Таинственные миражи

Давно известное и изученное природное явление, все таки оставляет множество вопросов. Недавно я рассматривала старые фото 90-х годов. С одним из них проводили тщательную экспертизу мои друзья фотохудожники. В подлинности её нет сомнений, но вот в том, что там изображено сомневаться можно бесконечно. В один из пасмурных осенних дней, я фотографировала подругу на фоне новостроек. После печати кроме новых домов на фото возвышались горы. Естественно, первое предположение - брак, и если бы не одна услышанная мной история, за долго до этого, я бы просто выбросила ту фотку.
   Началось все весной 1992. На прогулке по берегу реки, я встретила одного любителя собаковода. В разговоре со мной он поведал, что в начале марта был свидетелем очень интересного явления. Гуляя утром со своим питомцем у реки Яуза вдруг внезапно забрел в полосу густого тумана, который сгустился всего за несколько минут. Для нашей городской черты - это не совсем обычно. Но после того, как туман отступил, окрестности он не узнал. Над домами Тайнинского поселка возвышались горы, поросшие зеленью. Явление продолжалось минут пятнадцать. При этом он мог хорошо наблюдать и дальние вершины, так как будто бы он стоял у их подножия. Потом снова все затянуло туманной дымкой и видение исчезло. Я конечно, много слышала о подобного рода миражах. Очень хорошо их природа описана и объяснена в работе исследователя Христо Тилева "Воздушные призраки".  Это все понятно... Но вот насчет миражей в городской черте, где нет больших просторов - это, что-то новенькое. Конечно, кто-то наверное сталкивался с этим и в городе. У Христо Тилева описан интересный случай с миражом в Париже, но тогда была лунная и туманная ночь и город отражался в туманном зеркале в небесах. Город отражался, а не горы, которых там не было. Что могло отражаться у нас, если здесь даже близко гор никаких нет. Горы невидимки, откуда? Потом путем опроса обнаружилось, что это не первый случай. Вот, как одна из жительниц города Мытищи описывает, что с ней произошло в одну "прекрасную ночь":
  - Я в этот день поздно возвращалась с работы. Поезд на платформу Тайнинское пришел в двенадцатом часу. Темно, дождь моросил, был уже октябрь. Я очень быстро шла к мосту через Яузу, но подойдя туда, в свете фонарей увидела странную картину. Я остановилась и дальше уже не пошла. Впереди города нашего не было. Он виднелся, где-то внизу, как будто бы опрокинутый. А впереди только чернота. Фонари, улицы, дома - все внизу были. А я стояла, как на краю обрыва. Очень стало страшно и я повернула обратно, до станции бегом бежала. Подошла электричка на Москву и я в неё села. Уехала в Лосинку к сестре ночевать. Это событие вспоминаю до сих пор с ужасом.
  Объяснение одно - нижний мираж. Но тогда, город отраженный внизу, должен быть на месте. А его, почему-то не было. Впереди чернота. Опять куча вопросов. В своей статье по этому поводу Л.Осокин пишет, что объяснения кроются в рельефе местности. Будто в нашем городе он не совсем обычен. Возможно. Но вот горы, появляющиеся на горизонте на восточной стороне, видели по утрам уже десятки жителей. И описания одни и те же. Неужели за сотни тысяч километров они могут так реально отражаться? Вот уж действительно, чудесное это явление - миражи!

                16 августа 2011.


Рецензии
"Вот уж действительно, чудесное это явление - миражи!" Полностью согласен! Р.Р.

Роман Рассветов   28.01.2018 16:39     Заявить о нарушении
Очень интересная статья есть на этот счет у Христо Тилева. " Воздушные призраки", называется. Если найдете, прочтите, там природа миражей описана с научной точки зрения. И понятно, и сразу хочется знать об этом больше.

Ольга Азарова 3   03.02.2018 17:23   Заявить о нарушении
Оля, а где можно найти этот материал? Р.

Роман Рассветов   09.02.2019 01:45   Заявить о нарушении
Ой, простите! Только что увидела Ваш вопрос... Материал Христо Тилева я читала в книге 80-х годов, это был географический сборник "На море и на суше". Сейчас в интернете есть сама статья Тилева. Наверное, нужно просто набрать его имя в поисковой строке. Тем более, что эта статья о миражах, она всегда была востребована.

Ольга Азарова 3   08.03.2019 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.