Целожизненный подвиг Святителя Тихона
В этом отношении одним из наиболее ценных для современной педагогической практики является труд схиархимандрита Иоанна Маслова «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», где представлен образ и житие подвижника Русской православной церкви в сочетании с изложением и анализом воспитательного значения его трудов.
Восемнадцатый век – время жизни святителя Тихона представляет собой один из самых сложных периодов истории России. В это время многие представители дворянства отходят от православия, среди правящих классов получают распространение идеи атеизма. Простой народ оставался, в основном, православным, однако при этом было широко распространено невежество в вопросах веры, что приводило к суеверию и двоеверию: наряду с Православием сохраняются пережитки язычества. Схиархимандрит Иоанн Маслов пишет: «Святитель Тихон с горестью и болью видел то, что не было доступно простому человеку. Ему были известны не только совершавшие беззакония, но и даже замысливающие их. Среди живущих он усматривает непогребенных мертвецов, которые «ходят одной ногой на земле, а другой во вратах адовых».
Общая картина морального состояния его паствы (святитель Тихон возглавлял Воронежскую епархию с 1763 по 1767 год) представлялась святителю Тихону в образе “большого пожара», на котором “человеческие души беззаконием, как пламенем, поядались». Причина всяких заблуждений и пороков в жизни христиан, по учению святителя Тихона, состоит, прежде всего, в незнании слова Божия. Святитель пишет: «слово Божие нужно есть к знанию тому, кто хощет по воле Божией жить, и пороки свои усмотрит, и так их очистит»
Святитель прилагает все силы для просвещения воронежских жителей, для преодоления народных суеверий. Так, во время народного гулянья, приуроченного к празднику Ярило, въехав в среду бесчинствующих, епископ обличал, умолял, советовал и, наконец, с угрозой отлучения от Церкви, повелел прекратить это позорное игрище. На следующий день он обратился к жителям Воронежа с увещеванием в кафедральном соборе. С убедительностью доказав, что праздник этот есть идолопоклоннический, бесовский и неприличный, он с истинно отеческой скорбью умолял их отказаться от него. Слово святителя произвело сильное впечатление на слушателей. В церкви все собрание рыдало, и частые стоны иногда заглушали слова пастыря. Раскаяние было всеобщим, все искренно решились оставить бесчинный праздник.
С болью в сердце он обличал тех, кто с презрением смотрел на бедные и низшие слои народа, кто считал себя созданным для счастья и не признавал такого права за другими людьми, считая их недостойными уважения и братского почитания. “Слышим, — пишет святитель, — что один другому... говорит: “Я-де не твой брат». Чудно, что человек человеку говорит, и не стыдится говорить: “Я-де не твой брат»... Когда ты не его брат, то чей же? Он человек, а тебя как назвать — Ангелом или бесом? Скажи, скажи, пожалуй, ибо сам ты говоришь человеку: “Я не твой брат...»
На протяжении всей своей деятельности – в качестве преподавателя и ректора семинарии, в качестве правящего епископа, в качестве духовного отца многочисленных духовных чад, искавших его руководства в то время, когда он жил в Задонском монастыре на покое, - святитель Тихон проявляет себя как мудрый педагог. Не вдаваясь в сухую, отвлеченную от жизни схоластику, он стремился возбудить в своих подопечных любовь к святой истине и делал все, чтобы эти знания легли в основу их христианской жизни и деятельности. Так, в инструкции, составленной для славяно-латинской семинарии в 1765 году под названием «Что семинаристам должно наблюдать» святитель учит будущих пастырей воздействовать на порученных им «словесных овец» не только и не столько словом, сколько личным примером своей жизни. Он подчеркивает: «Учение без жития доброго не сильно и не пользует».
Наставления святителя Тихона отличаются необыкновенной простотой и ясностью и в то же время проникнуты духом истинно отеческой попечительности и братской любви. Он не грозит, но советует, просит, умоляет - не как судья, равнодушно определяющий наказание, а как мудрый пастырь, который отечески заботится об исправлении виновного и наказанием хочет пробудить в виновных сознание вины и желание исправиться воспитать оступившегося человека.
При общении с детьми задонский подвижник наблюдал их характер, склонности и расположения. При этом он старался добрые черты характера укреплять, а дурные искоренять. Святитель намеренно создает условия, которые обнаруживают, выводят наружу то, что скрывается в сердце дитяти. В некоторых случаях он давал одному из детей больше, а другому меньше, и такое неравенство давало возможность видеть в одних скромность, кротость и незлобие, а в других — зависть, гнев и другие отрицательные проявления. Некоторые из тех, кто получал поменьше, начинали сердиться на святителя, завидовать другим детям, иногда даже начинали отнимать, и дело доходило до ссоры, драки и слез. Святитель Тихон использовал эту ситуацию для воспитания, стыдил виновных, подводил их к самооценке, возбуждал в них раскаяние, и стремился расположить детей к взаимной, братской любви. Он учил детей сознавать свою вину и просить друг у друга прощения.
Особенностью педагогики святителя Тихона, является стремление действовать на ум и сердце человека не силой отвлеченного рассуждения, но внутренней силой христианского учения. Эта черта в полной мере проявляется в его трудах.
