Река Обь адская река Эрлика

По утверждению таинственного адресата Р.Генона, известного под инициалами «J.C.», Сибирская Башня Сатаны может быть расположена в бассейне реки Обь: «река Обь географически представляет собой такую форму, которая служит опорой постоянной активности для определенной категории демонов»…

В индуизме «Вайтарани» (др.-инд. Vaitarani, «переносящая», «переправляющая») – священная река, протекающая на середине пути к царству бога смерти и справедливости Ямы. Бурный, быстрый и зловонный поток, полный крови, гноя, костей, трупов. Кишащая морскими гадами и плотоядными животными, кипящая, дымящая, изрыгающая пламя река (Гаруда-пурана. 2: 15-26). «Махабхарата» (I 158, 19) отождествляет эту реку с подземной Гангой: «Достигая (области) предков, Ганга становится Вайтарани, труднопреодолимой для грешников».

Тоже и у сибирских шаманов-камов. Земную реку продолжает шаманская синяя река Тойбодым (Тойбойдым), разделяя мир живых и мертвых, уходя в подземные обители Эрлика. Тойбодым имеет девять притоков – «Амар-Тимар». Именно через эту реку перекинут волосяной мост, по которому перебирается шаман в своих путешествиях в царство к Эрлик-хану. На берегу реки Тойбодым обитают морские чудовища-глататели, а на дне – кости умерших людей и камов. Название реки «Тойбодым», по которой текут кровь, слезы живых и мертвых людей, означает: «я не насытился», «ненасытная», что отсылает нас к «голодным духам» чудовищам Мангысам.

Возврат души умершего из реки Тойбойдым был невозможен. Они срывались в реку с волосяного моста и не могли выскочить из кипящей воды. В реке Тойбойдым, живут водяные чудовища — абра и Тутпалар, челюсти которых подобны большой лодке. Они охраняют дворец Эрлика и души умерших. Изображения Тутпа и абра в виде мягких подвесок обязательно входят в оформление шаманского костюма, располагались они сбоку в нижней части. Их имели в костюме шаманы мужчины и женщины, которые проводили камлания духам земли-воды (черсу), Эрлику и его сыновьям, кровным духам из категории чистых и другим кормосам *. На берегу реки Тойбодым находится замок Эрлика. В шаманских мистериях именем «Тойбодым» именовалась река Обь – «своенравный и ненасытный государь». В графических шаманских рисунках алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина, где представлена водная речная космогония алтайского шаманизма, Царство Эрлика помещено в низовьях реки Обь и называется оно - «Тойбодым – океан (ненасытный)». Ниже «Тойбодым» простирается стихия потопа – «чаик», выше – «Тенгис – море (многоводный)» и «Обь (глубокий)»**.

В мифологии хантов и манси р.Обь – космическая река вобравшая в себя сакральные смыслы Мировой реки/Мировой оси соединяющей три мира Вселенной. Космическая Обь воплощается в образе трех священных рек — небесной, земной и подземной, каждая из которых несет в себе черты единой мировой реки. По Оби герой может осуществлять путешествие в иные миры. Основной же его путь лежит в Нижний мир («вниз поплыл») для принятия Инициации. В одном из мифов хантов Обь, как река нижнего мира описана следующим образом: «Ехали, ехали и доехали до катящей гальку каменистой Обь; через нее плотно сооружена плотина из мамонтов и юров [мифические животные с огромными рогами, живущие под водой или землей]. Они вошли в семибездную священную воду и начали махать мечом. Куски мамонтов и юров стало относить течением. Они пробили плотину из мамонтов и юров, сели в лодки и начали грести».
Река Обь течет в нижнем мире, куда герой, сын творца Тарыгпещни малясов (он же Мирсусне-хум), проникает через отверстие в скале, которое символизирует сакральный центр мира — точку, в которой начинается путь во все сферы Вселенной. «На том месте, — говорится в мифе, — где небо свисает, скала с дырой обтянута семикратным железным перевесом [рыболовная сеть]». Вход в нижний мир стерегут старик со старухой, хозяева железной сети, которые хотят убить героя. Но он сначала превращается в железного ястреба и прорывается через сеть, падает в священные воды нижней реки, превращаясь в железную щуку. Священная река проходит и через средний мир, и этот ее отрезок является началом пути мифических богатырей в другие сферы вселенной. Она существует и в небесном мире и тогда называется «священной семибездной» рекой, дублируя этим эпитетом «семибездное небо».

Устье священной реки Обь впадает в Северное море — в Нижний мир, царство холода, мрака и смерти. Вот как описывается в мифологии хантов и манси вторжение обитателей этого Нижнего мира на землю людей: «Из залива Северного моря, из края Северного темного священного моря, темноводного благословенного моря выплыло множество лодок с берестяными бортами; с громом едут по шести обским городам, по семи обским городам. У кого хорошая дочь — того покидает хорошая дочь, у кого хороший сын — того покидает хороший сын. С каждой зарей все ближе они, с каждым закатом все ближе они. У кого маленькая дочь — его маленькую дочь стреляют, у кого маленькие сын — его маленького сына стреляют стрелами величиной с чешую сырка». Души убитых увозят на лодках вниз по реке в Мир мертвых***.

Источники
* Дьяконова В.П. «О значении реки и воды в культуре тюркоязычных народов Саяно-Алтая» // Реки и народы Сибири: Сб. науч. ст. — СПб., 2007. — стр. 127–150.
** Еркинова Р.М. «Шаманский мир в рисунках Г.И. Чорос-Гуркина» // Вестник Томского Государственного Университета, № 316, Ноябрь, 2008, стр. 80.
*** Павлинская Л.Р. «Реки Сибири» // Реки и народы Сибири: Сб. науч. ст. — СПб., 2007. — стр. 18-55.


Рецензии