А дорогу надо открыть...
Памир на полгода закрыт по сухопутью. Снег, ледники. Связь только по воздуху. С мая по ноябрь завозится все необходимое грузовичками. Пыхтят, нагруженные ЗиЛы, но везут продукты, бензин, стройматериалы — все необходимое для жизни и существования Горно-Бадахшанской области, ну и нас родимых тоже, на предстоящее полугодие. Дорога в основном проходит по берегу реку - границы, русло Пянджа извилистое и в некоторых местах справа и слева от нашей дороги оказывается афганский берег. В некоторых местах — наоборот. Такая география.
Как-то в конце августа, воодушевленные нашими проблемами, "ребята", бывшие совсем недавно наши противники с той стороны, устроили «междусобойчик» с нашими «союзничками». Все бы ничего — пусть себе разбираются, но, во-первых, как-то перед «нашими» немного неудобно, а главное, стали они "фейерверками" да шутихами обмениваться аккурат через выступ нашего берега в глубь их территории. Дорога встала. Пробка вмиг возникла километров на 50-60… Не очень-то это правильно!
Приказ поступает простой — что хотите делайте, но дорогу откройте. Собрались, снарядили (извиняюсь за выражение, но из песни слов не выкинешь) «матюгальник» — это громкоговоритель такой на базе бронированной машины (слышно далеко, плюс эхо в горах — ого-го!) и поехали с теми "ребятишками" полюбовно договариваться. На всякий случай — конечно для полноты дружеской аргументации, наверху поставили батарею шутих, под названием «Град». Подтянули их ночью, но увидеть их утречком уже можно, а вот достать с той стороны сложнее. Шутихи те, не в пример их фейерверкам, более дальнобойные.
Взяли с собой на роль «говорителя» местного товарища — вроде бы как это просто местные жители переживают, что дорога закрыта, а мы — служивые, здесь совсем не при чем. Сказал наш «выступающий» несколько фраз про мир-дружбу-жвачку, а потом дружелюбно так спрашивает, мол, какой будет ваш ответ?
(Небольшое отступление. Мы поставили тот «матюгальник» на самой дороге внизу возле берега реки и товарищ стоял на его крыше с микрофоном в руках. Сами — нас было трое — поднялись чуть выше по склону и мирно там топтались.)
С началом наших пламенных речей в «междусобойчике" возникла определенная пауза. Мы стоим, ждем, что будет дальше и тут слышим «ответ»… Точнее сначала пролет того "ответа". Бух! Взрыв чуть выше и метров в 30 за нами. Тут же свист осколков. Паша (один из нас), очень опытный "турист" по афганскому направлению, позитивно так и очень спокойно вытащил сигарету изо рта и заметил, что калибр был как минимум 82 мм. Володя, не менее опытный, с ним степенно согласился. Я оглянулся наверх, глянул на ту сторону, мало ли вдруг еще какой «ответ», а потом уже на «матюгальник». Вижу — нет нашего дорогого оратора. А мне за него просто голову свинтит начальство! Скачками вниз (Паша с Володей курят дальше, как ни в чем не бывало!) и в некотором волнении хватаю микрофон, сиротливо лежавший на броне…
Короче, сказал тем «ребятам» все, что о них думаю, проехался по матерям, аллаху, вспомнил про их души… В запале, предложил нашим «градовцам» наверху расчехлиться, подготовится и ждать команды. Как потом мне подсказали, говорил я на дари, но как-то больше и на том самом варианте русского языка, который многим за границей уже вполне понятен и даже привычен, но увы, совсем непечатен…
Тоже, на автомате, ляпнул, мол, жду ответа. Тишина (как в кино: "...и мертвые с косами стоят!"). Опять тишина. Простояли мы минут 15–20. Нашелся и наш «говорильник» — спрятался под днище, сердешный, дабы ничем не задело. Сказал всем присутствующим от нас спасибо, мол, ответ понятен! Собрались, поехали на базу.
А на базе встречает нас Сашкина жена и так вежливо, культурно спрашивает, но явно с ехидцей, мол, а кто это там беседы-разговоры задушевные вел так, что километров на 5 в округе было слышно. Не уж то ты? Я ж имел такую репутацию, что вы, весь из себя такой культурный — вежливый, а на деле то, а? В общем, покраснел я в ответ на все расспросы и поплелся пристыженный в казарму.
Ночь прошла спокойно. «Градовцы» — бедолаги ночевали на позиции. Но машины мы запустили, пробку рассосали. Утречком наши «союзники» в категорической форме затребовали встречу. На встрече рассказали, что те «ребятушки» ночью собрались и убрели неведомо куда. Почему-то… А чтобы нам стало веселей, да и в знак своей благодарности за наши толковые речи, привезли с собой те «союзники» 2 ящичка с бутылочками стеклянными. С красненькой этикеткой и с неведомой надписью Stolichnaya на зарубежном языке. Мы ж языкам не обучены, а попробовать надо, вдруг отрава какая? Наши «градчики» — артиллеристы значит, с боооольшим удовольствием всю ночь ее и пробовали. Ну и мы конечно с ними были. Не могли бросить их в такую непростую минуту. Сам погибай, а товарища выручай!
Свидетельство о публикации №215052601502