Святитель Тихон с неотразимой убедительностью говорит о нашей великой ответственности за свою душу, указывает, что жизнь временная дана человеку для того, чтобы ею он приобрел вечную жизнь. Вопрос о спасении должен постоянно стоять в центре нашего внимания. Человек обязан всегда и везде помышлять о вечности. Успех каждого в деле самовоспитания, в деле преображения своего внутреннего человека вместе с тем возможен только при помощи Божьей, при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий. От воли каждого зависит — откликнуться на зов Божий или пренебречь им. Божие дело — ниспослать благодать, а со стороны человека - проявить согласие и готовность принять ее полной сердечной верой
Святитель Тихон называет веру «оком души», созерцающим истинное, безотрадное состояние падшего человека. Дело в том, что все мы несем в душе следы грехопадения Адама, повредившего изначально совершенную природу человека. Глубокое осознание этого факта, той смертельной опасности, которая таится в самой душе, самом сердце человека – условие его спасительного преображения. Это – одно из центральных педагогических положений, получающее свое отражение в высказываниях многих православных подвижников, призывающих нас к познанию самих себя, к покаянию. «Покайся деточка, а то погибнешь» - с такими исполненными любви и сострадания словами схиархимандрит Иоанн Маслова обращался к одной из своих духовных дочерей. Кажется, что эти слова обращены и ко всем нам.
Согласно учению святителя Тихона Задонского, главным руководствующим, путеводным началом христианской нравственности является любовь к Богу и ближнему. Все другие добродетели, по словам святителя, вытекают из любви подобно тому, как ручьи вытекают из своего источника.
Любовь к ближним является самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу. Кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, заключает святитель
Все встречающиеся в жизни искушения, скорби и испытания, учит святитель, есть не что иное, как проявление любви и милосердия Божия к падшему человеку. Как отец оставляет сына без наказания и попускает ему жить по своей воле, свидетельствуя тем самым, что он отринул его от себя, так и Господь, когда оставляет человека без наказания, через то показывает ему, что лишает его Своей милости. Именно в терпении, по учению святителя Тихона, состоит христианский подвиг
Добродетель терпения не ограничивается в своем благотворном влиянии на одного, отдельного человека, но распространяется на семью и общество в целом. Если от нетерпения происходят в мире всевозможные нестроения, ссоры, войны и убийства, то посредством терпения, пишет святитель, «все сие зло отвращается. Ибо где терпение, тамо нет ссоры и брани». По словам святителя, терпение более сохраняет общество, нежели оружие, и более сохраняет города, нежели стены.
Святитель уделяет много внимания характеристике страстей, которые гнездятся в сердце человека, препятствуют его нравственному исцелению. Страсти имеют глубокие корни в поврежденной грехом человеческой природе. Человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души. Задонский подвижник учит нас распознавать духовные недуги в себе, справедливо считая правильное определение истоков болезни условием ее лечения.
Согласно святителю, действенными средствами борьбы со страстями являются смирение, покаяние и любовь. Осознав и поняв свои грехи, те мерзости, которыми душа бывает омрачена и извращена, человек не станет обращать внимание на чужие недостатки, но займется уврачеванием собственных греховных язв. В ком господствуют любовь к Богу и людям, в том никогда не смогут найти для себя прибежища страсти зависти, злопамятности, клеветы, осуждения.
Основой воспитания человека, согласно святителю, является обучение христианской вере, просвещение человека Словом Божиим, приводящим блуждающий ум в собранность, помогающим восстановить утраченную в результате грехопадения целостность существа человека. Приобретение дара рассуждения является условием приобретения всех добродетелей и преодоления препятствий на пути духовного совершенствования,.
Схиархимандрит Иоанн Маслов называет деятелность святителя Задонского, посвященную осуществлению христианского идеала целожизненным подвигом. Это выражение, которое схиархимандрит также часто использует в составленных им житиях глинских старцев, обладает глубоким и поучительным с педагогической точки зрения смыслом. Заметим, что обе части сложного слова «целожизненный» имеют двоякий смысл. С одной стороны их значение раскрывается благодаря сопоставлению со словосочетанием «целая жизнь», то есть вся жизнь, отданная без остатка, однако здесь одновременно присутствует ассоциативная связь с понятием целостности и с понятием жизненности. Главной задачей человека является восстановление утраченной целостности, возвращение его души к естественному, неповрежденному грехом состоянию. «Жизненный» при этом обозначает также «проникнутый жизнью, живоносный. Глубоким смыслом обладает также и слово «подвиг» Оно происходит от слова «двигать» и связано со словом «движение». Целожизненный подвиг – это движение, которое продолжается всю жизнь. Движение это требует напряжения всех человеческих сил, оно направлено на преодоление серьезных препятствий. Это не только и не столько внешние обстоятельства. Это то, с чем сталкивается человек внутри себя. И прежде всего это сердце человека, несущее в себе смертельную тяжесть страстей.. Для того чтобы сдвинуть сердце с мертвой точки, воскресить его необходимы непрерывные усилия в течение целой жизни – целожизненный подвиг.
Тем самым перед нами ставится самая высокая задача, задача восхождения к идеалу совершенства. Пример святителя Тихона Задонского, пример православных подвижников прошлого и настоящего (они есть и среди нас, живут и работают рядом с нами) свидетельствует о достижимости данного идеала. Знание таких примеров, их осмысление и дидактическое освоение очень важны для нас, педагогов, благодаря этому наша кажодневная работа по воспитанию и образованию будущих поколений наполняется разумно-жизненным смыслом, приобретает высокое содержание и цель.
Высказывание святейшего патриарха Кирилла (из интервью украинскому телевидению от 15 июля 2010 года): «Мы очень нуждаемся в подвижниках и хочется чтобы этих подвижников было как можно больше: они, как локомотивчики, потянут за собой весь народ»
Свидетельство о публикации №215052701723