Глава 2. И Орлы бывают неприступными

Глава 2. И “Орлы” бывают неприступными.

(Часть 3. Экипаж машины боевой")

Внешне танк был почти в идеальном состоянии. Если не считать небольшой дыры в верхней части лобового бронелиста и едва заметной сквозной трещины вьющейся по его нижней части, танк был полностью исправен. Но стоило только “потребовать” у автоматики повернуть башню и открыть люки, как сразу стало понятно, что у “Орла” далеко не все в порядке. Танк игнорировал любые требования, а его электронная начинка не отвечала даже на “предполетные” тест-запросы. Грозная боевая машина из вечно бодрствующей умной электронно-механической системы превратилась в груду железа, композитов и цветных металлов. Судя по характеру полученных повреждений, основные механизмы и электронные системы танка были полностью исправны и нуждались лишь в электропитании, которого как раз и не было.
- Вот тебе и самое защищенное место! – припоминая разговор с главным идеологом революционной концепции “Черного орла”, возмущался Кравцов, по пятам ходивший за Семеновым, который битый день пытался реанимировать, поверженную БПСом (*) машину.
- Причем тут это, Алексей Степаныч! Носовая часть танка действительно самая безопасная при круговом обстреле танка. Ведь она лучше всего защищена. Впереди толстая броня и сектор активной обороны(**), по бортам мощные носовые секции экранов с навесной броней и “динамикой”, позади двигатель...
- Где же эта твоя толстая броня?!
- Это не с меня надо спрашивать, а с КБ и завода...
- И спросим, Семенов! Обязательно спросим! Но я все же буду настаивать на том, чтобы на следующей машине турбину перенесли в силовое отделение – в корму. Чтобы в случае чего наши пацаны могли хотя бы башню развернуть и спасти свои жизни.
- Конечно, Алексей Степаныч, в ваших словах есть доля правды. Но нельзя же складывать все яйца в одну корзину...
- Доля?
- Да. Доля! – не уступал Кравцову Семенов. – При правильно выбранной компоновке танка нельзя было все его энергообеспечение размещать в одном отсеке. Пусть даже и в максимально защищенном. Его надо размазать по всему танку.
- Это как? Турбину в корму, генератор в нос? А связывать их как? Карданным валом что ли?
- Не совсем, так, – Семенов хотел, было улыбнуться дилетантскому взгляду Кравцова но, помня о непомерной мнительности и долгой памяти того, сдержался. – Турбину с генератором оставим там, где она есть, а вот аккумуляторы нужно будет перенести, скажем, в башню. На дизель тоже придется поставить генератор - как аварийную энергосистему.
- Где же ты его там разместишь?! Места впритык...
- Посоветуемся с конструкторами Ка-Бе... Что-нибудь придумаем... Хотя, для начала в танк нужно еще попасть!

Реанимация “Орла” несмотря на привлечение бригады «светил» электриков НИИ БТТ потерпела фиаско. Ближе к вечеру спецы от электроники, целый день “разматывавшие” клубок схем различных систем электронного интеллекта танка, так же сдались, собственнолично признавшись Семенову и Кравцову в собственном бессилии.
“Наши надежды на задействование емкостей конденсаторов оказались неоправданны, их энергии на разблокировку танка не хватило...”
“Пока не будет энергии, я ничего с системой сделать не смогу...”
“Без энергии цепь постановки на боевое положение не разомкнуть. Все электро- и гидросистемы “зациклены” на удержание башни, пушки и подвески в нынешнем положении...”
Дело грозило затянуться на несколько дней. Что явно не входило в планы Георгия, пообещавшего восстановить и обкатать “Орла” к сроку выставки. Тратить же целый день, не говоря уж о нескольких, он был не намерен.
- Что ж, Георгий Владимирович, пора в гостиницу уже стемнело.
- Нет, пока я не попаду внутрь танка, я не уйду.
- Хм-м... – не представляя, как можно сделать это без специального металлорежущего инструмента, ухмыльнулся Кравцов, пожимая плечами.
Полковник Кравцов, по праву занимаемой им главенствующей должности на фирме, мог, конечно, войти в спор с Семеновым и в конце концов заставить того покинуть “сотую площадку”, но делать этого делать. Будучи человеком прагматичным, он решил дать Семенову шанс и посмотреть, а вдруг тот все же сотворит чудо.

