Сахранов Василий Титович

Родился  10  марта  1906  года  на  хуторе  Макаровский  (в  черте  станицы  Вёшенская)  ныне  Ростовской  области  (Россия).  Русский.  Работал  пастухом. 
В  РККА  с  1928  года.
Служил  в  кавалерии. 
В  1930  году  окончил  артиллерийскую  школу,  а  в  1932  (по  другим  данным  в  1933)  году  -  Оренбургскую  военную  авиационную  школу  летчиков,  в  которой  был  оставлен  летчиком-инструктором. 
В  1933  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант». 
С  декабря  1934  года  служил  в  качестве  младшего  лётчика  в  НИИ  ВВС  Московского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  октября  1936  года  по  8  мая  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-15.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  работать  летчиком-испытателем  на  авиационном  заводе  №  156  в  Москве.
Проводил  испытания  самолетов  Су-2  («Иванов»),  ББ-2,  И-152.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
16  июля  1940  года,  испытывая  самолет  Су-2, потерпел  аварию.   
С  марта  1941  года  испытывал  серийные  истребители  ЛаГГ-3  на  авиационном  заводе  №  21  в  Горьком. 
В  годы  Великой  Отечественной  войны  был  летчиком-испытателем  авиационного  завода  №  1  в  Москве,  а  с  октября  1941  года  -  начальником  ЛИС  (летно-испытательной  станции)  того  же  завода  в  Куйбышеве.  Испытывал  серийные  истребители  МиГ-3  (в  1941  году)  и  штурмовики  Ил-2  (в  1941-1943  годах).

     «…В  1942  году  завод  №  1  стал  выпускать  по  14-16  боевых  машин  в  сутки.  Чтобы  успеть  облетать  все  самолеты,  испытатели  перешли  на  круглосуточную  работу.  Летали  и  ночью,  причем  практически  в  любую  погоду.  Особенно  трудно  приходилось  в  зимние  нелетные  дни.  Остановить  испытания  было  равносильно  тому,  что  остановить  завод  -  из  наркомата  тут  же  летели  грозные  телеграммы.  Летчики  вынуждены  были  рисковать.
     В  один  из  непогожих  зимних  дней,  уже  затемно,  в  ЛИС  пришли  директор  завода  и  секретарь  партийной  организации.  Они  и  сами  видели,  что  летать  нельзя,  поэтому  старались  говорить  с  летчиками  на  другие  темы.  Но  в  глазах  у  начальства  было  столько  тоски,  что  после  ухода  гостей  начальник  ЛИС  Василий  Сахранов  молча  взял  парашютный  ранец  и  пошел  «опробовать  небо». 
     При  свете  прожекторов  самолет  взлетел  и  стал  набирать  высоту.  Оставшиеся  в  бараке  летчики  с  тревогой  прислушивались  к  гулу  мотора.  Сначала  он  ревел  где-то  над  посадочной  полосой,  потом  стал  удаляться.  Зная  о  том,  что  Сахранов  в  такую  погоду  не  должен  был  далеко  улететь  от  аэродромных  огней,  смена  испытателей  забеспокоилась.  Летчики  поняли,  что  командир  не  видит  аэродрома,  потерял  ориентировку.
     Связи  с  землей  у  Сахранова  не  было,  так  как  рации  устанавливались  на  самолет  только  после  испытаний,  непосредственно  перед  отправкой  на  фронт.  Коллеги  приняли  решение  включить  все  имеющиеся  прожектора  и  развести  костры  вдоль  полосы.  Но  облачность  в  ту  ночь  была  настолько  низкой,  что  это  не  помогло.  Сахранов  не  видел  аэродром,  а  горючее  у  него  было  уже  на  исходе.  И  тогда  летчики  пошли  на  последний,  отчаянный  шаг:  сажать  самолет  «на  себя».  Для  этого,  вооружившись  ракетницами,  набив  карманы  патронами,  Николай  Иноземцев  и  Владимир  Жумбакис  через  сугробы  снега  вышли  на  «взлетку».  Николай  встал  на  середину  полосы,  а  Владимир  сбоку  и  оба  начали  палить  в  небо,  надеясь,  что  Сахранов  увидит  ракеты.
     И  чудо  произошло.  Сначала  откуда-то  из  темноты  послышался  гул  мотора,  потом  он  стал  сильнее  и,  наконец,  заревел  над  самой  взлетной  полосой.  Три  раза  самолет  заходил  на  посадку,  и  лишь  на  четвертый  с  трудом  сел…»
     (Из  Интернет-газеты  «Самара  сегодня»,  2007  год)

В  ночь  на  31  июля  1943  года,  при  нелетной  погоде,  он  испытал  пять  штурмовиков  Ил-2,  но  шестой  самолет  посадить  уже  не  смог  и  разбился.
Похоронен  недалеко  от  аэродрома  на  кладбище  «Безымянка»  станции  Смышляевка  Самарской  области  (Россия).

Награжден  орденом  Ленина  (29.04.1944),  орденом  Красного  Знамени*  (02.01.1937).

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  839.


Рецензии