Нелли, что вы делаете?!
Цифры в скобках после слов и выражений в тексте помещённой здесь статьи, помеченных звёздочкой*, означают отсылку к соответствующему примечанию под всем текстом. - Публикатор.
На снимке (из Интернета): Обложка книги Нелли Гутиной "Израильтяне. Сделано в СССР". Издана в 2011 году.
НEЛЛИ* (1), ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?!
Я боялась ехать в Израиль из-за интифады * (2).Во время войны в Персидском заливе я жила в районе, гдв были разрушены дома во время обстрела. Каждый день я узнаю о том, что арабские террористы кого-то убили. Но по-настоящему страшно мне только сегодня, после того как я прочла Ваши, Нелли, две статьи.
Приехав в Израиль, мы поселились на очень тихой, очень живописной улице Рав Кук в Бней-Браке*(3). По обе стороны этой тенистой улицы типичные тель-авивские дома на сваях, каждый из которых окружён маленьким ухоженным палисадником. В квартирах не стандартная планировка, а именно такая, какую задумал купивший эту квартиру владелец. По утрам, ещё до того как респектабельная публика, живущая на этой улице, прогуливала собак, узорчатые плиты заметали дворники, тогда ещё сплошь арабы, а за раздвинутым окном-стеной слышался знакомый с детства язык наших бабушек.
Через несколько дней после приезда мы получили приглашение принять участие в муниципальных выборах* (4). Уже вкусившие свободу горбачёвской перестройки, мы всё же были восхищены и поражены таким проявлением демократии по отношению к нам, совсем новеньким. Голосовать мы не пошли, даже неловко было использовать такое доверие: что мы понимали? Ничегошеньки! Оставайся мы там сегодня и не читай газеты – и сегодня бы думали, что в Израиле живут, в основном, выходцы из Восточной Европы. Своих смуглолицых братьев из Марокко мы видели только в двух овощных лавках, а что бывают евреи из Эфиопии – об этом, я думаю, наши соседи, ватиким* (5), тоже до недавнего не знали.
Прошло два года – и вот выборы в Кнессет. А что я понимаю сегодня? Почти ничего.: я знаю, как отравляют моё существование религиозные партии, я знаю, что все мои страдания связаны с ;Ликудом»* (6), и ещё я знаю, что русские партии пока беспомощны. Я не собиралась голосовать вообще ещё и потому, что не верю, никому я здесь не верю. Спасибо, за два года научили. Но мне объяснили, что если я не буду голосовать - всё равно мой не отданный голос кому-то достанется. Так это или нет, но я передумала: если уж играть в эту игру, то так, как я посчитаю для себя нужным.
Конечно, за это время у меня появились знакомые ватиким, к которым я очень тепло отношусь. Узнав, что они голосуют за «Аводу»* (6), я сделала то же самое. Наверное, это несерьёзный подход к событию, от итогов которого может зависеть судьба страны. Я думаю, что, живи я сегодня по прежнему адресу, - не пошла бы голосовать.
Но я живу не там. Нелли, Вам не приходилось бывать в Афуле, в районе Гиват ха-Морэ? Говоря о проблемах Крыма, диктор израильского телевидения, объясняя, что такое Крым, назвал наш район. Да, он, действительно, напоминает горный Крым. Горы, сосны, серпантин дороги, диковинные цветы и птицы. Я живу среди этой сказочной красоты и дышу ненавистью. Нет, не арабов, хотя их постройки рядом. Ненавистью евреев, которых научили ненавидеть меня, «русскую», а теперь им внушают, что по вине моей и таких, как я, к власти пришло правительство еоммунистов, которые хотят продать арабам Израиль.
Я живу здесь второе лето. Ничего похожего не было в прошлом году. Но сегодня можно поздравить, прежде всего, израильскую прессу и телевидение? В рекордный срок они добились поставленной цели. Ненависть моих соседей не особенно изобретательна, но если учесть, что наш дом заселён сплошь стариками, попробуйте представить: у вас гипертония, вы с трудом заснули, но рядом, во всю мощь включённый, грянул магнитофон. Вы вышли посмотреть, нет ли письма – в почтовом ящике вода. Возвращаться в подъезд нужно осторожно, так как пакеты с мусором из окон уже летят прицельно. В вашей комнате темно, так как соседи сверху вешают вещи так, чтоб окно ваше было закрыто джинсами. Всё это напоминает наши бывшие советские коммуналки, но там война шла из-за электрической лампочки, неубранного туалета, открытой форточки. Из-за чего ненавидят меня мои соседи? Их начинили этой ненавистью «патриоты» Израиля, даже за эти два года неоднократно продемонстрировавшие удивительную безмозглость.
