1. Похождения пройдохи Алдар-косе. Грабитель

от Зеленого Колпака по мотивам древних казахских преданий

От Зеленого Колпака:
Давным-давно, в одной бедной казахской семье родился мальчик, которому дали имя Чагатай. С самых ранних лет рос Чагатай хитрецом, плутом и обманщиком. Когда Чагатаю исполнилось 20 лет, на его верхней губе и на подбородке не пробилось ни единого волоска. Известно, что безбородых казахи называют "косе", поэтому и Чагатая стали называть Алдар-косе, что значит безбородый хитрец.  Проделкам Алдар-косе не было конца. С каждым днём молва об Алдар-косе всё больше разносилась по всему свету. Те, кто был им обманут, злились на него, а простые люди только посмеивались над его проделками. Так что, вскоре Алдар-Косе стал народным казахским героем, который ничуть не уступал в своей славе таджикскому народному герою, пройдохе и мошеннику Хаджи Насредину.
Ну, что ж. У каждого народа свои герои. Предлагаю вам послушать несколько историй о похождениях Алдар-Косе, славного казахского плута и мошенника.

1. Алдар-Косе. Грабитель с большой дороги

Однажды, байский сын оседлал коня и погнал на базар двадцать овец. Отец ему говорит: «Будь осторожен, сын мой, не забывай о знаменитом обманщике, безбородом Алдар-косе. Берегись встречи с ним, не успеешь оглянуться, как он заберёт твоих овец».
Первым встречным байского сынка оказался Алдар-косе, с наклеенной седой бородой и усами. «Куда путь держишь, сынок? Уж не на базар ли гонишь овец? Молод ты, не знаешь, что к вечеру базар расходится. Продавать овец нужно с утра. До чего же беспечен отец, отпустивший сына на базар с таким количеством овец и не давший ему опытного провожатого! Сын мой, ночью опасности подстерегают человека на каждом шагу. Заезжай-ка ко мне, я живу рядом. Переночуй у меня, а утром я сам пойду с тобой на базар и помогу продать овец» - «по-отечески» сказал Алдар-крсе, и молодой сын бая тот час принял его любезное предложение.
Приведя молодого простофилю в свою юрту, пройдоха Алдар напоил его вином, а когда гость уснул пьяным мертвецким снов, зарезал овцу из его отары, зажарил и, наевшись до отвала, скатал юрту, погрузил её на своего верблюда, сел на байского коня и угнал его овец, неизвестно куда.
Утром, когда байский сын проснулся, после тяжелого пьяного сна, то обнаружил, что лежит на земле под открытым небом, я кругом степь... ни юрты, ни его овец, ни его коня.
Ну, разве не молодец Алдар-Косе!?


Рецензии