Туманной юности виденья

                « Туманной юности  виденья»               
    Музыкальная  фантазия (Мюзикл).                (по  мотивам  поэмы  А.С.  Пушкина «Цыганы»)

На  просцениуме появляются два  артиста  и  поют  « куплеты»               

Куплетист– 1 : "Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать  нам  бессмертия не захотел?
Если  мы  совершенны — зачем  умираем?
Если  несовершенны — то  кто бракодел

Куплетист - 2 : "В божий храм не пускайте меня на порог.
Я — безбожник. Таким сотворил меня бог.
Я подобен  блуднице, чья  вера — порок.
Рады  б  грешники в рай — да не знают дорог. "

Куплетист - 1 :  "Напрасно ты  винишь в  непостоянстве рок.
Куплетист  – 2 :  Что  не  внакладе ты, тебе и  невдомек.
Вместе -    :  Когда б  Он  в милостях своих был постоянен,
                Ты  б  очереди  ждать  своей  до  смерти  мог. 
                ( Омар Хайям).
               
               

                Пролог.

Гаснет   свет   в  зале,  и  включается   фонограмма  с  записью  увертюры,  в  которой  отчётливо  слышны  цитаты  Рахманинова к  опере  Рахманинова  « Алеко».  На  музыке  по   просцениуму    проходят  артисты.                Они  с  фотоаппаратами,  магнитофонами,  телекамерой, кто-то   несёт   плакат  -  «  Пушкин -  это   наше  «Всё».   Сейчас  должно  состояться  открытие  памятника  Пушкину.               

Председатель  городской  думы (  на  трибуне)  :                Уважаемые  сограждане,  земляки, дорогие  гости! Сегодня  в  нашем  городе знаменательное  событие : мы  с  Вами  присутствуем  на  открытии  памятника  великому  Русскому  поэту  АС  Пушкину!
Наконец –то,  и  в  нашем  городе,  в  которм  много  раз  бывал  поэт , и  кто  знает,  может,  именно здесь  им  были  написаны некоторые   его  замечательные  стихи,  будет  стоять  этот  памятник,  украшая  нашу  центральную  площадь!  Перед  тем,  как  упадёт  покрывало, и  мы  с  Вами   увидим  этот  шедевр,  я  хочу  от  имени  всей  нашей  Городской  Думы,  и  от  Вашего  имени  поблаголарить  Администрацию  города  за  этот   прекрасный   подарок.  (  взгласы  одобрения,  аплодисменты).

На  трибуну  запрыгивает  молодой  цыган.

Цыган :  Я  тоже  сказать  хочу.  Ромалэ, никто  и  никогда  не  писал   о  цыганах  так  хорошо  и  красиво,  как  Пушкин,  и  мы – цыгане,  считаем  Пушкина,  не  только  Великим  Русским,  но  и  нашим   цыганским  поэтом. Ромалэ,  кому  же,  как  не  Александру  Сергеевичу,  мы  должны  спеть  сегодня «Величальную»!      

Наступает  долгожданный  момент. Звучит  какой-то  сигнал                ( возможно  фанфары).  Сбрасывается   покрывало,  и  перед  глазами  почтеннейшей  публики  предстаёт  памятник  Великому  поэту.

Цыган( обращаясь  к  цыганочке) :  Зарга,  бага( пой!)               

Цыгане  поют  «Величальную»-  на  подносе  бокал,  в  которм  искрится  на  солце  шампанское. На  словах: «К  нам  приехал  Александр  Сергеевич  дорогой»,  памятник вдруг  зашевелился,  размялся,  спустился  с  пьедестала,  взял  рюмку  с  подноса,  выпил  и,  вдруг,  заговорил:

Пушкин  :   «Ну,  ромалы! Вы  так  поёте,  черти,  что  устоять там  (показывает  на  пьедестал)   ну  просто  невозможно   

(реакция   собравшихся,   и  подолжение  песни).