В вашем лице я обращаюсь к израильской интеллигенции, к истеблишменту. Вы посмотрите, сколько уже просчётов. Сначала не думали, что нас приедет столько, потом не представляли, что мы «такие», Шамир теперь сокрушается, что «Ликуд» вёл плохо пропагандистскую работу, не понял-де, что «русские», вырвавшись из страны «победившего социализма», повернут влево. Что вы готовите для своей любимой страны? Конечно, можно назвать русского учёного-атомщика Каином за то, что он уехал работать в Иран, как назвал его Нахшин* (7) в «Нашей стране», или «жидом» , как назвал этого «настоящего русского» физик-литератор А., склонный к образной речи, но истина-то в другом: этот русский учёный приехал именно в Израиль, и именно работать для этой страны. А вы ему метлу в руки…
И ещё одно я хочу сказать. Вы уже сделали самое страшное, что могло быть, – посеяли вражду среди юных. А ведь наши дети очень быстро становятся похожими на своих сверстников-сабр.* (8) Они быстро переняли стиль одежды (напрасно потратили мы перед отъездом столько усилий и денег на шёлковые платья),они легко справляются с произношением ивритских гортанных звуков, и большая часть их темноволосые и уже смуглые от израильского солнца. А что, если во время драки пятнадцатилетний подросток-еврей, ненавидящий «русских», набросится с ножем не на ТОГО, перепутает «наших» с «вашими»?
(Опубликовано в газете «Новости недели», июль 1992 г., в разделе «Письма в редакцию»))
ПРИМЕЧАНИЯ ПУБЛИКАТОРА:
1. Нелли – имеется в виду Нелли Гутина, о которой краткую справку заимствуем ниже из Википедии:
«Нелли Гутина (род. 1946) — израильская публицистка, пишущая на русском языке.
В 1960-е гг. участвовала в сионистском движении в Киеве. После репатриации в Израиль опубликовала документальный роман «Двойное дно» (1978) о преследовании евреев в СССР по сфальсифицированным экономическим преступлениям.. Систематически публикует в журнале «22. Москва-Иерусалим» и других русских изданиях Израиля статьи по острым национально-политическим и культурным вопросам, вызывающие неоднозначную реакцию: так, по свидетельству Нины Воронель, «журналистка Нелли Гутина чуть не подверглась линчеванию, открыто назвав заезд 90-х „колбасной алией“». Наряду с целым рядом статей, отстаивающих необходимость удержания Израилем и его гражданами сионистской идеологии, Гутина выступила и с резким текстом против попыток пересмотра оценок Второй мировой войны и приравнивания советского строя к нацистскому режиму. Живёт в Тель-Авиве».
Добавим, что с течением лет, в 2011 году, Нелли Гутина стала автором книги «Израильтяне. Сделано в СССР», ярко апологетичной в освещении и оценке роли алии из стран б. Советского Союза в жизни Израиля. Насколько помнится, жёсткого противопоставления «колбасной» алии 90-х – 2000-х годов «высокоидейным сионистам» 70-х в этом сочинении не просматривается. Впрочем, и в жизни эти два потока нивелировались.
2. Интифада (араб.) – восстание. Так именуют палестинские арабы свои массовые вооружённые выступления против возрождённого еврейского государства Израиль.
3. Бней-Брак – город в Израиле, вплотную прилегающий к Тель-Авиву и заселённый, в основном, ультраортодоксальными евреями – выходцами из стран Восточной Европы.
4. По израильскому «Закону о Возвращении» гражданство страны, включая и избирательное право, предоставляется репатрианту немедленно по прибытии.
5. ВатикИм (ивр.) – старожилы Израиля.
6. «Ликуд» ( в переводе с иврита – «Единство») - правая израильская партия, на выборах 1992 г. проигравшая левой, лейбористской партии «Авода» («Труд»). На недавних выборах в Кнессет (2014) победу и право сформировать правящую коалицию завоевал «Ликуд» во главе с Беньямином Нетаньяhу.
7. Александр Нахшин – русскоязычный писатель и публицист, прибывший с «Большой Алиёй». Жил в городке Бней-Аиш.
8. Сабра (ивр.) – уроженец Израиля.
.
Свидетельство о публикации №215052601953