Синопсис исторического романа тайна медного свитка

В Англии, в археологическом музее Манчестерского университета находится медный свиток, найденный в середине 20 века в глухой пещере возле Мёртвого моря. Возраст находки около 2000 лет.
С большой осторожностью, приложив новейшую технологию, удалось раскрыть изъеденный временем медный лист и прочесть сильно поврежденные выгравированные записи на древнееврейском языке. Это оказался перечень захоронений огромного количества золота и серебра (монеты, слитки и посуда, - всего около 200 тонн) в различных местах древней Иудеи, чаще в районе Иерусалима. Среди учёных археологов развернулась оживлённая полемика по поводу того, что в действительности представляет собой этот документ. Кто составил опись складов и с какой целью? Тем более, что ценность находки для науки певосходит стоимость указанных в ней скровищ.
Исторический роман и предлагает читателю ответы на эти вопросы.
Место действия, - провинция римской империи, древняя Иудея. Чтобы лишить местное население идеи самостоятельности, римляне назвали её Палестина, по имени филистимлян, народа враждовавшего с иудеями, но к тому времени уже сошедшему со страниц истории.
В провинции не спокойно: возродилось движение зелотов и сикариев («ревнители» и «кинжальщики», - религиозно-политические партии), стоявших во главе антиримского восстания и разгромленного римлянами за 60 лет до изложенных событий, во время так называемой Иудейской войны, описанной историком и участником Иосифом Флавием.
Один из молодых и выдающихся воинов-зелотов, по прозвищу Бар-Кохба, что значит Сын Звезды, после сокрушительного поражения его отряда в локальном столкновении с римской кагортой понимает, что нужно научиться у римлян ведению войны. Под именем финикийца Литуса, он поступает на службу в римскую армию.
В столицу провинции, Кейсарию, с инспекторской проверкой приезжает император Адриан. В этом районе обострились отношения с Парфией (ныне Иран), самым грозным противником Рима. Уязвлённый неприветливой встречей, оказанной ему местным населенем и опасаясь неспокойной Иудеи в тылу, он издал эдикт-указ, направленный против религиозных обрядов иудеев. Целью является лишение их объединяющих стимулов, а также спровоцировать на бунт, чтобы жестоко подавить и расправиться с непокорным народом.
Между тем, пресыщенные римские колонисты не осознавая, что сидят, как говориться, на пороховой бочке, наслаждаются беспечной жизнью, предаются пиршествам и оргиям. Вступают в диспуты и прения, поднимая вопросы бытия и нравственности, не лишённые актуальности и смысла и в наше время.
Зелоты и сикарии действительно готовят новое восстание, не смирившись с римским гнётом. Решено привлечь к выступлению даже иудеев диаспоры, (рассеяния по другим странам). Ещё во время Иудейской войны, 60 лет назад, когда римские войска приближались к Иерусалиму, вожди зелотов понимая, что война проиграна, спрятали до лучших времён сокровища Иерусалимского храма и сделали закодированную опись на медных свитках мест захоронения кладов. Пришла пора применить эти драгоценности для снаряжения новой повстанческой армии. Но для этого нужно время. Императорский эдикт застаёт зелотов врасплох. К тому же случилось непредвиденное: отряд, который достал медный свиток из тайной пещеры, попал в римскую засаду и опись сокровищ оказалась у наместника-прокуратора Иудеи Тиния Руфа.
Не смирившись с потерей свитка, зелоты направили своих гонцов с целью вернуть его любой ценой.
Прокуратор, ознакомившись с содержанием свитка, отдал распоряжение найти сокровища. Когда поиски закончились неудачей, Тиний Руф понял, что свиток закодирован и к нему нужен ключ. Вскоре становится известно, что свитком очень интересуется Байя – главарь банды разбойников. Не имея выбора, прокуратор и эдил особой службы принимают рискованное решение. Считая, что Байе известен шифр, они со своим агентом передают разбойникам свиток, рассчитывая вмешаться в самый ответственный момент.
Получив медный свиток, разбойники убивают римского агента и устраивают кровавую резню, победителем из которой выходит, находящийся в банде, представитель зелотов. Свиток возвращается к своим хозяевам.
Императорский эдикт и провокации Тиния Руфа вызывают негодование в народе. Возникает массовый бунт- протест в главном городе Иудеи, – Бетаре, который жестоко подавлен римским гарнизоном. Иудейское общество разделено на партию войны и партию мира. Идёт отчаянная полемика и вражда. Зелоты и сикарии, несмотря на разногласия, выступают за войну. Некоторые саддукеи (представители высшей религиозной и аристократической знати) рассчитывают, в случае успеха восстания (поскольку его, якобы должны поддержать и другие народы, поколенные Римом) прийти к власти.Но фарисеи, - общественно-религиозное течение, представленное средними слоями населения, - категорически против. Они утверждают, что страну ждёт страшное поражение и гибель: «Слабый карлик не может бороться с могучим великаном».
Тем временем, раби Акива, выдающийся талмудист и авторитетный религиозный деятель, посланный зелотами за помощью в диаспору, избежав римских засад возвращается с известием, что иудеи в других странах готовы поддержать восстание.
Бар-Кохба, получив необходимые знания в военном деле, бежит из римской армии. Он возглавляет разгром зелотами римской кагорты, напавшей на многочисленную свадебную процессию. Оказавшись при этом событии раби Акива признает в нем мессию и вождя народа.
Владея тайной медного свитка (которая раскрывается в конце повествования), а значит и сокровищами, зелоты принимают решение начать освободительную войну.Она войдёт в историю под названием «Восстание Бар-Кохбы».

Послесловие
Самого восстания в романе нет, поскольку о нём сохранились лишь отрывочные данные, которые свидетельствуют о том, что это была последняя и самая кровопролитная война древней Иудеи за независимость. Восстание было настолько грандиозным, что по словам римского историка Диона Кассия «казалось, весь мир пришел в движение». В первых сражениях римские войска были разбиты и с позором бежали. Бар-Кохба был назначен «Князем Израиля» и начал чеканить свою монету. Об уверенности в своих силах говорит, дошедшее до нашего времени, его обращение к богу:
«Не помогай только нашим врагам, мы же не нуждаемся в твоей помощи».
Однако в дальнейшем римляне, призвав лучших полководцев и создав большой перевес в силе, в трехлетней кровопролитной и упорной войне подавили восстание.


Рецензии