Сей же род изгоняется только молитвою и постом

“сей же род изгоняется только молитвою и постом.”
(Матф.17:21)

Копирайт
Мысли на каждый день года
по церковным чтениям из Слова Божия

Неделя десятая по Пятидесятнице
 (1Кор. 4:9—16; Мф.17:14—23)

;;; «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научная своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

***

Одержимость бесами сегодня...

Источник:http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=981

Священник Константин Пархоменко
Как проявляется одержимость?


  Одержимые люди на самом деле существуют. Вы помните, что несколько месяцев назад в Россию привозили большую святыню: Пояс Божией Матери. Я присутствовал в храме в тот день, когда Пояс привезли в Петербург. Бесчисленной чередой подходили люди и прикладывались к Поясу. Вдруг храм сотряс страшный вопль. Я находился в алтаре, достаточно далеко, но даже у меня побежали мурашки по коже и я выбежал посмотреть, что же происходит. А происходило вот что. Интеллигентная по виду и стильно одетая женщина вдруг, приблизившись к Поясу, упала и закричала диким, нечеловеческим голосом. Сразу вспоминаются рассказы Евангелий о том, как Христос проходил мимо групп людей или входил в какие-то собрания и люди начинали кричать: бес, находящийся в них, себя обнаруживал!

  Скажите, друзья, а разве вы никогда не видели, как у вашего товарища или коллеги, когда вы заговариваете о вере, о Церкви, вдруг меняется лицо? И с современным и толерантным человеком, с которым и поболтать, и обсудить новости можно, и он всегда оказывается терпимым и широким в своих взглядах, при упоминании о христианской вере вдруг происходит что-то странное?
Кстати, для меня типичным примером такого беснования является Невзоров.

  Порой, чтобы понять, что с человеком что-то не то, достаточно просто посмотреть ему в глаза… Это может быть современный и даже известный человек, может быть политик, бизнесмен или артист. Посмотрите в его глаза – и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.
Беснование – не средневековый миф, а реальность. Просто раньше, при простоте людей, это все проявлялось нецивилизованным образом: человека корежило, он орал непристойные вещи. Сегодня бес действует в соответствии с культурным уровнем людей. Человек может быть светским львом, но бесов в нем больше, чем в бесноватом, который кусается и бросается на людей…

Насколько распространено это явление?

  Я бы сказал, что существуют разные формы беснования. Есть, если принять современный стиль определений, то, что я бы назвал «мягкой формой» и «серьезной формой» беснования. Мягкой формой беснования одержимы все люди, в которых есть непобежденные страсти. Поясню, что такое страсть. Это уродливо искаженное чувство, чувство, которое из-за наших грехов исказилось, стало ненормальным.

 Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот когда мужчина будет стремиться к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин удовлетворять свое желание, – это страсть.

  Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания – это страсть.
Страстью может быть не только блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д.

  Страсть – это уродство чувства. Это мука, преодолеть которую очень трудно. Так вот, святые отцы открыли потрясающую тайну наших страстей и нездоровых желаний. Оказывается, кроме наших собственных слабостей и потакательств, тут не обошлось и без влияния темных бесовских сил, подталкивающих нас вновь и вновь совершать грех. Бесы оккупируют душу грешника, потакающего страстям, и скоро такой человек становится игрушкой в их лапах.
Грустно, когда человек не желает изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, одержимый страстью к вину, если его лишить «дозы», превращается в демона, который готов растоптать самое дорогое в его жизни.

И с этим ничего не поделать?

  Конечно, поделать! Опыт священнического служения показывает: если человек, даже не имеющий сил сопротивляться какой-то страсти, ведет церковную жизнь, то искушения постепенно отступают. Многие люди говорят, что сами, без исповеди и Причастия, они не справились бы со своей страстью. Благодать Божия – изгоняет бесов.

Чем отличаются проявления одержимости от симптомов психической болезни?

