Театральный сезон - Глава 9
Гутовский-Маяковский
Премьера - это праздник, но после праздников всегда начинаются трудовые и школьные будни. Так и у девочек в театре начался обычный театральный сезон. На второй спектакль в своей жизни она уже шли, как на работу, сосредоточенно и спокойно. Предварительно договорившись, встретились на остановке "Заусиновский овраг", где живут Лида и Тоня. Оле пришлось пройти одну остановку пешком, чтобы встретиться с подружками. Каждая из них неожиданно для себя думает: "Зачем играть второй спектакль? Самый хороший спектакль получается на премьере. Все радуются, что закончились репетиции, получают поздравления с премьерой и много цветов. Вдруг, второй спектакль пройдёт хуже, премьеры?" И каждая из них ещё не поняли, что уже мыслят, как настоящие артистки, потому что настоящий артист волнуется и сомневается перед каждым спектаклем, а не только перед премьерой.
- Автобуса долго нет. Мы не опоздаем? - спросила девочек Лида.
- Артисты в гримёрке рассказывали, что Чернышова приходит на спектакль за час до начала, оденется и молчит, курит, вживается в роль.- восторженно произнесла Оля.
- Нам-то зачем за час раньше приходить? Мы - массовка -поморщилась Тоня.
- Не говори так - заспорили девочки - мы артисты, как и все, и должны вести себя, как настоящие артисты.
- Ура, автобус!
Большой автобус с квадратными окнами подошёл к остановке, на которой уже собралось достаточно много народу, и в автобусе уже были пассажиры. Вечер и молодёжь направляется на центральную улицу города, улицу Советскую. Кто на танцы в центральный парк, кто в кинотеатр, а кто и в драматический театр на спектакль "Бабье царство", где играют эти девочки, но ещё никто не догадывается, что едет в одном автобусе с артистками.
Девочки еле-еле влезли в салон, а ехать далеко в центр. Сплющенные лица и руки девочек- вот, что увидели не попавшие в этот автобус люди.
Оля самая умная, недаром, что отличница в школе, заранее собрала с девочек по шесть копеек за проезд, и попыталась передать их по цепочке из рук в руки кондукторше, которая застряла в середине салона и не может к ним подойти.
В такой сутолоке им придётся ехать почти весь рейс, потому что театр находится на улице Советской, куда и едут все из пассажиров. К тому же и на других остановках автобус номер шесть ждут люди, которым тоже надо в "город". Так жители Сызрани называют между собой поездку на центральную улицу, где находятся самые большие магазины и скверы.
Наконец остановка "Художественный". Это кинотеатр, а в драматический театр девочкам придётся ещё пройти один квартал по улице назад, потому что автобус шестого номера спускается с горы на одну остановку позже. Тут из автобуса посыпались все пассажиры и вынесли юных актрис из душного вагона буквально на руках.
Девочки оправили платья и кофты, сбившиеся в беспорядочный ком на телах, перевели дух и пошли в театр.
Возле театра они заметили большие автобусы с заводскими рабочими. Профсоюзы организовали культурно-массовую поездку в театр для цеховиков и служащих своих предприятий. Билеты распространялись бесплатно. Профсоюз закупает сразу несколько рядов в партере и на балконах.
По-праздничному одетые и возбуждённые театралы заполонили всю площадь перед театром.
- За бесплатно и я бы пошла! - засмеялась Лида.
- Ты и так бесплатно идёшь - поддержала её Оля.
- Ой, там мальчишка из нашего класса с родителями - засуетилась Тоня - Я боюсь, вдруг он увидит меня на сцене?
- Гордись, что он увидит тебя на сцене - хором сказали подружки.
- Чем гордиться? Засмеют! Вы не знаете наших мальчишек.
- Не бойся! Тебя тётя Таня-гримёрша так накрасит, мать родная не узнает.
Девочки прошли по площади мимо толпящихся будущих зрителей и вошли в массивную железную дверь с надписью "Служебный вход".
Здесь они сразу забыли о школьных мальчишках и о людях на площади. Запах кулис и сцены, деловая подготовка к спектаклю, артисты снующие туда-сюда, декораторы, которые в последний момент вспоминают, что не туда отнесли декорацию, и спешно переставляют картонные стены и бумажные деревья.
