Кенасы центр духовности караимов

В Евпатории,  на улице Караимской, 68, расположен  единственный в своем роде  действующий религиозно-культурный  комплекс и памятник  архитектуры ХУ111 века «Караимские кенасы». Пять лет назад  к  его двухсотлетию были полностью отреставрированы:  Большая соборная кенаса, дворики и другие сооружения. Тогда же продолжились работы в Малой кенасе, в  музее истории и культуры караимов. Финансирование осуществлялось  из разных источников, в том числе спонсорами, но весомая доля — 2 миллиона 600 тысяч гривен (260 тысяч евро)—  из государственного и республиканского бюджетов Украины и  Крыма.
Работа, которой занимались специалисты из ЗАО «Крымреставрация» и фирмы «Колпинг» довольно трудоемкая, кропотливая. сродни ювелирной. Предстояло по сохранившимся документам, старым рисункам и фотографиям восстановить оригинал. Строители, художники-реставраторы сделали это на высоком  профессиональном уровне.
В этом — проявление заботы о малочисленном народе, ответ на вопрос; как следует восстанавливать и беречь историческое и культурное наследие разных национальных общин и религиозных конфессий на территории Крымского полуострова, где проживают в мире и согласии представители 130 национальностей и народностей.
Ныне караимские кенасы — визитная карточка Евпатории — города с 25-вековой историей, где сосредоточено много других архитектурных, археологических памятников, отражающих культуру, традиции, быт разных наций, события минувших эпох.
Узкие  улочки, отчасти сохранившие колорит средневековья, вывели к комплексу «Караимские кенасы»,  где журналистов радушно встретили:  председатель национально-культурного общества караимов «Кардашлар» Сергей Синани, духовный глава всех религиозных общин караимов Украины Давид Эль и руководитель религиозного общества комплекса газзан Виктор Тирияки. Они провели экскурсию, охотно поведали о действующем культовом объекте, его истории.
— На территории комплекса расположены Большая соборная и Малая кенасы. В первой из них богослужения на караимском и русском языках проходят в субботние и в праздничные дни, а во второй — в будничные, — сообщил Сергей Синани. — Малая кенаса начала  действовать с 1999 года, то есть  спустя сорок лет после закрытия. Возрождение произошло благодаря усилиям нашей общины, содействию караимов из ближнего и дальнего зарубежья, а также пониманию, проявленному мэром Евпатории Андреем Даниленко и депутатами городского совета. Алтарь был передан из города Галича, где также существовал приход.
Еще в 1987 году был разработан проект реставрации Малой  кенасы. Вначале работы велись за счет личных сбережений и средств  прихожан и спонсоров,  но более масштабные действия развернулись после того, как к 200-летнему юбилею Кабинетом Министром Украины были выделены финансы для реставрации и противоаварийных и первоочередных мер по восстановлению Соборной кенасы.
Заказчиком выступило Министерство строительной политики и архитектуры автономии, проявившее настойчивость в реализации проекта. Была отреставрирована кровля храма, восстановлены росписи потолка, другие элементы сооружении. Вместе с нами  юбилей здесь отметили караимы из Украины, России, США, Канады, Польши, Литвы. Торжественно открыли Большую соборную кенасу, провели Всемирную встречу караимов и национальный фестиваль культуры и искусств.
Примечательный факт: в 1825 году здесь побывал российский император Александр 1, в его честь установлена стела с двуглавым орлом, а в 1916 году кенасы посетил последний самодержец Николай I1.  Из выдающихся деятелей литературы побывали польский поэт Адам Мицкевич, украинская поэтесса Леся Украинка и другие выдающиеся личности.
В дореволюционный период Евпатория по праву считалась столицей крымских караимов, их духовным центром. Именно здесь, а не в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве или Харькове определялись основы и принципы жизни народа. Отрадно, что этот высокий статус, благодаря пониманию местных властей, возрождается.
— Для сохранения и развития любого народа, нации важны язык и религия как источники и носители информации, культуры, традиций, обычаев, менталитета и самобытности,— продолжил рассказ Давид Эль. — А для нашего древнего, но немногочисленного народа это жизненно необходимо. Ведь во всем мире ныне  не более двух тысяч караимов, в том числе в Крыму — 800, а в Евпатории — 230 человек. Благодаря усилиям и работе по реставрации храма нам удалось консолидировать караимов. Этому способствуют богослужения, занятия  в воскресной школе. Создается музей с ценными экспонатами, действует кафе с блюдами национальной кухни. В память о воинах-караимах, погибших за свободу и независимость Отечества в годы минувшей войны, установлены мраморные плиты, на которых высечены имена героев. Мы воздаем им почести. Заботимся о преемственности поколений, чтобы между стариками и молодежью никогда не прерывалась родственная, духовная и нравственная связь.
Почти во всех туристических маршрутах Евпатории непременным объектом для экскурсий являются кенасы. Ежегодно комплекс посещает более пяти тысяч гостей. Крымские караимы, отличающиеся толерантностью к другим народам и религиям, активно содействуют миру и согласию в многонациональном Крыму. Являясь вместе с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем сопредседателем Межконфессионального совета, плодотворно сотрудничаем на ниве взаимопонимания и миролюбия между представителями духовенства и прихожанами религиозных конфессий, действующих на территории солнечного полуострова.
               
О крымских караимах

Герб караимов — щит и двухконечная пика. С 1783 года после присоединения Крыма к России военное дело оставалось одним из главных занятий караимов: они  принимали активное участие в Крымской, русско-турецкой, русско-японской, в первой и второй мировых войнах.
Караимы (караи) — малочисленное тюркское племя, жившее до ХIII века в районе Алтая и входившее в Хазарский каганат. Караимы-тюрки — потомки ветви древних караитов. Родовым их гнездом в Крыму была крепость Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма. Вероисповедание — караимизм, оформившийся в специфическую религиозную систему в УII в. н. э., в основе учения лежит Ветхий Завет. Духовный и светский глава караимов — гахан (гахам) — возглавлял Караимское духовное правление, в составе которого было около 40 общин со всей России, священники — газзаны — были выборной должностью. Караимы поклоняются древнетюркскому небесному божеству — Тенгри. До наших дней у них, как когда-то у хазар, сохранился культ почитания священных дубов, у которых они просили о ниспослании дождя, рядом с которыми загадывали сокровенные желания.
Массово караимы, жившие до того изолированно в крепости Чуфут-Кале, начали переселяться в Гезлев (Евпаторию) после присоединения Крыма к России, татарской эмиграции в Турцию и выселения христиан из Крыма. В Евпаторию перемещается  и культурный,  и религиозный центр — Караимское духовное правление.
Молитвенный дом — кенаса (от арабского «кенаса» — немусульманский собор) алтарем ориентируется на юг. Первое богослужение в  евпаторийской кенасе  состоялось в 1805 году.  Спустя два года по планам и под непосредственным руководством Самуила сына Нахаму (бабакая) Бабовича, талантливого караимского зодчего, и на средства его брата Соломона  была закончена постройка  Большой соборной кенасы, а в 1815 году — Малой кенасы.

 г. Евпатория


Рецензии