В гостях у духа Каповой пещеры ч. 2

Эпос «Урал Батыр»

До Каповой пещеры оставалось плыть недолго, но наступали сумерки, и нужно было думать о ночлеге. Разложили палатки, развели костёр. Первый ужин под звёздным небом был незабываемым! Луна освещала прибрежные скалы, и они будто светились. Слышался тихий плеск воды, потрескивал костёр, освещая усталые лица друзей. Рядом с Анной сидел Николай. Трудно объяснить это состояние умиротворения тишиной   и красотой природы. Анне  казалось, что она попала в сказку. Так оно и было. Иван Дмитриевич, предвосхищая завтрашний поход в пещеру, стал рассказывать:
   «В башкирском эпосе «Урал-Батыр» повествуется о двух братьях, старшем Шульгане и младшем Урале. Шульган был непослушным ребенком, и все время старался нарушать запреты родителей. Младший  родителей слушал, но и со старшим – Шульганом, старался не ссориться. Когда они выросли и пошли искать приключений, старшего брата все время тянуло на недобрые дела, и в этом ему составляли компанию всяческие злые духи, дивы и шайтаны, которые обитали преимущественно в пещерах и под водой, т.е. в нижнем мире».
    Когда Иван Дмитриевич произнёс последние слова, внезапно, откуда ни возьмись, поднялся ветер, бросивший горсть песка в тлеющий костёр, ярко вспыхнувший в ночи. На несколько шагов разлетелись искры. Анна прижалась к Николаю, тот в ответ обнял её за плечи. Лариса округлила глаза: это проявление ласки со стороны Николая было для неё в новинку. «Что – то тут не так, - заинтригованно подумала она, расспрошу Анну потом».
    Через несколько мгновений ветер стих. Все испуганно затихли. Иван Дмитриевич, как ни в чём не бывало,  продолжил:
«Младший брат – Урал, действовал в основном в одиночку, спасая мир от всяческих напастей. После очередного подвига ему подарили волшебный посох, дающий небывалую силу. Шульган выпросил у него посох. Урал надеялся,  что брат,  наконец,  начнёт делать добро. Шульган же, уйдя в горы, пробил посохом дыру в земле. Из земли вырвался поток, затопивший всю землю. Прилетел крылатый конь Урал-батыра, Акбузат,  и грудью остановил поток. Осталось только озеро. Разрубил Урал-батыр посох, и исчезла сила Шульгана. Сгинул он с лица земли и отправился в мрачные глубины подземного мира собирать дивов.  Большое озеро перед Каповой пещерой получило название «Шульган», а из глубин пещеры, вытекает подземная речка Шульганка. Это цель нашего путешествия". - Иван Дмитриевич тяжело вздохнул. Всем стало понятно, что преподаватель переживает, как сложатся события завтрашнего дня.  Он знал, что чувство эйфории, восторга, страха, угнетения и паники могут привести к неожиданным последствиям и  даже  несчастным случаям. Опытные спелеологи нередко попадали в сложные ситуации, были случаи гибели. Пещера мстит за неловкость и торопливость.  Поэтому своих студентов Иван Дмитриевич проинструктировал ещё в университете. Но как всегда переживал за каждого, особенно за девушек.
    Тревожную атмосферу разредил спокойный голос Николая:
    «Это ещё не всё.  Если возраст башкирского эпоса определить сложно, то художник эпохи палеолита 15 тысяч лет назад нарисовал в пещере и крылатого коня, и дива. Местные старожилы говорят, что в пещере до сих пор обитает дух коня Урала – Акбузата, ведь вход  чем-то напоминает лошадиное стойло, только гигантских размеров», - дополнил рассказ преподавателя Николай. Он увлекался древнейшей историей нашего края и знал много легенд и сказаний. У Анны после слов любимого сладко и в то же время тревожно заныло сердце. Она чувствовала, что её  испытания продолжаются.
     Завтра предстоял трудный день, и все разбрелись по своим спальным местам. Анна с Ларисой залезли в свою палатку. Лариса пыталась вывести Анну на откровенный разговор, но та молчала, не хотела спугнуть своё счастье. Так и не выведав ничего, Лариса заснула. Анна ещё долго ворочалась: слишком много  впечатлений свалилось на неё за один день. Наконец  и её сморил сон. 
     Анне снилась земляничная поляна.