  Отличий таких немного, поэтому порой бесноватого можно принять за сумасшедшего, и наоборот. Но такие отличия есть. Бесноватый – это практически всегда человек недобрый, испытывающий отвращение к благочестию и святыне. В подавляющем большинстве случаев бесы вселяются в человека, который своими грехами приготовил для них жилище: собственную душу. Убийцы, насильники, блудники, кощунники, циники, оккультисты, сатанисты… это начало длинного списка людей, являющихся бесноватыми, в какой бы, как мы выражаемся, «форме» это ни протекало.

Но надо сказать, что многие люди, считающие себя бесноватыми, на самом деле не бесноватые, а просто находятся в состоянии какого-то психического расстройства.

Как этот «недуг» попадает в человека? В какой момент?

  Это не недуг. Недуг – это то, что, попадает в нас помимо нашей воли. Здесь же человек приготовил душу своими сознательными действиями, если так можно выразиться, он шел к тому, чтобы стать бесноватым.
Бесы проникают в нас из-за наших грехов. Старайся жить христианской жизнью, исповедуйся и причащайся – и эта беда тебя не постигнет.

С кем это может случиться?

 Я уже говорил, что беснование – это беда, которой подвергаются люди, не защищенные благодатью Божией, не ведущие христианской жизни. Хочешь быть свободен от этого? Веди церковную жизнь, старайся исполнять заповеди Божии – и ничего не бойся.

Зачем «зло» вселяется в человека?

  Это не безличное зло. Существует некий вдохновитель и инициатор зла – сатана, диавол… Имен у этой сущности много, но по сути имя его одно: враг рода человеческого.

Когда-то это существо взбунтовалось против Бога. К сатане примкнули некоторые ангелы, так что получилось противобожественное царство: мир бесовский.
Эти сущности думают (а, может, уже и не думают, а просто злятся и подличают), что они смогут в вечности получить какую-то свою часть и какую-то свою, изолированную от Бога, жизнь. Конечно, это миф. Никакой жизни вне Бога в том мире, который наступит после преображения Вселенной, не будет.

Так вот: диавол, сам идущий к погибели, мечтает, чтобы и любимое создание Божие – человек, который призван к вечной жизни, – также погиб. Вы спросите: но если бесы знают о том, что их конец неминуем и он будет печальным, то почему же они все еще сопротивляются и так подличают? Я думаю, тут подойдет аналогия с врагом, который окружен и понимает, что он все равно проиграет, но продолжает агрессивно защищаться, чтобы хоть кого-то с собой на тот свет утащить.

Расскажите, пожалуйста, о примерах из Вашей практики.

  Однажды в храм пришел один человек. Это был молодой парень, молдаванин, из молдавской деревни. Он по-русски не говорил, с ним был двоюродный брат, который переводил.
Этот молодой человек был в отчаянии. С его женой, молдаванкой из его же села, уже несколько дней творилось что-то невообразимое. Она на всех кидалась, порвала и спустила в унитаз иконки, изрыгала проклятия, была совершенно невменяемой. Потом эти приступы проходили, и она снова становилась обычной женщиной: доброй, спокойной.
Молодой человек рассказал, что жена его занималась колдовством, как и ее бабка. Сама женщина в детстве была крещена, но в храм не ходила, не молилась, воспитывалась без веры. И вот теперь такое…
Я попросил завтра привести эту женщину.

Они привели ее вечером, у меня как раз заканчивалось занятие взрослой воскресной школы, которое проводится в боковом приделе храма. Миловидная молодая женщина с интересом крутила головой, все рассматривала. Мы с учащимися прочитали после занятия молитву, и я к ней направился. Вдруг лицо этой женщины изменилось, она попятилась. Ее крепко держали. Я подошел совсем близко. Женщина съежилась, а когда я осенил ее крестом, дико завыла и бросилась на меня. Она ухватилась за мою рясу, выла и что-то кричала по-молдавски. Я положил ей руки на голову и молился. Постепенно, в течение полуминуты, женщина затихла и сползла вниз. Ее отцепили от меня – ряса была порвана. Женщина пришла в себя, встала, ничего не помня, и со страхом глядела на меня.
Я попросил привести ее завтра к Причастию. Ее привели в храм.

