Мы выдумали эту страну

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЯ:
Цифры в скобках после слов и выражений в тексте помещённой здесь статьи, помеченных  звёздочкой*, означают отсылку к соответствующему примечанию под всем текстом. - Публикатор.

НА СНИМКЕ:  Будущий автор предлагаемой ниже статьи Инна Рахлина-Фрейдина ("Нина Вейнбрун")- она слева -  с одной из своих лучших школьных подруг - Люсей Шлеймер.

В качестве предисловия к статье хочу рассказать маленькую историю из жизни покойной Люсеньки. Её фамилия - ярко еврейская, но это случайность. Отец Люси был явно русский человек ( а мама - и подавно!), но при неизвестных мне обстоятельствах ещё до революции 1917 года (возможно, младенцем)он попал в сиротский  приют и фамилию там получил произвольную. Я знал человека, который позже, в разгар советских лет, в Одессе был подброшен в детдом и там был наречён фамилией первым его подобравшего дворника: Армейцев. В дальнейшем лицо мальчика обрело очевидные семитские черты, но записан он был русским, благодаря чему благополучно выжил при оккупации (детей, числящихся евреями, нацисты безжалостно уничтожили). Но в разгар советского государственного антисемитизма ярко способного к музыке и уже обучившегося играть на трубе юношу за одну лишь внешность не с первого раза "пропустили" в студенты консерватории. Правда, по паспорту он был русский, и в конце концов студентом стал. А окончив по классу кларнета, стал играть в Харьковском симфоническом оркестре.
Случились неприятности и у Люси Шлеймер. Она блестяще окончила химический факультет Харьковского госуниверситета и была рекомендована в аспирантуру. Но "ужасная" фамилия вызвала озноб у местных охранителей  чистоты кадров, Люсю вызвали в "Первый отдел"  и стали выпытывать: откуда у неё такая фамилия?
Впрочем, папа занимал немаленькую должность главного бухгалтера в Управлении Южной железной дороги,можно догадываться, что это примирило церберов кадровой службы советской науки с неприятно для них звучащей фамилией. Люся окончила аспирантуру, успешно защитила диссертацию, стала кандидатом химических наук Людмилой... (вот ведь ужас-то!) Шлеймер...

Но Инну Фрейдину, несмотря на её золотой аттестат зрелости, в этот же университет не взяли вовсе. Ей там в приёмной комиссии филологического факультета  сказали, что её золотая медаль у них якобы 17-я, но нельзя же принимать одних медалистов... Девочка поверила лгунам и отнесла  аттестат на филфак пединститута. Здесь он оказался ЕДИНСТВЕННЫЙ, но (как выяснилось позднее), и сюда её не хотели принимать, и лишь узнавшая о том случайно её школьная учительница уговорила председателя приёмной комиссии зачислить талантливую абитуриентку, несмотря на её фамилию...

В предлагаемой статье автор задаётся вопросом: что сорвало с мест тысячи, сотни тысяч советских евреев и бросило их в объятия (зачастую - душные, иногда - смертельные) иноземных вербовщиков? Но ведь ответ - на поверхности: чувство человеческого достоинства! Украинцы назвали свою национальную революцию 2014 года - революцией ДОСТОИНСТВА.
Вот так и наша алия - это алия Достоинства и человеческой чести. Но читайте статью...
                *   *   *

МЫ ВЫДУМАЛИ ЭТУ СТРАНУ* (1)
(Письмо сестре)