Лида, Оля и Тоня решили перед началом спектакля сбегать в буфет и купить себе заранее бутылочку ситра и любимые пирожные "Картошка". Ступая по мягким ковровым дорожкам, держа в руках коричневые, с шоколадным оттенком, сладкие и овальные по форме "картошечки", они увидели его- Гутовского-Маяковского. Такую двойную фамилию девочки сами дали ему. Из-за тяжёлой бархатной шторы, скрывающей от посетителей служебный вход, вывернулся и идёт высокий стройный молодой мужчина, артист Гутовский. Девочки с ним хорошо знакомы. Он играет немецкого полицая в спектакле и отправляет их в Германию по сюжету. Грубый и, не выговаривающий на сцене ни одного русского слова, в жизни он большой любитель поэзии, особенно Владимира Маяковского. Он шёл уверенной походкой хозяина театра, широко расставляя ноги. И, казалось, что занял весь проход к лестнице. Девочки прижались к стене, как в спектакле, вытянувшись в струнки. Как и в первый же их репетиционный день, он остановился возле испуганных подружек и громко процитировал строчки из какого-то стихотворения Маяковского:
Грудой дел,
суматохой явлений,
День отошёл,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я и Ленин. -
Фотографией на белой стене.
Рот открыт
в напряжённой речи,
Усов щетинка
вздёрнулась ввысь,
в складках лба
зажата человечья
в огромный лоб
огромная мысль.
- Как вам стихи? - выдержав паузу, спросил он подружек.
- Мне нравится - поспешила ответить Оля и смутилась. Ей действительно симпатичен этот громогласный и властный мужчина, черноволосый, даже внешне похожий на поэта Маяковского. После первого знакомства с ним, она взяла в школьной библиотеке сборник стихов Маяковского и уже прочла некоторые из них.
- О-о-о! - протянул Гутовский - вы способные ученицы.
Он взмахнул рукой, как бы поправляя чуб, и пошёл дальше.
- Ух! Пронесло! - выдохнули Тоня и Лида.
- А ты здорово его ошарашила. Он не ожидал. Тебе что нравятся эти стихи в лесенку. Я ничего в них не понимаю - надула губы Лида.
Раздался первый звонок и девочки скрылись за шторой, откуда только что вышел Гутовский-Маяковский, поднялись по ступенькам в свою гримёрку.
- Девочки, где вы ходите? - засуетилась гримёрша тётя Таня - мне вас надо загримировать. Быстро переодевайтесь и ко мне.
Оля, Лида и Тоня закружились на месте, расстёгивая и задирая платья. Тут же сидела за своим столиком актриса Чернышова. Вдруг дверь гримёрки с шумом распахнулась и в проёме во весь рост, упираясь в верхний косяк головой, появился Гутовский-Маяковсикй. Три визгливых голоса оглушили гримёрку. Девочки с задранными платьями бросились в рассыпную кто-куда. Оля-за дверь, Лида-за шкаф, а Тоня просто присела, обхватив колени руками. Чернышова и глазом не повела, хотя находилась в нижней комбинации с тонкими бретельками.
- Всех приветствую с нижайшим поклоном!
- Ну что ты шумишь, девчонок напугал?
- Ах, простите, милые барышни, за неожиданный визит - раскланялся высокий и громогласный мужчина и произнёс, выходя:
Я недаром вздрогнул,
не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
Разворачивался
и входил
товарищ "Теодор Нетте".
Дверь захлопнулась. Раздался второй звонок.
-Девочки, девочки, ко мне, ко мне - завертелась гримёрша, собирая подружек, как цыплят, по углам. Спектакль прошёл хорошо. Зрители аплодировали стоя и долго. И также дарили цветы. Девочки выходили на поклон вместе с артистами и даже стояли впереди, как самые важные персонажи. Одноклассник Тони, которого она так боялась, вышел на сцену и подарил ей букет. Отчего другие актёры после того, как занавес опустился, пришли в полный восторг.
- Тонечка у нас прима-актриса.
А Лида и Оля только переглянулись и захихикали, прикрывая рты ладошками. Глазами изображая: " А ты боялась!"
После спектакля, почти в полночь, девочки добирались домой сами. вышли на своей остановке и, держась за руки, перешли дорогу. Оля уехала дальше. Её остановка конечная, то есть следующая. Район бараков считается окраиной города, дальше только поля и луга.
Сначала показался Тонин барак с полисадником. Днём в полисаднике красиво. С двух сторон располагаются клумбы с цветами "Золотые шары". Они пышно цветут весной, летом, и осенью. Вдоль забора густо разрослись кусты фиников. Некоторые ветви их висят через забор над тропинкой. Лида и Тоня сорвали несколько шершавых ягод и облизали их вяжущие шкурки. мякоти в этих ягодах почти нет. Пройдя между бараки, Тоня завернула к себе, а Лиде осталось пройти мимо общественных туалетов, котельной и мимо сараев к бараку номер десять.
Оля проехала на автобусе до конечной остановки под названием "Столовая" и свернула в частный порядок. Здесь они с мамой снимают угол за печкой у хозяев дома. Почти, как в сказке про Буратино и папу Карло. Утром в школу, поэтому артистки быстро заснули.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №215052601012