Причащаться подвели последней. Женщина упала и привычно завыла, не желая причащаться, но мы над ней помолились, и она немного успокоилась. После Причастия совсем успокоилась и просветлела лицом. Долго сидела в храме на скамейке, не желая уходить.
На следующий день эти люди уезжали домой, в Молдавию. Я наказал им ходить в храм и, конечно, всякое колдовство навсегда бросить. Рассказал, как сделать первые шаги по пути воцерковления. Это пример вот такого, особого, случая. Бес проявился в самой дикой, примитивной форме. Но и женщина была из глухой молдавской деревушки.

Но ежедневно я встречаюсь с людьми, которые одержимы бесами из-за своей греховной жизни. Но бесы эти так себя не проявляют. При общении это могут быть весьма симпатичные люди. Но коснись некоторых тем, разговоров о исправлении, исцелении жизни – и тут бесы себя проявляют, человека аж крутить начинает.

Как выгоняется этот недуг из человека?

   Рецепт изгнания дал Христос. Он сказал, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Нормальная церковная жизнь, исправление своей души, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, молитва и посильные аскетические упражнения (например, пост) – и душа исцеляется.
Не нужно куда-то ездить, искать старцев… В каждом храме (а их в Русской Православной Церкви сейчас около 30 тысяч) совершается Божественная служба. И мы можем там исцелить душу и прогнать всех бесов.

Как можно вылечить человека, одержимого этим недугом? Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не попасть в «зону риска»?

«Зона риска» – это все люди, ведущие греховную жизнь. Помните, что человек, живущий в мире, либо находится с Богом, либо, если он не с Богом, становится лакомым кусочком для бесов. И они, будьте уверены, найдут ключ к этому человеку, подберутся к нему.
Поэтому самое правильное: не отлучать себя от Бога и от Церкви.

Когда корабль долго плывет, на его днище налипают ракушки, водоросли… На Церковь, плывущую курсом Спасения, тоже что-то налипает. Недостойные священнослужители, злобные верующие, сплетни о том, что кто-то что-то сказал или сделал… Друзья! Не обращайте на это внимания! Не дайте лукавому увлечь вас этими сплетнями и отлучить от Спасения и Жизни Вечной. Помните, что, по мысли святых отцов, «самая хитрая уловка диавола – всех убедить, что его нет».

Но есть Бог, есть Спасение и будущая вечная Жизнь! И есть тот, кто не хочет нас туда допустить… Имя ему: враг рода человеческого.

Ответы журналисту газеты «Вечерняя Москва»

На портале «Православие и мир» вышел обзор мнений экспертов по поводу личности прорицательницы Ванги, интерес к которой вновь поднялся после выхода по Первому каналу фильма «Вангелия». Однако вещи, очевидные для воцерковлённых людей, далеко не всегда с лёгкостью принимаются людьми внецерковными. У зрителей фильма существует своя, в общем то, понятная логика: как вообще можно называть колдуньей или сатанисткой человека с такой доброй и чистой душой? И даже если Ванга стала невольным, неосознанным орудием в руках нечистых сил — как такое допустил Бог?

В самом деле, в фильме, снятом в соответствии с официальной биографией Ванги, есть моменты, которые заставляют невольно сочувствовать ей даже знакомого с христианством зрителя. Представьте себе: малолетнюю девочку уносит смерч. Она теряет зрение. Попадает в дом слепых, где встречает настоящую любовь. Всё идёт к свадьбе — но тут приходит письмо от отца, и он вызывает дочь домой, где юной слепой Ванге приходится ухаживать за маленькими братьями и сёстрами, шить до рассвета, жить в нищете — и ещё помогать людям из-за неизвестно откуда посетившего её дара. Чем не биография для святой? И в Бога она верила, и в храм ходила.