Пушкин:Друзья,  пока  я  там  стоял,
                А  это,  право,  очень  скучно,
                Послушайте,  я  написал
                Своей  рукой,  собственноручно:
                « Цыгане  шумною  толпою
                По  Бессарабии  кочуют.
                Они  сегодня  над  рекою
                В шатрах   изодранных  ночуют…»
               
                Ну,  что,  Ромалы,  лепота?
                Вон,  Девы   навострили  ушки!
                Так  как  Вам  вирши,  господа?
Голоса:  А  что?                Неплохо!                Ерунда!                Да,  как  сказать?                Почти   что   Пушкин! 

Пушкин:  Волшебной  силой  песнопенья
                В туманной  юности  моей
( увлекая  за  собой  всю  компанию  за  кулисы)
                Там    оживляются  виденья
                То  светлых,   то   печальных  дней.                (  Все  удаляются  за  кулисы)
               
               
                Интермедия.               
В зрительном  зале,  в  проходе  появляются  Алеко  и  Земфира.  Они  поют (соло  и дуэт).
Земфира   тащит  Алеко  за  кулисы,  где   расположился   табор.               

   Пушкин (   появляясь  перед  занавесом) :                «Хочу сегодня вместе с Вами,
стихи услышать в этом зале:                «Цыгане шум ною толпою»…                Они  когда-то,  кочевали…                Безумно  полюбив  Земфиру,
 о чём   поведал  всему  миру,
Делил  с   цыганами  шатер, 
 их   песни   пел,  забыв   «пальмиру»,   
Им безраздельно   посвятил свою чарующую лиру».               

            ( уходит  вглубь  сцены,  распахивая  занавес )

                Картина-1.
               
Ночь.  Слабый  свет  догорающего  костра  меркнет  на  фоне  яркого  звёздного  неба. Молодой  месяц  сладко  дремлет  на  маленьком  светлом  облачке.  Мирно  спят  у  костра  цыгане.  Тишина, и  только  откуда-то  из-за  кулис  доносятся    волнующие  душу  звуки  цыганской  скрипки.  Лойко-  скрипач  появляется  на  сцене  и  музыка  усиливается.1).  Лойко,  играя,  ходит  вокруг  костра,  начинается  хореаграфическая  сценка «Пробуждение» :  девушки  лежат  на  земле  лицом  к  костру.  Когда  костёр  начинает  набирать  силу (  кто-то  бросил  ветку  в  огонь),   одна  из  танцовщиц  начинает  2). танец  « огня» -   она  и  есть « огонь  костра!»  Темп  прибавляется,  она  кружится  вокруг  костра,  прикасается  к  лежащим  на  земле  девушкам,  и  они  тоже  начинают  танцевать,  вспыхивая  на  ветру,  как  искры  от  костра. Свет  на  сцене  постепенно  прибавляется  и  к  бурному  финалу  танца,  уже  сияет  в  полную  мощь.   Цыгане  пробуждаются  от  чарующих  звуков    скрипки. Мелодия  закончилась,  и  старый  вожак, ударяет  своим  посохом – древком  три  раза,  и   Табор  исполняет  песню  3).  «  Солнышко».
(Появляются  Земфира  и  Алеко) 
  Земфира :   Веду  я  гостя;  за  курганом
                Его  в  пустыне  я  нашла
                И  в  табор  на  ночь  зазвала.
                Он  хочет  быть,  как  мы -   цыганом;
                Его  зовут  Алеко – он  готов  идти  за  мною  всюду.

(Звучит  плясовая,  исполняется   таборная  пляска)

Пушкин  сидит  в  глубине  сцены  и,  пристроившись  на  пеньке  что-то  записывает(  сочиняет).

Пушкин:  Не  изменились  лишь  Цыгане  на  протяжении  веков?             Всё  те  же  девы,  что  очами   пленяют « юных  стариков»!
Не  охладел  ли  жаркий  пламень  заворожительных  костров?
Не  ослабел  ли  голос  страстный  их  седовласых  вожаков?
Нет!  Миновала  сия  чаша,  детей  природы  возлюбя,
Всё  те  ж  Цыгане!  Те  же  песни!  И  вместе  с  Вами  снова  Я!
               
Ну  что  ж, настало  время,  други,  и  запоёт  сейчас   Вожак!
И снова  песни  сладко  будут  звучать  на  сахарных  устах.