Темный, местами непроглядно черный, в слепящих лучах фар грузовиков, корпус “Орла” угрюмой массой стоял посреди стрельбища, не собираясь допускать в свое чрево ни Семенова, ни кого бы то ни было - вообще. И это противостояние человека и машины вот-вот должно было окончиться победой «железки».
Оставивший, сначала на вторую, а теперь уже на третью смену, бригаду техников и эксплуатационников, Георгий уже отчетливо слышал их возмущения, по поводу бесцельного обхаживания танка упрямым, если не сказать хуже, приезжим полковником. Техники, которые еще пять часов назад восхищались его упорством и преданностью делу, три часа назад недоумевали его упрямству, теперь просто злились…
- У вас есть кран? Подъемный кран? – наконец-таки прекратив в глубокой задумчивости нарезать круги вокруг “Орла”, Георгий обратился к откровенно дремлющему в кабине грузовика главному инженеру, возглавлявшему бригаду рабочих НИИ.
- А...? Что...? Подъемный кран? Есть.
- На сколько?
- Чего? Грузоподъемности?
- Да.
- Разные есть. Какой нужно?
- Та-ак... – вспоминая сколько весит башня с пушкой и без нее, ненадолго задумался Семенов. – Пятнадцать тонн, а лучше двадцать.
- Есть, такой.
- Тащите его сюда.
- Что прям сейчас?
- Конечно.
- Может быть завтра? Люди устали им бы поспать, - взмолился главный инженер, видя желание Семенова работать всю оставшуюся ночь.
- С чего они устали? Еще ничего толком не делали, чтобы устать. Тащите кран! И еще свяжитесь с начальством, пусть дадут мне в распоряжение командирскую “семьдесят двойку” (***). Я знаю, у вас есть такая.
Окончательно сбитый с толку последней просьбой полковника, главный инженер, не стал ничего расспрашивать, а беспрекословно связался с руководством НИИ и передал требования Семенова.

К утру “Черный орел”, в сопровождении идущего позади Т-72, своим неспешным ходом сам дошел до ангара, который не далее как позавчера утром покинул, чтобы замереть на стрельбище. Аккуратно вкатив танк в огромный, выстроенный специально для него, ангар, Семенов в седьмом часу утра распустил бригаду теперь уже действительно уставших механиков и сам направился в гостиницу, что располагалась непосредственно в Кубинке, и до которой надо было еще пылить километров пять.

Полковник Кравцов, проснулся незадолго до того как Георгий вошел в занимаемый ими обоими двухместный номер. В отличие от Семенова, поспавший пять часов Кравцов, успевший уже умыться, побриться и приняться за импровизированный завтрак, выглядел свеженьким и отдохнувшим. И должно быть поэтому, чувствовавший себя неудобно перед Семеновым, Кравцов, обычно не отличавшийся человеколюбием, выказал Георгию свою заботу.
- Завтракать будешь? – не смотря на все старания не успев проглотить бутерброд с килькой, набитым ртом спросил Кравцов.
- Угу...
- Ешь и ложись спать. Я же поеду добывать заводских резчиков брони. Если все получится, к концу недели мы вспорим корпус и проникнем внутрь “Орла”.
- Ничего не надо вспарывать. Я открыл люки...
- Что? – Кравцов, еще секунду назад, бывший уверенным, что “Орел” не поддался усилиям Семенова, чуть не подавился очередной килькой. – Как?
- Снял накладную броню защиты погона башни. Раскрепил саму башню и краном приподнял ее за кормовой свес.
- И что?
- Открыл люки моторного отсека. Подцепил к клеймам электрораспределителя кабель, идущий от подзарядной установки командирского “семьдесят второго” (***). Оживил электронику и дал ей приказ на перевод танка в положение “отбоя”. После чего вернул башню и броню погона на место и дернул танком за ствол. Башня повернулась, и вход в танк открылся.
- Ну а дальше?
- Дальше, питаясь все от того же подзарядного агрегата, “включил” водительское место, запустил дизель и в паре с тэ-семьдесят два дошел до ангара.
- Молодец!
- Пока вел, чуть не уснул за джойстиком! Шли медленно, чтобы не порвать кабель и не боднуться с “семьдесят вторым”....
- Ну, Георгий, ты просто! … В который раз убеждаюсь в твоем профессионализме! Я, буду ходатайствовать о награде для тебя или поощрении.
- Не-ет, Алексей Степаныч, чародеем будете вы, если быстро привезете из Омска новый бронекорпус. Сможете? - Медаль ваша!


(*) - БПС – см. сноску Бронебойный Подкалиберный Снаряд
(**) Сектор активной обороны – уже в настоящее время на российские танки устанавливаются системы активной защиты типа “Арена” или “Дрозд” поражающие подлетающие к танку снаряды и ракеты на расстоянии, до их контакта с броней. В зависимости от системы и характеристик РЛС обнаружения подлетающих снарядов, сектор их поражения составляет 45-90 градусов. Так как система активной защиты крепится на башне танка, то сектор поражения всегда направлен в ту сторону, в которую смотрит пушка. То есть в сторону врага. А если учесть, что по основным условиям тактического применения танк всегда должен быть развернут к противнику лбом, то и основной сектор прикрываемый системами

(***) - Командирский Т-72 - имеется в виду танк Т-72БК с вспомогательной энергоустановкой (внешний дизель-генератор), призванной обеспечивать танк энергией, в то время когда основной двигатель выключен. Т-72БК имеет меньший боекомплект, что вызвано необходимостью разместить в танке дополнительную "командирскую"радиостанцию и усовершенствованную навигационную аппаратуру. Танк Т-72БК выпускался серийно с 1985 года и в основной своей массе являлся машиной командиров танковых батальонов.


Рецензии