Кстати, доброту Ванги не отрицает и протоиерей Ангел Ангелов — настоятель храма Святой Софии (София, Болгария). В частности, в своём интервью он заявляет: «Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти». И, конечно, возникает вопрос — как же так получается?

Я не рискую ответить на этот конкретный вопрос — в том, что касается Ванги. Никто со стороны не может узнать всю сложность внутреннего устроения другого человека и его отношений с Богом, мы позволяем себе судить лишь по внешним проявлениям и по плодам. Но с явлением одержимости как таковым мне в жизни однажды приходилось сталкиваться. И — вот удивительно — у предельно чистого, предельно невинного человека.

Вообще, одержимость в узком смысле слова — явление крайне редкое. Один раз я видела, как явно не совсем психически здоровая девочка общалась с Герингом (да-да, тем самым Германом Герингом из Третьего рейха). Мне тоже показалось, что она явно одержима, но один образованный монах мне впоследствии пояснил, что шизофрения, хоть и может быть вызвана оккультными практиками, не всегда сопровождается непосредственным бесообщением, и может быть проявлением уже больных, но собственных фантазий разума. И потому, помимо церковных средств, здесь необходимо медикаментозное лечение у специалиста. Осторожный был монах, рассудительный.


Но классическая одержимость — это явление иного порядка. В отличие от свободного выбора общения с «Герингом», она чаще всего полностью подавляет волю человека. Одержимый человек чаще всего не помнит того, что творил под влиянием бесов. В обычной жизни он может вести себя вполне прилично, а главное — по результатам обследований врачей такие люди часто оказываются вполне здоровыми. Одержимость — это когда бесовская воля полностью подавляет собой человеческую. Можно рассуждать, по каким причинам попущено человеку такое состояние, но следует признать, что контролировать беса в таком состоянии человек не может. Я видела нечто подобное всего однажды.

В апреле 2009-го года актриса и автор-исполнитель православных песен Светлана Копылова пригласила меня на Пасху в восстанавливающийся храм в селе Липовка — в усадьбе «царского» поэта Бехтеева. Туда, кстати, ездила в последний год жизни и ныне покойная певица Валентина Толкунова. Служили тогда в вагончике рядом с храмом, ещё не готовом для проведения служб. Прихожане подобрались самые разные: простые люди, ратующие за возрождение храма из Липецка, Воронежа и других городов. Шла Страстная седмица, службы были каждый день, и не по одной. Мы ходили на все службы, и мне, признаюсь, не особо ревностной по части богослужений, тоже пришлось «не отрываться от коллектива», за что я сейчас «коллективу» очень благодарна.

В числе прочих прихожан на этих службах были мама с дочкой. Девочка — сущий ангелочек. Ещё несовершеннолетняя, но искренне верующая, удивительно добрая, отзывчивая, никогда не отказывала в помощи, занималась украшением вагончика к праздничной службе, и вообще все не могли нарадоваться ею. И каждую службу, как по часам, как только начиналось чтение Евангелия, эта удивительная крошка в прямом смысле слова отключалась. Падала в самый настоящий обморок (притом, без притворства — если её не подхватить вовремя, падала очень даже сильно) — и не приходила в себя до окончания службы.

По словам плачущей мамы, врачи ничего не могли сделать. Психических или физических отклонений у ребёнка не выявлено. Никаких «Герингов», никаких оккультных практик. Ни в чём эта девочка не выражала желания общаться с потусторонним миром. Более того, ходила в Церковь, исповедовалась, причащалась. И чётко отключалась на каждой службе именно при чтении Евангелия — ни раньше, ни позже. Дозваться, достучаться, разбудить её было невозможно. Ни оклики, ни пощёчины, ни вода в лицо — ничего не помогало. И лишь после окончания службы она медленно приходила в себя — и ничегошеньки не помнила о своём обмороке.

