Михаил Врубель. Ангелы и Демоны

М.Врубель.Демон сидящий.1890г

        Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.
      Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

    Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года.Семья часто переезжала.

     По сохранившимся врубелевским письмам гимназического периода вырисовывается довольно отчетливый образ: типичный отличник, отчасти - в меру, приличную естественному юношескому кокетству, - пижон, общительный, начитанный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, щеголяющий иностранными словечками и комичными галлицизмами, играющий красотами эпистолярного слога не столько от избытка литературной фантазии, сколько от желания быть забавным в скучном жанре родственной переписки.Любовь к рисованию унего проявилась с самого детства.

    После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении.

  Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова, его аналитический подход к построению формы. Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы,"гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм".

     Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов.
 
     Художник обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактов.

      Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе

    Наиболее самостоятельной и интересной по своему решению является икона "Богоматери с младенцем"для Кириловской церкви в Киеве. В идеальной правильности овала лица и строгой красоте черт Богоматери, в  ее позе есть отдаленное сходство с  памятниками древнего русского искусства.

   В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К. И. Коровий, В.М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова.

        Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть относилась к "Демону". Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демона жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.

   Демон сидящий.1890г(Иллюстрация вверху)

    Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта.
     Юноша присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий и о верности избранной дороги. Тяжелые атлетические мышцы обнаженного торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли. Напряжены бугры лба, вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта.

     Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия. Весь холст пронизан хаосом тоски, горечью неосуществленных сновидений. На наших глазах как бы формируются поразительные по красоте минералы.

     Но радость бытия уходит вместе с тающими лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды.

Демон летящий.
 В 1902 году Врубель создает самое трагическое свое произведение "Демон поверженный". Как изменился герой картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика.

    Это полотно Врубеля не имеет аналогов во всей истории живописи по странным сочетаниям холодных и теплых тонов, напоминающих самородки или таинственные друзы никому неведомых горных пород.  С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломлены руки.

     И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.

   В период работы на "Демоном поверженным" у Врубеля начинают проявляться признаки психического надрыва. Человеческое тело не выдержало нечеловеческого труда. Вот как рассказывала об этом Е.И.Ге: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку.

"Царевна-Лебедь".
 Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

 В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

    Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

"Пан". 1899 год.
        Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц. О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.

 
    1896 год, когда вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой.

    «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Лобатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился»

        Надежда Забела хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки» — так говорил о Надежде Забеле Гнесин.

       Бурный роман завязался очень быстро, намерения Врубеля были чрезвычайно серьезны, и скоро с его стороны последовало предложение руки и сердца. Надежда Забела ответила согласием, и в 1896 году состоялась свадьба.
 
    Он создает сюиту портретов своей супруги Н. И. Забелы-Врубель. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажей его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.

    Надежда Забела пребывала в постоянном страхе — она была уверена, что ее любимый муж постепенно лишается рассудка. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника — в то время Забела была беременна. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться.
      Впервые увидев сына, Врубель был потрясен — лицо младенца было исковеркано «заячьей губой». Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Художник впал в тяжелейшую депрессию, его не интересовало ничего, кроме его демона.

     В 1902 году, год спустя после рождения сына, Врубель завершил картину. «Демона» перевезли для выставки в Петербург. Полотно уже стояло в выставочном зале, но Врубель не унимался: каждое утро ее переписывал. Очевидцы не без мистического трепета наблюдали происходящие с лицом Демона бесконечные метаморфозы. Теперь даже скептикам стало ясно, что шедевр творил не просто талантливый художник, а настоящий гений.

     В том же году маленького Саввушку было решено перевезти в Рязань к родственникам, но в пути Врубелю стало совсем плохо, и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику. Периоды относительного облегчения, когда он жил дома, сменялись все более тяжкими обострениями, и его вновь переводили в лечебницу. А в 1903 году семью постигла настоящая трагедия — Саввушка простудился и умер от крупозного воспаления легких.Смерть Саввушки окончательно подкосила рассудок Михаила Александровича.

     Только тяжкий недуг - плод невыносимого нервного напряжения, нечеловеческого труда и многолетнего непризнания оборвал блистательный поток картин, чарующих нас дивной красотой, совершенством языка, первичностью ощущения прекрасного.

      В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Врубель уже не мог рисовать — у художника резко прогрессировала слепота. Последнее полотно — портрет Брюсова — Врубель рисовал почти на ощупь, стараясь разглядеть тающие перед глазами черты поэта. Завершить эту картину так и не удалось — в 1906 году художник полностью ослеп.

    Врубель ушел из жизни 1 апреля 1910 г. в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия Художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: "..у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение". Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе -с уходящей эпохой 19 столетия.

    Художник оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей будничного величавыми образами".

Галерею картин художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1821351


Рецензии
Миссия Врубеля, так же, как и Лермонтова - создать образ Богоборца, то есть человека, выступающего против устарелых норм и церковных (идеологических) понятий... Врубелевский Демон, подобно Шекспировскому Гамлету и Фаусту Гёте, бросали вызов обществу, чтобы это общество изменилось к лучшему... Как врач иногда причиняет боль пациенту, чтобы вылечить болезнь, так и все Демоны Врубеля шокировали и тем самым лечили закостеневшее человечество... Но такую великую задачу Небеса, конечно, поручали Сильным и Светлым Личностям, и Михаил Врубель - на первом месте среди них...))) И его Святая Душа, несмотря на новаторский, шокировавший обывателей стиль, чувствуется во всех его работах...

Светлана Шакула   18.07.2018 21:19     Заявить о нарушении
Чтобы понимать Врубеля,нужно жить его чувствами понятиями.У него был особенное восприятие мира,не все могут попасть на его волну.Отсюда и неоднозначный подход к его творчеству.Красиво вы о нём сказали.Было что-то личностное и светлое в его работах.

Алина Алексеева-Маркезин   19.07.2018 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.