Шестое чувство

Анна проснулась с улыбкой. Лариса уже встала и суетилась у костра. Все были заняты делом: готовились к отплытию. «Доброе утро!» - услышала она голос  Николая. Действительно доброе: радостно замирает сердце, кажется, что душа наполняется теплотой и нежностью. Позавтракав и выпив горячего душистого чая, вся группа погрузилась в лодки и отправилась в путь.
      До Каповой пещеры добрались без приключений. Студентов уже ждали. Спелеологи во главе с Владимиром Киселёвым прибыли два дня назад и приступили к исследованиям.
      Заповедник оказался закрытым для посещений, поэтому экскурсантов не было. Анна знала, что проходил конкурс проектов реконструкции туристического комплекса. Об этом ей рассказывала мама. Она работала в институте «Гипростройматериалы», сметный отдел, которым она руководила, готовил смету под будущий проект.
   Студентов разместили в небольшом  деревяном домике. Опять возникло ощущение, что они попали в другое время. Спелеологи рассказывали, что пещера влечет к себе людей. Может быть, этот зов и услышала душа Анны?  Исследование пещер – это исследование иного мира. Уйти в пещеру – значит приступить к действиям в ином измерении, а  пещера – символ этого пути.
Анна подумала, что настало время изменить жизнь. Но перед новым, неизведанным, всегда страшно. Тем более, что  проникновение в пещеру для человека всегда было связано с необъятным ужасом перед неведомым миром мрака, раскрывающим дилемму – Жизни и Смерти. Пещера как бы «заглатывала» и «изрыгала» из своего чрева перерождённых.   Анну охватило какое-то странное чувство: завтра их ждёт главное  испытание и оттого, как она его преодолеет, будет зависеть её будущее.
     Бытовые проблемы отвлекли от тревожных и волнующих мыслей. Вечером они с Ларисой готовили блюдо из местной форели – хариусов. Николай с Александром и Иваном Дмитриевичем ловили хариусов на перекате. Эту юркую зеркальную рыбку поймать трудно, но сам процесс её ловли завораживает. Тишина здесь крайне необходима! Слышишь только шум переката и всплеск рыбы. И насадка на грузило нужна особенная – лучше всего яркое пёрышко. Рыба чувствует цвет? Это как-то необычно!
     Поднялись рано утром.  Свежий горный воздух бодрил, и Анна чувствовала себя превосходно.
Нужно было решить, кто пойдёт со спелеологами, а кто останется  с Иваном Дмитриевичем описывать рисунки первобытного человека. За пятнаднадцать тысяч лет, отделяющих нас от того времени, пещера надежно спрятала произведения древних художников под слоем натеков, дожидаясь того часа, когда, найденные вновь, они будут по достоинству оценены далекими потомками.
     Решили, что со спелеологами, а их было трое: москвичи Владимир, Олег и Виктор,  к истокам  подземной речки Шульган, пойдут Анна и Николай. Анна настояла на этом, не только потому, что  шёл Николай, её интересовало в пещере всё неизведанное, да и к тому же ей подсказало шестое чувство, что   именно так она должна поступить.
      Владимир предупредил: «Средняя температура внутри  пещеры зимой и летом примерно одинаковая - 6-8 градусов тепла по Цельсию, поэтому одевайтесь теплее».   
  До пещеры нужно было пройти около километра. Пробираясь сквозь кусты и ветви деревьев, Анне казалось, что она не только входит в другой мир, но и осуществляет переход в иное измерение. Все чувствовали это, не разговаривали, продвигались вперёд медленно и осторожно.
Последний переход через речку, которую  башкиры ласково называли Шульганкой – и группа будет у пещеры. Речка вытекала из Голубого озера, вырываясь прямо из подземного царства, из бездонных глубин подземелья Шульгана – царя тёмных и злых сил.  Нужно только  пройти по бревну, как бы отделяющему этот  мир от мира прошлого.      Анна оказалась последней, долго не решалась ступить на шаткое брёвнышко, под которым речка, шумным потоком,  впадала в Агидель. Анна мысленно представила, как она переходит. Глубоко вздохнув, ступила на бревно. Чувство страха, которое засело у неё где-то глубоко, как испуганный котёнок, исчезло, уступая чувству восторженного полёта. И мысли сами стали слагаться  в строчки:
Лечу  над бездной,
Навстречу ветру,
Навстречу солнцу,
То вверх, то вниз!
И  над водою
Расправлю  крылья,
Лечу  к тебе,
Шульган, держись!
С тобой на равных,
Сражаться буду,
И чувство страха
Я отвлеку,
Тебе я верю,
шестое чувство,
с тобой победу
Я   обрету!