Ты задаёшь много вопросов. Я не политолог, не экономист, к сионизму я сейчас не ближе, чем до приезда, а, пожалуй, наоборот. Его основатели видели цель своей жизни в создании государства для евреев. И наше поколение – свидетель борьбы за «возвращение». Могли ли Герцль и Жаботинский даже во сне увидеть такое воплощение своей мечты: почти полмиллиона за два года «поднялись»* (2) в Израиль. Поднялись… как на эшафот.. А если б все евреи из России сюда ринулись?!
Отвечая на твои вопросы, я могу рассказать о том лишь, как я лично понимаю  происходящее вокруг меня. Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции, но трёхлетний опыт даёт право на слово.
Ехать ли тебе? Если б этот вопрос ты задала три года назад, мой ответ был бы однозначным: нет, ни в коем случае. Это равносильно безумию или самоубийству. (Кстати, вот опять в газете сообщение об одной приехавшей, которая решила все проблемы в пять секунд, оставив двух дочек).
Однако сегодня страну, в которой ты живёшь, я не знаю. Спонсоры… брокеры… ваучеры… Мелькнула на экране московская улица с вывеской «Casino»…  Из газет и передач «Останкино» создаётся впечатление, что  бывший Союз вот-вот превратится в горящий дом. А из такого дома бегут, не оглядываясь, не думая о том, что можно попасть  из огня да в полымя.
Чем я могу тебе помочь? Только пока одним: предупредить о том, что ты здесь увидишь, чтоб хоть немного смягчить  боль от неизбежных ударов на «ухабах абсорбции». Моим словам стоит верить, поскольку я не из самых обездоленных. А значит не озлоблена, не ослеплена личными невзгодами.
Мы приехали в самом начале большой алии, когда в стране было много пустых амидаровских* (3) квартир. (Я объясняла тебе, что это такое). Мэр приграничного города Кирьят Шмона уговаривал олим селиться там, не думая о «катюшах», поскольку в Израиле нет безопасных мест.
Мы раздумывали, советовались и выбрали городок недалеко от Хайфы, надеясь, что близость большого города облегчит проблемы с работой. По здешним понятиям, наши «амидары» - трущобного типа. Они были построены для алии 70-х, но вскоре опустели и за 20 лет пришли почти в негодность. Когда грянула алия-90, эти дома наспех кое-как подремонтировали, и вот мы оказались в числе счастливчиков.
Зимой у нас по стенам течёт вода, всё время что-то ломается, но, Боже мой, какое же это недостижимое благо  - «Амидар», - для тех, кто приехали позднее…
Другое моё счастье – возраст. Наше пособие называется «на обеспечение прожиточного минимума». Это, действительно, минимум, учитывая стоимость коммунальных услуг и транспорта. Но будь я на пять лет моложе, даже страшно подумать, как бы мы жили. Никакого пособия по новому положению таким, а работа только чёрная. Вот в газете перечислены её виды: озеленение, корчёвка леса, археологические раскопки. Кроме возраста и болезней, добавь сюда ещё один фактор: - палящий зной. Тебе ничего это не напоминает?
Правда, такая работа для мужчин. Женщина здесь может зарабатывать уборкой. Не буду описывать, что это значит: я послала тебе отрывки из повести Софьи Оршанской «ШавУа тов!» («Доброй недели!»). Недавно твою коллегу (ту, что вела у вас класс вокала) биржа труда направила мыть общественные туалеты на автобусной станции. Для твоей астмы, по –моему, самое подходящее дело! И ещё о моём счастье. В джунглях, где мы очутились* (4), я встретила трёх человек. Только теперь, когда у меня уже есть некоторый опыт взаимоотношений  и со старожилами, и с бывшими «нашими», я в полной мере оценила, как сказочно, как невероятно мне повезло.  О первой из этих встреч писать не буду. Может, увидимся – расскажу. Но тебе стОит знать, что если я сейчас жива, то это благодаря одному из тех, кого мы называем семидесятниками и кто в своём большинстве предали нас (своих друзей, свою юность), превратившись в добровольных манкуртов* (5) . (У Айтматова этот процесс описан как пытка. Наши же, бывшие, благодаря своему интеллекту, знаниям,  как видно, изобрели способ безболезненный, а, возможно, даже приятный).
Вторая моя встреча связана с израильтянкой, польской еврейкой, с которой первое время я жила в одном доме. В этом мире, где из-за денег зарежут родную мать, где шекель выше всех человеческих чувств, совершенно чужой человек, догадавшись о ситуации, уговаривает (!)_ меня взять у неё в долг деньги. Без гарантов! Без залога! Без расписки!!  Наверное, есть всё-таки Бог, если мне удалось заработать и вернуть этот долг. К тому времени прошло больше года, я уже кое-что соображала в здешних реалиях, поэтому, прежде чем заполнить чек, стала выяснять, сколько я должна, учитывая проценты, изменившийся индекс цен. Моя знакомая вскинула  брови и, старательно подбирая русские слова, ответила: «Вы это говорите  ло тов (не хорошо). Когда сибирская пани спасла мою маму с тремя детьми от голода, она не говорила про проценты».