(вожак  поёт  в  сопровождении  хора  старинную  протяжную  песню,  затем  могут  прозвучать  весёлые  хоровые песни  с  пляской)
Пушкин:  А  помню,  как  цыганка  Таня
                Ко  мне  примчалась  в  глухомань,
                Меня  развеселить  пытаясь,
                Развеять  грусть  мою  печаль   
               
                Как  сладко  пела,  ублажая!
                Как  песня  русская  родная   
                В её  устах  преобразясь,
                С  цыганской  вольной,   слившись  плавно,
                Явилась,  заново  родясь
      
                О.  это  чудо!  Мне  поверьте,
                Хотите,  на  себя  примерьте,
                Ведь  нашу  русскую  степную
                Затянут,  как  свою  родную!
                И  наше  русское  веселье
                Цыгане  подают,  как  Зелье,
                Которое,    мы  пьём, хмелея
                И  жизнь  становится  милее.
Далее исполняются  две  русские  народные  песни (  весёлая  и  протяжная),   песня  и  танец  Земфиры,  перерастающий  в  массовую  таборную  пляску…
               
                Картина 2.

Пушкин(  на  авансцене): 
Прошло  два  лета.  Так  же бродят
Цыганы  мирною  толпой;
Везде  по- прежнему  находят
Гостеприимство  и  покой…(уходит)

Земфира(  спускаясь  к  ручью  с  кувшином,  набирает  воду  и  поёт).
Во  время  песни  появляется  Молодой  Цыган. Он  слушает  песню,  зачарованно  наблюдает  за  Земфирой,  появляясь  перед  девушкой,  загораживает  ей  дорогу.

Земфира:  Пора!

Цыган :  Постой. Скажи – когда  ж   опять  свиданье?

Земфира : Сегодня,  как  зайдёт  луна,
 Там,  за  курганом  над  могилой

Цыган : Обманет!  Не  придёт  она   (  поёт):
«  Ваш  тукэ  мрэ  гиля,
   Лаче  багава  мэ.
  Ваш  тукэ  мрэ  гиля,
  Мири  лачи,  ту  екх  джины».

Вся  сцена  выстраивается  мастером  пантомимы.  Заканчивается  объятием  и поцелуями.
Свет  снимается  с  Земфиры  и  Молодого  Цыгана  и  на  переднем  плане  высвечивается  фигура  Алеко.

Алеко  ( вспоминая  слова  Земфиры) :
«Не  верь  лукавым  сновиденьям?»
Ах,  я  не  верю  ничему
Ни  снам,  ни  сладким  увереньям,
Ни  даже  сердцу   твоему.

Алеко  исполняет « Каватину  Алеко»  из  оперы  Рахманинова  «Алеко».

По  окончании  муз.  Номера  свет  снимается  с  Алеко  и  в  луче  света  вновь  появляются  Земфира  и  Молодой  Цыган.

Земфира: Пора.
Молодой  Цыган: Постой.
Земфира: Пора,  мой  милый
Молодой  Цыган:  Нет,  нет!  Постой,  дождёмся  дня.
Земфира : Уже  поздно.
Молодой  цыган: Как  ты  робко  любишь.  Минуту!
Земфира :  Ты  меня  погубишь
Молодой  Цыган : Минуту.
Земфира : Если  без  меня  проснётся  муж?
(Алеко  появляется  в  свете  луча)

Алеко: Проснулся  я.  Куда  вы? .
Земфира : Мой  друг,  беги, беги…

Алеко ( бежит  вслед  за  Молодым  Цыганом  и  Земфирой)

Алеко : Постой!  Куда,  красавец  молодой?  Куда  вы?
       Не  спешите  оба;  Вам  хорошо  и  здесь  у  гроба.

(  Знаменитая  сцена  убийства  происходит  за  кулисами  и  зрители  её  не  видят)
               
                Картина 3.
 
Алеко  один  на  сцене.  « там  за  курганом,  над  могилой»  он  убил  Земфиру  и  Молодого  Цыгана.                Звучит  монотонно  ритмическая «Пляска  мужчин»  из  оперы  «Алеко».

