Картина, которая сделала Рубенса знаменитым

Питер Пауль Рубенс.Снятие с креста, 1612.Дерево, масло. 420,5 ; 320 см
Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

         Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы. Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.

    Триптих написан  в период с 1610 по 1614 годы. Картина является вторым большим алтарным образом Рубенса Собора Антверпенской Богоматери, (Антверпен, Бельгия), вместе с «Воздвижением Креста"

      Последовательно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».

     Полотно являет собой наиболее выразительный образ Исуса Христа из всех когда либо созданных. Она также считается самым великим из исполненных им до сих пор творений, и одним из тех великих, которые ему ещё предстоит создать, Полотно оказалось куда более реалистической картиной, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми, из которых мастер черпал свое вдохновение.

      Для его современников это был не только триумф цвета, формы и композиции; она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их веры. Всего лишь через несколько лет после написания слава о «Снятии с креста» облетела всю Европу, и именно эта картина сделала Рубенса первым по величине религиозным художником своего времени. В ней впервые нашёл свое полное отражение эмоциональный накал стиля барокко, основателем которого и стал Питер Пауль Рубенс.
      В наше время триптих является одним из семи чудес Бельгии.      

      Непомерно сложно изображать момент, когда Иисуса Христа снимают с креста, так как трудно сгруппировать на весу все предметы, которые могли бы образовать светлое пятно полотнища. Однако Рубенс прекрасно справился с этой задачей, введя большой саван, который находится позади тела Христова и помогает его поддерживать.

        Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, в то время как св. Иоанн, стоя внизу, принимает Христа и несет основную его тяжесть. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь св. Иоанну, а Богоматерь приближается, чтобы принять тело сына. Она смотрит на него с горестью, проникающей в сердце всякого, кто внимательно вглядится в её лицо.

       Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом св. Иоанну. В середине между этими восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе; характер мертвого тела передан в нём так полно, как никогда. Свет падает на тело и на простыню за ним, привлекая взор и создавая удивительный эффект.

        На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его.

        Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный старец Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Иосиф Аримафейский и Никодим расположены на полпути каждой из лестниц, с тем чтобы лица друг друга, образовывали единое органичное построение вместе с двумя плебеями в верхней части картины.

       Одна из ног Спасителя приходится на элегантное плечо Марии Магдалины, слегка касаясь её золотистых волос. Хрупкая девушка нежно поддерживает руками его хладные ступни. Саломея (она же Мария Клеопа) припадает на коленях к подножию креста, подбирая длину своего платья. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченный художником в доли секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
       
 Посетив собор в Антверпене мне удалось увидеть оригинал этой картины.Прежде всего поражают размеры полотна и яркость красок. Кажется,что картина только что написана и краски ещё не обсохли.

     Знаменитый английский живописец XVIII века сэр Джошуа Рейнолдс (1723—1792) писал:
"Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его".

       Внешняя сторона створок целиком посвящена Святому Кристоферу. Аркебузьеры, заказав это полотно попросили Рубенса обязательно изобразить на триптихе покровителя их ордена — святого Кристофера или Христофора, который, согласно средневековой христианской легенде, когда-то перенес Христа через реку.

      Рубенс изобразил святого Христофора в виде великана Геркулеса, переходящего реку с младенцем Христом на плечах. Отшельник, изображенный на правой створке, освещает его путь фонарем. Сюжет картины продолжается на обратной стороне боковых панелей, и поэтому всю картину можно понять только при закрытых «крыльях» триптиха.

     Створка «Посещение Богоматерью св. Елизаветы» восхитительна во всех отношениях. Трудно найти что-либо более строгое, более очаровательное, более скромное, более богатое, более живописное и более благородно-интимное.

      По некоторым источникам, изображение Марии Магдалины было написано с Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до создания этой картины и которая служила ему, возможно во время своей беременности, моделью для Богоматери на одной из створок картины с изображением «Посещения Св. Елизаветы».

      С момента написания Алтарный образ долгое время находился в Соборе Антверпенской Богоматери и никогда не покидал его стен до тех пор, пока Франция не завладела страной. Наполеон во время своего правления изъял полотно вместе с другим триптихом Рубенса «Воздвижение Креста» и отвез оба эти шедевра в Париж. Они были возвращены в собор в конце 1800-х годов.

 Собор Антверпенской Богоматери является всемирным наследием ЮНЕСКО.

Текст с более подробными иллюстрациями и фото внутреннего убранства Собора.
http://maxpark.com/community/6782/content/1975622


Рецензии
Рубенс-он всегда Рубенс как всегда в своих ракурсах, завернет так уж завернет-нарочно не придумаешь, а все-таки в центральном триптихе подать бы ему композицию чуть выше... А так снизу получилось чуть обрезано и фигуры почти упираются в нижнюю часть полотна, да и по смыслу она бы выиграла. Время, конечно, тогда было такое, когда художник должен был грохать время на библейские сюжеты.

Александр Пастернак   25.06.2015 17:13     Заявить о нарушении
Эта картина хранится в кафедральном соборе Антверпена.Очень красиво смотрится. Краски яркие,насыщенные.Мне удалось увидеть оригинал.
А мне кажется,что композиция очень удачная.Если бы он её поднял,то нельзя было бы написать всех участников этой сцены.

Алина Алексеева-Маркезин   25.06.2015 17:33   Заявить о нарушении
Про композицию Вы пожалуй не так поняли. В этом же формате мысленно подтяните все изображение так, чтобы оно почти касалось верхней части рамы, в таком случае появляется смысл что Христа снимают с неба -он же божество и его опускают на землю. Внизу в таком случае появится больше места для земли, значит и для него. Так понятно?

Александр Пастернак   25.06.2015 18:15   Заявить о нарушении
Так понятно,а я даже в таком ракурсе не подумала. Мне кажется главное,что хотел показать художник,это чувства и действия всех присутствующих.

Алина Алексеева-Маркезин   25.06.2015 18:53   Заявить о нарушении