Рисунки первобытного человека

Когда подошли к Каповой пещере, студенты-историки были заворожены не только красотой окружающих мест. Впервые попавшего сюда человека уже сам вход в пещеру поражает своими размерами и великолепием. Он представлял огромную ассиметричную  арку шириной почти 40 метров, высотой  22 метра – как портал в другой, подземный мир,  где искрится под лучами яркого солнца  Голубое озеро. Над ним находится  Голубиный грот, играющий всеми красками под капельками воды, оседающей на стенах.
Владимир предупредил: «Руками ничего не трогать, идти друг за другом, не отставать, ничего из пещеры не выносить! И самое главное:  не навлекайте на себя гнев духа пещеры: не кричите, громко не разговаривайте, - как вы отнесётесь к пещере, так и она отнесётся к вам!»
    Группу окружила   тишина и кромешная темнота, только фонари освещали путь. Но возникло непроходящее чувство восторга  перед неизведанным и непостижимым. Время замедлилось и остановилось. На руке у Анны были небольшие дамские часики, их подарил отец на 19-летие. Но она не слышала их тиканье, будто и  они перестали идти.
    Проходя мимо Круглого озера, Владимир  продолжил: «Пещера – не только неприветливая, но и агрессивная среда для человека и существовать в этой среде очень тяжело». Анна и Лариса при первом же знакомстве обратили внимание на угрюмость исследователей подземного мира.   Они были молоды, но в глубине глаз таилась такая вселенская тоска, что они казались инопланетными существами, а не молодыми людьми 20 века. Но только стоило им войти в  пещеру, всё изменилось. Исчезла скованность движений, на лицах появилась одухотворённость: пещера была их родным детищем, а не просто работой. Спелеологи стали  рассказывать студентам  о Каповой пещере. Первым заговорил  Олег: «Башкиры называют Капову пещеру - Шульган-Таш. Таш - в переводе с башкирского камень. Вы видите вокруг нагромождение камней, но и они несут свой, особый смысл.  Пещера  изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков". Анна и все остальные внимательно слушали. Голос звучал в пещере необычно, словно отражаясь от стен, он уносился высоко вверх и это отвлекало от других мыслей, которые навевали страх и даже робость перед величием  этого ценнейшего памятника мирового значения.
     "Экскурсантам для осмотра были  доступны только два этажа. - продолжил Юрий.  На самом деле  у пещеры  их три. Современный вход в пещеру в древности служил входом на верхний этаж, этим и объясняется грандиозная высота современного входа, только этот вход был в древности на более высоком уровне от дна пещеры. Все три этажа сходятся в средней ее части. В дальней же части пещеры этажи расположены ступенчато. В недрах горы этажи соединены естественными вертикальными колодцами и наклонными шахтами.  Суммарная длина всех исследованных сейчас ходов в пещере составляет около двух километров. Расширения галерей (коридоров) образуют свыше 15 залов. Среди них Купольный зал, зал Знаков и Хаоса, зал Рисунков". В это время они прошли к залу Рисунков. Рисунки находились на доступной высоте, но всё равно пришлось поднять голову. Даже без очков Анна смогла всё внимательно рассмотреть. Она как бы заново прозрела, представив, как в кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек рисовал здесь свои первые картины. Звери, среди которых хорошо узнаются мамонты, лошади, носорог, олень и бизон, переданы древним художником в реалистической манере, такими, какими он их видел. Созданы ли они в одну эпоху или на протяжении многих тысячелетий, ученые затрудняются ответить. Но и в верхней, труднодоступной части пещеры тоже есть рисунки. Для того чтобы пройти туда, надо подняться на несколько десятков метров уступов, на которых сейчас стояли железные лестницы. Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться?  До сих пор  пещера хранит свои тайны. Их ещё предстояло открыть не одному поколению археологов и спелеологов.

Читайте окончание: http://proza.ru/2015/05/27/717


Рецензии
Хорошо переплетается личное с эпическим, монументальным. Я мечтала побывать в Каповой пещере, но, видимо, не настолько, чтобы собраться и посетить эти заповедные места.

Дина Норбут   30.07.2018 15:36     Заявить о нарушении
А мне в юности удалось там побывать...ведь именно я пела духу Каповой пещеры.

Анна Магасумова   30.07.2018 22:36   Заявить о нарушении
Я так и поняла. Давно уже пришла к выводу, что автор всегда присутствует не только в своём произведении, но обязательно и в каждом своём герое.

Дина Норбут   31.07.2018 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.