Алеко(  на  музыке):   Так  иногда  перед  зимою,
                Туманной,  утренней  порю,
                Когда  подымится  с  полей
                Станица  поздних  журавлей
                И  с криком вдаль  на  юг  несётся
                Пронзённый  гибельным  свинцом
                Один  печально  остаётся,
                Повиснув раненным  крылом.                ( падает  на  землю  и,  рыдая,  восклицает  по- цыгански)                О,  Дэвла,  Дэвла!..    (  появляется   Старый  Цыган)               
 Старый  Цыган:   Ты  звал  меня?
Алеко:  Сегодня,  как  зашла  луна,
              Там,  за  курганом  над  могилой
              К  Моей  Земфире  смерть  пришла,
             И вместе  с  ней  красавчик  милый,
             Курган   немой   им  стал  могилой.
             Я  им  сказал: Куда  вы  оба?
             Вам  хорошо  и здесь  у  гроба.
            Она  в  ответ-«Нет,   не  боюсь  тебя!                Твои  угрозы  презираю,                Твоё   убийство  проклинаю».               

Старик : Любил  ты  горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его  так   пышно   озарит —
И  вот — уж,  перешла в Другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Промолвя: там  остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно,  не  изменись!
К чему?  Вольнее птицы  младость;
Кто в силах  удержать   любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не  будет  вновь.
Коль   сердце  пылкое   Земфиры
Стрелою  поразил  Творец
Не  вылечит  сердечной  раны
Ни  Бог,  ни  Муж, и  ни  Отец.
Она  Любви  не  изменила! 
Она  Любовь  не  предала!
И  что   любовь   твоя  постыла,               
Знать , воля   Божия   была.!

Алеко :   Я  не  таков.  От  прав  моих  не  откажусь, Или, хоть  мщеньем  наслажусь!                Я  здесь,  колени   преклоня, -                Старик,  теперь   ты  мне  судья!

(Старик,  ударяя  три  раза  посохом- древком, и  это  акцентируется в  музыке):               

Старый  Цыган :  Великий  Дэвла  нас  рассудит,                Ну,  а  тебя  пусть  табор  судит!

(под  всё  ещё  звучащую  ритмическую  музыку  исполняется              «Мужская  Пляска». В  ритме  музыки,  появляется  табор :                Женщины  выстраиваются  в  один  ряд,  а  мужчины,  вместе  со  Старым  Цыганом,   идут,  образуя  круг,  внутри  которого  Алеко.  (это  постановочный  танец)

Первый   Цыган:
Оставь  нас,  гордый  человек!

Второй  Цыган: Мы  дики;  нет  у  нас  законов,

Третий  Цыган: Мы  не  терзаем,  не  казним,
Не  нужно  крови  нам  и  стонов.

Первый  цыган: Мы  жить  с  убийцей  не  хотим

Старый  Цыган(выходя  из  круга):                Мы  робки  и  добры  душою,
Ты  зол  и  смел.  Оставь  же  нас,
Прости,  да  будет  мир  с  тобою.

(цыгане,  под  продолжающуюся   музыку  изгоняют  Алеко  из  табора).

Звучит  грустная  хоровая  песня,  похожая  на  «погребальную». 

Появляется  Пушкин.

Пушкин :  Чуть-чуть  пересолил  я  кашу!               
 Забыть  веселья  час  Цыганам  и   грустить?                Нет!  Посему, друзья,  в  рассказе  нашем,                Решил  финал  я  изменить!

Пушкин(  увлекая  в  сторону  Старого  Цыгана,  и  говорит  ему тихонько,  как  бы   по  секрету):
Волшебна  сила  Песнопенья!
И песнь – сильнее  всех  смертей!
Пусть  оживляются  виденья
Туманной  юности  моей (уходит  за  кулисы) 

(Старый  цыган,  подходя  к одному  из  цыган)
Старый  цыган: Сынок, ты  б  смог   такую  песню  спеть,
                Чтоб  песня  победила  Смерть?
( Цыган  исполняет  с  хором  «Павлина  крылушки»)

Старый   Цыган(  после  исполнения  песни) :                Слыхал  я,как  судачат  люди,
 Что  пляска  мёртвого  разбудит?