С девочкой чаще всего прямо в храме сидела я — опять же, скажу честно, не из великого милосердия (хотя девушку было жаль до боли), а ещё и потому, что уставала стоять на долгих службах. И навсегда запомнила эти пустые, ничего не выражающие распахнутые глаза. Девочка лежала у меня на коленях, как мёртвая, смотрела застывшим взглядом, и зрачки её не реагировали на свет. Для меня — человека без малейшего мистического опыта (слава Богу, ни откровений, ни сверхъестественных чудес, ни оккультного опыта в жизни не было) — это было поистине жуткое зрелище. Помню, пыталась тихонько молиться за неё Иисусовой молитвой, и тогда девочка чуть шевелилась, и казалось, что подлинная её суть, замученная и страдающая, тоже тянется к молитве, пытается прорваться сквозь безжалостную пелену в сознании — и не может.

Всё ещё не веря со своим юридическим скептицизмом в очевидность происходящего, я однажды сделала опасный эксперимент, которого, возможно, не следовало делать. В детстве, когда и я, и мои друзья были абсолютными атеистами, мы смотрели «Секретные материалы», и лично меня очень впечатлил образ одного отрицательного героя — Алекса Крайчека. Конечно, Алекс был для нас лишь художественным образом, а не реальным существом, но мы для простоты стали обозначать именно этим именем зло как таковое, считая это лишь творческой персонализацией зла.

И вот на одной из таких служб, сидя с той девочкой, я беззвучно позвала её: «Алекс». Понятно, что девочка не только понятия не имела, какое значение скрывается для меня за этим именем, но и расслышать его не могла. Тем не менее, если на своё собственное имя она не откликалась, то здесь воспрянула и, не приходя в сознание, обернулась. Вот здесь мне стало по-настоящему страшно. Лежит у меня на коленях под видом девочки непонятное существо, и ещё отзывается! Безумно, невероятно, невозможно — но факт. И я бы ещё решила, что мне всё это снится, но ведь полон храм свидетелей!

После серьёзного разговора с её мамой выяснилось, что в детстве ребёнок тяжело болел, и мать таскала его по всем мыслимым и немыслимым экстрасенсам, и те проводили с девочкой различные обряды. После этого ребёнок поправился, и до тех пор, пока семья не воцерковилась, проблем с девочкой не было. Мама в былых грехах каялась, как могла, но ничего не помогало. Настоятель храма, отец Аристарх, тоже оказался батюшкой осторожным и рассудительным, и памятуя о том, что на отчитки требуется официальное церковное благословение, никаких отчиток не проводил, только молился постоянно за эту девочку, исповедовал её и причащал. А девочка от Церкви не отворачивалась, со стоическим усердием ходила на службы, и всё повторялось вновь: читали Евангелие, мы уже стояли на подхвате, она падала, мама плакала, батюшка молился.

Закончилась эта история неожиданно и хорошо. Просто так, чудом, Божьей милостью. Наступила пасхальная ночь, и, охваченные торжеством о воскресшем Христе, мы даже забыли, что к моменту чтения Евангелия надо стоять на подхвате. Но это и не понадобилось. Сияющая неземной радостью девочка отстояла службу до конца, даже не покачнувшись. Наваждение прошло. Господь вознаградил девочку и её мать за терпение и верность.

К чему я вспомнила эту историю? Да к тому, что одержимость вполне себе может сочетаться с человеческой добротой. Более того, в первоначальном контакте девочки с бесами виновата была даже не она сама, а её мать. Ребёнок терпел страдания невинно. Однако у духовных законов есть вполне реальные последствия: бесообщение может привести к одержимости. Да, в христианстве нет закона кармы, и Господь волен Своим вмешательством эти последствия остановить. Это и есть чудо — божественное вмешательство в естественный ход вещей. С Вангой же ситуация была ещё хуже, чем с этой девочкой. Она сама, лично приняла первый же бесовский помысел, не отвергла его, не попробовала с ним бороться. Неудивительно, что к концу её жизни одержимость прослеживалась всё сильнее: начинались трансы, говорение чужим голосом и т. д.

Теперь второй вопрос: допустим, Ванга была религиозно неграмотна и понятия не имела о том, что её видения — не от Бога. Она не знала, что с ними нужно бороться, она обманулась по невежеству и искренне хотела помогать людям. Почему же Господь попустил ей страдать за неведение?