Да, здесь есть прекрасные люди, от них мало что зависит. Мы в Союзе придумали эту страну. Как произошло, по каким таинственным закономерностям почти полмиллиона порой разделённых расстоянием, бОльшим, чем от Москвы до Тель-Авива, одновременно поверили в Изумрудный город*(6) и устремились к нему – этот феномен будут ещё изучать.  И тогда обратят внимание, что самое первое чувство у всех  - удивление. Почти год, а то и больше, все удивляются. А между тем почти всё, с чем нам в Израиле  пришлось столкнуться, не новость. Всё это мы знаем с детских лет, из школьных учебников.  Одни говорят:  капитализм.  Другие:  капитализм вперемежку с социализмом.  Левые… Правые… Я во всём этом не разбираюсь, да и не в терминах суть. Ясно одно: это общество, где единственная ценность – деньги. Единственная, если отбросить всякую словесную шелуху насчёт сионизма, иудаизма, братства евреев и демократии.
Если ты сможешь приехать с долларами или их эквивалентом, ты, действительно, попадёшь в сказку.  Всё у тебя будет: квартира, работа, престижная школа для Сашки, а потом университет. А какие люди окружат тебя! Как и полагается в Изумрудном городе, добрый волшебник Гудвин дал им всем сердце и мозги. И даже чиновникам в многочисленных мисрадах* (7). Впрочем, ты не будешь иметь дела с чиновниками – этим займётся твой адвокат. И только одна тревога будет лишать тебя сна: тревога из-за постоянной опасности, страх за твоих близких.
Но если ты приедешь иначе… Сохнутовские * (8) посланцы уже не врут у вас так нагло.  Они говорят: будут трудности. Нет, дорогая сестрёнка,  тебе придётся не трудности переносить, а бедствовать. Без жилья, без достойной работы, без медицинской помощи, а главное – без надежды на будущее. Вот какая реальность ждёт тебя. Но разве я открываю Америку? Разве мы не читали в сотнях книг про такую жизнь? Читали, учили, отвечали на семинарах, а теперь испытываем на собственной шкуре жесточайшую эксплуатацию, бесправие, произвол властей, бездумье чиновников, экономическую и прочую дискриминацию. Единственное, что здесь уникально и необъяснимо,  – это, по выражению одного газетчика, тотальный обман.  Надо же! Мы жили в царстве лживой идеологии, с детства нас учили лгать, а приехав сюда, в подавляющем большинстве оказались наивными и доверчивыми, как дети. Просто феномен какой-то: «влипают» все – бывший конструктор и бывший парикмахер, оперный певец и завмаг. Здесь целая индустрия мошенничества, которую одни объясняют спецификой восточной ментальности, другие – тем, что Израиль – страна лавочников, а у тех, независимо от происхождения, общий принцип: не обманешь – не продашь. Какая разница? Моему соседу, положившему вчера 700 шекелей в карман очередному жулику, от этого не легче.
Я утешила его тем, что он может считать эти деньги платой за обучение. Я заплатила больше.
Возвращаюсь к твоим вопросам. Катастрофа… «Яд ва-Шем». Да, перед печами Освенцима мы все равны: и те, кто виллами владеет, и те, кто их моет. На этом братство евреев заканчивается. Даже в синагоге нет равенства, так как места там покупаются. Общество здесь разделено невидимой,  но непроницакмой стеной на касты, на этнические группы,  на партии, на   чёрных и белых, и все не переносят друг друга.
Зачем звали и теперь зовут?  Ну, это совсем просто. Без алии* (9) Израиль просто перестанет существовать.Она необходима ему, как кислород, потому что ежегодно из страны уезжают многие, предпочитая быть патриотами издалека. Но главное в другом: у местных арабов высокая рождаемость, а это постоянная угроза, что нарушится демографический баланс. Вот тебе простая арифметика. Приехали 460 тысяч из Союза. Пусть 60 тысяч  из них повесится, 200 -  уедет, но если даже 200 тысяч останется – это существенно для такой крошечной страны.
А как выгодна алия для определённой части общества! Как хорошо заработали на нас квартировладельцы, работодатели, маклеры всех мастей, торговцы. В стране функционирует целая сеть ульпанов* (10), в которых якобы обучают ивриту, множество курсов, которые якобы помогают трудоустроиться, и на всём  этом кормятся сотни преподавателей. И, конечно, армия чиновников. А ты говоришь: зачем зовут?
Почему обо всём этом не писали родственники? Между прочим, связи с ними почти всегда рвутся: мы оказались в разных кастах. Ашкеназийские евреи здесь, в основном, составляют привилегированное сословие. Они не описывали нам нищету и дикость городов развития, отношение к пациентам в гистадрутовской* (11) больничной кассе,  тупость и безделье бюрократов, так как они мало что знают об этом.  Их жизнь меряется иными мерками.