( исполняется  массовый   танец  «Пробуждение»).                Солистка,  оставив  массовку  солировать,  удаляется  за  кулисы  и, вскоре  выходит,  ведя  за  собой  Земфиру  и  Алеко.
(музыка   заканчивается,    табор  приветствует  своих  героев.  Молодые  становятся  на  колени  перед  Старым  Цыганом,  ожидая  благославления. Старый  цыган три  раза  стучит  своим  посохом-  древком,  звучит  музыка( « встречная  полечка»),  он  благославляет   молодых  и  передаёт  древко  главному танцору  и  балетмейстеру(Анатолию  Вербицкому),  и  тот  совершает  ритуал «Свадьба».               
               
                Картина 4.
                « Свадьба».
                (Это- хореаграфическая  миниатюра  к  финалу  пьесы)
Дервиш  с  древком,  на  котором  привязаны  разноцветные  ленты.
Сваты  в  танце  выстраиваются  в  одну  линию,  у  них  в  руках  подарок – самовар.  В  танце  они  предлагают  за  невесту  выкуп-  самовар,  но  родители  не  принимают,  а,  значит,  отказывают  сватам. Сваты  идут  с  новыми  и  новыми  подарками( сколько  угодно),  всё  время  получают  отказ,  пока  не  появляется  главный  приз -  это  лошадка( танцоры  в  костюме  лощадки  исполняют  «Венгерку»), Кто  перед  таким  подарком  устоять,  и  родители  дают  согласие.  Дервиш  в  танце  снимает  с древка  белые  ленты,  бросает  их  в  толпу,  и  на  плечах  у  сватов  появляются  белые  на  перевязь   полотенца,  снова  бросает,  снятый  с  древка  белый  платочек -  на  голове  у  невесты  появляется  фата,  снова  бросает теперь  уже  красную  ленту  -  в  руках  у  всех  танцовщиц  появляются  красные  платки. Исполняется  танец  «с  платками», танец  «Молодых»  и танец  «Стариков»(танцевальная  сюита,  балетмейстеры – А. Вербицкий  и  Г. Баталова).
                Занавес.
                (На  авансцену  выходит  Пушкин):

Пушкин : Веселья  час  настал!
Все  живы,  слава  Богу!                Вот  Вам   и  другой  финал!
 А  мне,  увы,  пора  в  дорогу,                Спешу    на  торжество     не  опоздать,                Теперь,  Ваш  город,   украшая,
 На  пъедестале  там  стоять                Я  должен,  но  скажу  Вам   прямо,  без  обмана,                Встречал  я  посреди  степей
Над  рубежами  древних  станов,
Телеги  мирные  Цыганов.                В  пустынях  часто  я  бродил,                Простую  пищу  их  делил
И  засыпал  пред  их  огнями.         
 
 ( уходит  за  занавес).
               
(занавес  открывается  и  на  сцене,  как  и вначале,  пьедестал  памятника,  и  Пушкин,  взбираясь  на  пьедестал,   говорит  следующие  строчки):
Пушкин  :    Но  счастья  нет  и между  вами,
                Природы  бедные  сыны!
                И  ваши  сени  кочевые
                В пустынях  не  спаслись  от бед, 
                И  всюду  страсти  роковые,
                И  от  судеб  защиты  нет.
(с  окончанием  текста,  он накрывается   покрывалом  и принимает  неподвижную  позу  памятника.)               
С  шумом    врывается  многоликая  толпа  современной  цыганской  молодёжи(  как  в  начале).  Цыгане  пют  «Величальную»,  покрывало  вздымается  вверх – открытие  памятника  состоялось.

На  просцениум,  как  и  вначале,  выходят  куплетисты. 
Куплетист -1 :                И  долго  будет  тем  любезен  он  народу,               
 Что  чувства  добрые  он  лирой  пробуждал!                Куплетист -2 :                Подобна  театру  наша  жизнь ,
 и  так  угодно  Богу,                Что  лучшие  места   в  ней   иногда ,
 не  лучший  занимал.

Куплетист -1: О,  время!  Как  ты  быстротечно!               
 Жизнь  коротка,  но  слава  будет  вечна!               
Куплетист -2 :                И  каждого  приходит  час 
- поглотит  медленная  Лета,               
Но  память  сохранит  в  веках
талант  Великого  прэта!               
                В  оркестре  звучит  « Апофеоз».
                ***


Рецензии