрашивает, знает ли тот, в честь какого праздника весь советский народ на трудовые вахты вышел. Ахмет, конечно, знал, что Октябрьская на подходе, но Минаич уточнил для него, дескать не просто Октябрьская, а Великая Октябрьская Революция, которая дала народу свободу и отменила все религиозные предрассудки. А он, контрик, вместо того, чтобы встречать замечательную дату самоотверженным трудом, устраивает мусульманские оргии, ритуальные убийства свиней демонстрирует. А это –– прямая идеологическая диверсия. Для доходчивости Минаич спросил: посадят ли человека, если он контору подожжет или воду в колодцах отравит. Ахмет согласился, что обязательно посадят, если не успеют убить. Минаич и сказал ему, что с татарином, который режет свиней на революционный праздник, могут поступить так же, как с отравителем колодцев. А на свободе он только потому, что милиционер в поселке полуграмотный и народ темный ни в Карле Марксе, ни в религиях не разбирается. Но в Москве люди ушлые. Дойдет до них и полста восьмая статья обеспечена. Хорошо(,) если червонец припаяют, а могут и четвертак влепить.
Бедный Ахмет с перепугу отдал печенку. Умоляет никому не говорить, Клянется, что не только перед Октябрьской, вообще до самой смерти ни одной свиньи не заколет.
Только Минаичу с его обещаний никакого  проку.
Поздно, говорит, дело уже сделано, факты засвидетельствованы. Но если Ахмет будет приносить ему с каждой забитой свиньи по паре килограммов сала, то он, Минаич, дает слово благородного человека, что будет молчать.
Терять Ахмету нечего –– семь бед, один ответ».
Минаич, не стесняясь, рассказал бате о ловкой шутке и даже похвастался, что кое-какой запасец соленого сальца в зиму заготовил.
Батя заверил маманю, что строго посоветовал Минаичу завязать с ясаком и напомнил жулику, что у полста восьмой статьи много других пунктов.
Минаич к серьезным советам  всегда прислушивался. После праздника подходит и докладывает:
«Понимаешь, Лука, я ему сказал, что не надо сала, А он все равно принес, по-дружески, можно сказать. Не мог же я отказом его обидеть?»
И действительно –– деваться некуда –– друзей обижать нельзя. Особенно если они сало приносят.


Рецензии
Приметы быта, традиции, типы людей и характеры- во всём правда , изложенная иронично-ностальгически, великолепным стилем! В рассказе ожили шукшинские персонажи по сути своей, но ...микроскоп-Кузнечихина!

Алена Кейдюк   29.11.2015 10:19     Заявить о нарушении
Цикл длинный, порою кажется, чт пора завязывать, но проходит какое-то время и снова тянет туда.

Сергей Кузнечихин   01.12.2015 15:16   Заявить о нарушении