3. А. П. Щапов-историк- демократ

Афанасий Прокофьевич Щапов родился в 1831 Г. в Сибири, в семье  дьячка. в 1856 г. он кончил казанскую духовную академию, где защитил диссертацию русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви  и гражданственности в 17 веке и в первой половине 18 века. стремясь порвать с трактовкой раскола как обычной религиозной ереси, Щапов пытался представить раскол как нарожденное движение против крепостного права.
  В статье "Великорусские области и Смутное время(1606-1613)" Щапов раскрывает свое  понимание русского исторического процесса и обосновывает земско-областную теорию. Согласно представлением Щапова, складывание русской народности и государства в России совершилось в результате деятельности народных масс, которые постепенно общины. Областные общины были самоуправляющимися единицами,  слабо связанным между собой до 17 в. Интервенция  начала 17 вв. угрожавшая русскому народу утратой независимости, привела к объединению областей, к созданию народного ополчения, которое спасло независимость страны. В результате открылся новый период  в истории России, который Щапов называл союзно-областным. Он заявлял: русская история в самой основе есть по преимуществу история областей, разнообразных ассоциаций провинциальных масс народа- до централизации  и после централизации. С этой точки зрения вся русская история не то что иное, как историческое  развитие и видоизменение разнообразных областных общин в двух последовательно преемственных формах. В статьях" Земство, сельский мир и сельский сход" Щапов показал деятельное участие народных масс в организации органов самоуправления и влияние народа на политику правительства через земские сборы.
  В своей работе" Земство и раскол"(1862) раскол рассматривается Щаповым как " могучая, страшная общинная оппозиция податного земства,массы народной против всего государственного строя-церковного и гражданского". Щапов идеализировал областное самоуправление и земские соборы допетровской Руси,в которых усматривал органы всенародного представительства и даже находил прообраз будущего государственного строя России. После  вынужденного переезда в Сибирь ,Щапов создает теорию о непосредственном воздействии климата на общественное развитие .По его мнению ,природные условия,в которых протекают процессы складывания народа, вырабатывают в нем определенные физиологические свойства. Физиология людей определяет степень их умственного развития,которое Щапов признавал основным фактором общественного прогресса. Эта "антропо-социологическая" теория объясняла причину отставания России от европейских государств физиологическими особенностями русского человека,заторможенностью интеллектуального развития. Щапову принадлежит заслуга первоначальной разработки истории раскола в России,вопроса о народной колонизации страны ,о роли народных масс в развитии общинных учреждений.


Рецензии