На этот вопрос ответить ещё сложнее, чем на предыдущий, и всё же попробую поделиться опытом из своей практики. Несколько лет назад я занималась помощью пострадавшим от различных религиозных мошенников, и тоже задавалась именно этим вопросом: ведь люди не виноваты, что их обманули. А если их втянули так глубоко, что они уже не в силах критически переосмыслить ситуацию? Как же Господь будет судить тех, у кого не было свободного выбора?

И, чем больше общалась с людьми, тем больше приходила к выводу: не может милостивый Господь, создавший человека свободным, и за его свободную возможность соединения с Ним взошедший на крест, позволить, чтобы один человек напрочь отнял у другого внутреннюю свободу. И не бывает такого «контролирования сознания», которое подобную свободу напрочь затмило бы. Господь всё равно в какой-то момент жизни (а то и не единожды) даёт человеку возможность осознания правды — а значит, и выбора. Все люди, выходившие из тех или иных сект, признавались мне, что в какой-то момент ранее уже были близки к такому решению, уже сомневались, совесть им подсказывала что-то — но они сознательно закрыли глаза на свои сомнения.

Это осознание, как правило, так и происходит: через неприятие каких-то особых жестокостей, через скорби — свои или близких, через догматические сомнения, через собственные ощущения или чужие слова. И вот здесь уже возникает вопрос, как поведёт себя человек: решит честным образом искать правду и самому исследовать то, что его насторожило, или отметёт очевидное, потому что жить в заблуждении для него удобнее и привычнее, да и гордость не позволяет уже признать свои ошибки.

Конечно, даже вера в то, что Господь посылает такое осознание, не оправдывает негативного отношения к заблуждающимся по принципу: «сами виноваты». Не нам знать Божий промысл — вполне возможно, что встреченному нами человеку такое осознание ещё не пришло, или что прийти оно должно как раз через нас, и от нас зависит, сможем ли мы убедить другого.

Мы не знаем, были ли у Ванги моменты, когда Господь открывал ей пагубность её дара. Последователи предсказательницы ничего не пишут об этом, поскольку и сами в силу своей духовной слепоты не смогли бы отследить подобный момент. Но мне хочется верить, что милосердный Господь наверняка не раз и не два посылал Ванге возможности одуматься: через обличающих её священников (надо полагать, более достойных, чем изображённый в сериале), через те мучения, которые вызывало в ней общение с духами, иными неведомыми нам путями.

Но Ванга, какой мы видим её в старости, уже, пожалуй, и не способна была одуматься. Если в начале своего жизненного пути Вангелия — это бедная слепая девушка, не понимающая до конца, что с ней происходит, то «баба Ванга» — это уже гордая, известная, обеспеченная, уверенная в своей избранности прорицательница. Да, так бывает — гордыня оказывается сильнее доброты, а гордый человек признать свои ошибки уже не способен.

И это не значит, что мне не жаль Вангу. Мне жалко — вполне себе по-человечески жалко сериальную девочку из дома слепых. Жалко живущую в трудах и нищете девушку из болгарской деревни. Жалко мучимую бесами, ослеплённую своей одержимостью старуху, так и не пришедшую перед смертью к покаянию. Но ещё более мне жаль её обманутых лёгким обещанием чуда последователей. Мне жаль зрителей сериала — тех, кто, в отличие от Ванги, ещё жив, ещё может критически переосмыслить увиденное и выбрать самому. И ради них, собственно, я и написала эту статью — о том, что доброта, к сожалению, не исключает одержимости, а альтруизм не исключает гордыни. Ни одно человеческое качество не является спасительным само по себе, и это не повод для грусти. Это — повод радоваться тому, что когда-то, чтобы нас спасти, на земле воплотился Христос.
Ксения Кириллова
http://www.pravmir.ru/o-dobrote-i-oderzhimosti/



Божьего благословения,


Рецензии