Есть ещё религия. Эта тема неисчерпаема. А действительно, мы, олим из России, – странные люди. Всё, что связано с религией, нас повергает в шок. Но почему? Опять-таки, с детства, с самых первых книжек мы читали об этом.  Пушкинский Балда, отец Карди, предавший Артура-Овода синьор Монтанелли, «Письма с Земли» Марка Твена. Разве мы не знали, что служители Бога алчны и лицемерны,  что религиозный фанатизм, как любой фанатизм,  не знает сострадания даже к родному сыну?! Почему мы решили, что наши «чёрные ангелы» - иные? Потому что они одеты не в рясу, не в сутану, а в чёрный сюртук и шляпу с полями? Наивность, чтоб не сказать иначе…
Безусловно, неладно в этом «королевстве» было и до нас. Просто многое не замечалось, замалчивалось, и предпочитали, выражаясь по-местному, «заметать мусор под ковёр». Огромная лавина новичков выявила, как анализ крови, многие затаившиеся болячки, и те израильтяне, кто действительно думают о судьбе  своей страны и дорожат ею, - они видят язвы израильского общества: беспризорных  детей и бездомных стариков, пьянство, проституцию и наркоманию (наркоманию в армии!), растущую нищету, позорно низкий уровень школьного образования и многое другое. Постоянно кто-нибудь из членов правительства (а сейчас трое одновременно) вымазываются в грязи уголовщины: подлог, казнокрадство, пьянство, разврат.
Кстати о правительстве. Последние интервью с министрами, напечатанные в газетах, убивают у меня остатки надежды. Эти «слуги народа» совершенно к народу равнодушны, они убалтывают демагогией,  их подход к самым больным проблемам напоминает отношние тёти Песи к соседке Басе, которой Песя завидует и не может простить, что у Баси мозоль на правой ноге, а не на левой, как у неё, Песи.
Вот, наконец, придумали, Барух ха-Шем* (12), что делать с безработицей.  Теперь все, кто хочет получать пособие, должны трудиться на общественных работах. (Выше я уже об этом написала). Не хочешь – сиди без денег. Ну, разве это не образец истинной свободы: хочешь – умирай с голоду, хочешь  - от непосильного труда!
Самое остроумное в этом деле – аргументация. «Мои родители так работали», - Ора   Намир, министр труда. Как жаль, что в этом кресле не сидит моя  бывшая соседка, польская еврейка, которая, запомнив с детских лет, что такое голод, бросилась мне на помощь, чтобы моя внучка не испытала подобного. А ещё говорят, что каждый народ достоин своего правительства…  Чепуха.
«Мой откц был богатым человеком, а в Израиле работал на тяжёлой физической работе и… умер», – Бен-Элиезер, министр строительства. Ну как не вспомнить тургеневскую помещицу, о которой рассказывает её крепостной: «Наша барыня сама замужем не была и горничным своим не разрешала. «Что за баловство, – говорила, – я   же вот могу…».
О чём ещё ты спрашивала? Да, туристы…Они при желании тоже могут кое-что увидеть, например, нищих-музыкантов, окончивших одну из лучших в мире – Ленинградскую консерваторию. Ну, да ведь туристы приезжают отдыхать. Бог с ними. Давай я лучше расскажу тебе об этом олимовский анекдот.  Блаженствует Хаим в раю, но еврейское любопытство не даёт ему покоя, и решил он посмотреть, как живётся грешникам.  Взял турпутёвку- и в ад. А там! Вино рекой льётся, ослепительные красавицы сами в объятия к нему бросаются. О еде и говорить нечего. Решил Хаим, что в аду лучше, оформил визу и прибыл туда на постоянное жительство. Тут его черти хвать и на раскалённую сковородку.»Как же так?», – удивляется Хаим. – Я же собственными глазами видел!» – «Тогда ты смотрел глазами туриста»,  – объясняют черти.
Смешно? Видишь, я заканчиваю письмо типично по-еврейски: весёлым анекдотом. И хочу тебя спросить тоже. За такое письмо о России в прежние времена  мне  дали бы «10 лет без права переписки». Здесь, в Израиле, я пишу это и говорю безбоязненно. Я могу последними словами назвать даже главу Кнессета. У вас теперь это разрешается тоже. И это называется демократией, и это считается огромным достижением.  Но неужели за ТАКУЮ демократию стоило пролить столько крови?
Что ты думаешь об этом? Пиши.
УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! СЧТТАЮ НУЖНЫМ  СКАЗАТЬ ВАМ, ПОЧЕМУ Я НАПИСАЛА ЭТО ПИСЬМО.  ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ НАПИСАНО И СЕСТРЕ, И ДРУЗЬЯМ. МЕНЯ ВСТРЕВОЖИЛО, ЧТО В РОССИИ ПОБЫВАЛ ЦАБАН* (13). ЕГО ИМПОЗАНТНАЯ ВНЕШНОСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ МАНЕРЫ НЕМЕДЛЕННО (НИ МИНУТЫ НЕ СОМНЕВАЮСЬ) РАСПОЛОЖИЛИ К НЕМУ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОЛИМ ХАДАШИМ, И ОНИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОДСТАВИЛИ УШИ ПОД ОЧЕРЕДНУЮ ЛАПШУ. ЭТО ПИСЬМО ДОЛЖНО ПОМОЧЬ МОИМ БЛИЗКИМ.
      (Опубликовано в еженедельнике "День седьмой» - приложении к тель-авивской русскоязычной газете «Новости недели» 14 мая 1993 года.)

