Полина Гагарина подруга парадоксов. Форсаж

Глава третья. Евровидение. Форсаж
Смена ритма

Собственно весьма полезно прослушать «Кукушку» в исполнении Полины Гагариной, и только затем «Миллион голосов» . И та и другая песни начинаются с вкрадчивого почти проговаривания темы. Затем наступает точка «i» и происходит форсаж пения.
Парадоксальность исполнения заключается в том, что самые «тихие» тексты пропеваются максимально громко, а самые «громкие» пропеваются тихо, почти полушепотом.
В песне «Кукушка» собственно к теме «кукушка» относится только один текст: «кукушка, кукушка, сколько лет мне жить осталось?» - таково его «классическое» содержание. В версии Виктора Цоя этот текст звучит так: «Песен ещё ненаписанных сколько? Скажи кукушка, пропой!»
Таким образом этот текст – пуанта песни.
«Солнце моё, взгляни на меня» - текст обращённый обычно к своей спутнице.  Перекликается со знаменитым «Милая моя – солнышко лесное» Юрия Визбора. Причём и далее идёт перекличка «меня, огня» и тема огня имманентно присуща обоим текстам! Что не мешает им быть совершенно разными, хотя и тот и другой текст плотно связаны с темой русского леса.
Вот пуанту песни Полина и пропевает с мягким придыханием, почти проговаривает полушепотом. Интимно!
И таким же точно образом начинает она и «Миллион голосов». Правда здесь вместо минуты с четвертью такое интимное вступление длится около тридцати секунд.
Затем происходит резкое наращивание темпа. Форсаж.
Остаётся только пожалеть, что уровень форсирования голоса в «Миллионе голосов» аналогичный уровню в «кукушке» достигается лишь на последних секундах исполнения песни. Такой мощи, как в слове «ответь» в «кукушке» не достигается практически ни в один момент исполнения «Миллиона голосов». Можно сказать, что конкурсная песня исполняется довольно сдержанно.
Но сама стратегия форсажа и смены ритма на ускоренное пропевания выдерживается совершенно чётко.
Мне, человеку далёкому от английского языка – в английской школе я учился почти полвека назад и с тех пор не имел достойных практик – очень сложно оценивать расстановку акцентов в пропевании shine и других слов песни. Все-таки Полина важный период детства провела в Греции и потому наверняка на порядки лучше многих владеет иноземной речью. Реакция аудитории показывает, что в целом её произношение не вызывало внутреннего сопротивления слушателей.
Конкурсную песню создавала группа выдающихся профессионалов и перед Полиной стояла сверхсложная задача «безошибочного» исполнения.
При этом это было именно присущее ей внутренне стремление к игре структурой самого процесса исполнения. В этом смысле процесс смены ритма и форсаж голоса – как бы визитная карточка самой певицы, некий присущий ей инструментарий и, говоря более общими словами её фирменный почерк, её, не побоюсь и такого определения – стиль.
Таким образом с одной стороны она была выбрана создателями песни как наилучшая из возможных исполнительница, в то же время по существу она явилась центральным соавтором всего авторского коллектива. Любопытно, что ни в клипе, созданном за полтора месяца до конкурса, ни в полуфинале Полина не достигала такого уровня внутренней выкладки, как в собственно финальном исполнении.
А подвиг начинается как раз там, где заканчивается отточенная техника и наступает время выплеска подлинных чувств. То есть там, где начинается подлинная Игра, Игра как таковая, Игра, как сказал бы Герман Гессе – всеми ценностями человечества.

Примечание: в авторском коллаже использованы авторская работа "Одной скрепкой" и материалы трансляции Первого канала с "Евровидения 2015" и официального сайта Полины Гагариной.


Рецензии