ПРИМЕЧАНИЯ ПУБЛИКАТОРА:
1. Именно  из этой статьи привёл обширную цитату, занявшую полторы страницы его мемуарной книги «ХХ век как жизнь» её автор – выдающийся советский и российский журналист А.Е.Бовин, именно эту работу Нины Вейнбрун он охарактеризовал как «Документ века» и откомментировал следующим образом»:
« Наверное, не все так остро, как госпожа Вейнбрун, восприняли расхождение между картинкой, нарисованной заранее, и картинкой, открывшейся на Земле Обетованной. Но расхождение было, и оно мешало, оно раздражало, оно усугубляло и без того трудные проблемы» (А. Бовин, ХХ век как жизнь, с.573).
2. «Поднялись» в Израиль. – На иврите с древнейших времён  в отношении евреев, возвращающихся в Израиль из чужих стран, принято говорить «поднялись в Израиль», а сама репатриация носит название «алия», т. е. восхождение ( к горе Сион в Иерусалиме).
3. «Амидаровская квартира» - такая, которая предоставлена на съём государственной жилищно-эксплуатационной компанией «Амидар» по весьма сниженной цене.
4. Одна читательница возмутилась и прислала в газету реплику (её опубликовали). Она спрашивала у автора: «Где вы видали в Израиле джунгли? Джунгли – это в Индии…»
5. Манкурты – легендарнык человеческие существа, описанные в одном из романов Ч. Айтматова,  которые насильно лишены памяти и бездумно служат своим поработителям.
6. Изумрудный город – фантастический город из повести-сказки А.Волкова, в котором по приказу слывущего волшебником властителя города, все горожане обязаны надевать зелёные очки, чтобы верить, будто  город состоит из изумрудов…
7. Мисрад (ивр.) – учреждение, офис.
8. СохнУт ( ивр.) – агентство, здесь - Еврейское агентство (с центром в Израиле) по связям с еврейскими общинами в разных странах и по организации  репатриации евреев в Израиль.
9. Алия (ивр) – репатриация евреев в Израиль.
10. Ульпан (евр) – студия; здесь – курсы по обучению ивриту.
11. Гистадрут – израильское  объединение профсоюзов.
12. Барух ха-Шем (ивр) – буквальный перевод: «Благословенно Имя" (Гсподне): выражение, по значению эквивалентное русскому «Слава Богу!».
13. Яир Цабан - израильский политик и учёный, член руководства ряда левых партий, депутат четырёх созывов кнессета, министр абсорбции Израиля в 1992—96 годах.





 


Рецензии