Маразматические мысли Часть 4
Реализовать интеллектуальный продукт или интеллектуальное право можно двумя путями: путём полной уступкой права, с отчуждением права от первичного Правообладателя и переходом его к другому Правообладателю; а также путем предоставления разрешения пользоваться своим правом иному лицу, другими словами предоставлением лицензии.
Лицензия может быть исключительной, а это значит, что Правообладатель, он будет называться Лицензиар, не отчуждаясь от обладания, предоставляет все права на данной хозяйственной территории Лицензиату, а сам с этой территории уходит.
Также лицензия может быть неисключительной. Тогда Правообладатель-Лицензиар действует на данной хозяйственной территории наравне с Лицензиатом.
Торговля правами, т.е.лицензионная торговля, позволяет Лицензиару производить и реализовывать продукцию силами Лицензиата, но полностью контролировать при этом размеры прибыли.
В СССР отсутствовала внутренняя торговля лицензиями, и национального рынка лицензий не существовало. Но СССР выходил на международный рынок лицензий и действовал на нём от лица государства.
Сам термин лицензия переводится с латинского языка, как право, позволение.
Выходя на рынок лицензий, будь это внутренний рынок или международный, Прваообладатель сталкивается со сложностью определения потребительской стоимости права. Поскольку изобретение – это новое в мировой практике техническое решение, то и потребительская стоимость права на него всегда уникальна. Она обуславливает не только улучшение внешнего вида изделия и улучшение его технико-экономических характеристик, но и способность революционизировать и поднимать на новый уровень процесс труда и потребления.
В 1773г в Англии была продана лицензия на производство ткацких станов. Это дало возможность начать механизацию производства.
В 1784г там же была продана лицензия на производство паровой машины. Это стало основой для будущей тяжелой промышленности.
Если бы мы посмотрели на график прибыли от сбыта любого продукта, то увидели бы, что прибыль на первоначальных этапах создания продукции не только отсутствует, она ещё и убыточна. Когда идёт разработка продукта и его вывод на рынок, производитель затрачивает капиталы, прибыль у него отрицательная. И только начав реализацию, обеспечивая её рост, производитель сначала начинает получать, а потом стабильно получает прибыль, которая становится положительной и возрастающей. Но возрастает она до момента насыщения рынка этой продукцией. После насыщения идёт спад сбыта продукции, и спад прибыли.
Если мы более внимательно рассмотрим период, в течение которого прибыль отрицательна и разобьём его на такие периоды, как маркетинговые исследования, разработка идеи, научно-исследовательские разработки, изготовление опытного образца, то сможем увидеть, что точка начала получения прибыли может на этих отрезках сдвигаться. В то время как сбыт продукции может начаться с точки начала научно-исследовательских работ, то сбыт права на продукцию может начаться и ранее, например, с точки начала создания идеи, или даже на этапе проведения маркетинговых исследований.
Кроме того, насыщение рынка одним из вариантов правового решения ещё не гарантирует ослабление права на это решение, так как рынок может заполняться следующим вариантом исполнения продукции, подпадающей под действие этого права. То есть Правообладатель имеет возможность начать свой сбыт не с самого лучшего варианта исполнения решения, а затем постепенно его улучшать, продлевая жизнь правовому аспекту.
Таким образом, прибыль от реализации права, может опережать как по срокам, так и по величине прибыль от реализации продукции.
Учитывая то, что патент почти всегда охраняет не конкретное исполнение решения, а много вариантов исполнения одного и того же решения, то, если прибыль от реализации одного конкретного исполнения продукции принять за единицу измерения, прибыль от реализации права на множество конкретных исполнений продукции возрастает в разы.
Существует множество различных видов лицензий, отличающихся друг от друга условиями их предоставления. А именно:
Чистые лицензии – лицензии, которые оформляются в виде отдельного лицензионного договора.
Сопутствующие лицензии – они представляют собой отдельные пункты в составе других коммерческих сделок.
Возвратные лицензии – лицензия, при которой Лицензиату позволяется на основе полученных от Лицензиара знаний разрабатывать новую идею.
Перекрёстная лицензия – лицензия, при которой происходит взаимное предоставление прав.
Принудительная лицензия – её выдают государственные компетентные органы.
Открытая лицензия – это официальное заявление Патентообладателя на предоставление права любому лицу.
Обязательная лицензия – это предоставление права без согласия Патентообладателя по решению правительства в целях государственной обороны.
Безвозмездная лицензия – предоставление права, без получения прибыли.
Сублицензия – лицензия, при которой Лицензиат первой сделки выступает Лицензиаром во второй.
В специальной литературе можно найти 20 видов различных примерных договоров на передачу прав на интеллектуальную собственность.
Гражданский кодекс России представляет 24 вида форм примерных коммерческих договоров, в которых отсутствуют примеры передачи прав на интеллектуальную собственность.
Всемирная организация ВОИС разработала перечень ограничений, которые накладываются на участников лицензионных коммерческих сделок.
Например: Лицензиар не имеет права обязать Лицензиата продавать продукцию по лицензии только конкретным лицам; требовать от Лицензиата предоставлять безвозмездную лицензию каким-то определённым лицам; обязывать Лицензиата брать на работу своих подчинённых; назначать цену изделий Лицензиата; освобождать Лицензиата от ответственности за дефекты.
Российское законодательство предусматривает выдачу принудительной лицензии в случае, если Владелец не использует свои права сам. А также запрещает использовать исключительные права на интеллектуальную собственность в целях ограничения конкуренции.
Тем не менее, если решение охраняется, и срок его охраны не истёк, то подавать заявки на усовершенствование такого решения нельзя. На это следует испросить разрешения у Патентообладателя первичного решения.
В Российском законодательстве из множества видов лицензионных договоров, используемых в зарубежной практике, детально регламентируется только один вид – договор коммерческой концессии, называемый в международной практике франшизой. Этот тип договора сходен с договором на передачу права на пользование товарным знаком. Но договор коммерческой концессии – это только лишь уступка права на пользование репутацией.
При таком типе договоров с одной стороны Правопреемник, в данном случае он называется Пользователем, получает довольно большую свободу в выборе способа производства и порядка реализации продукции (этот тип договора чаще всего относится к организации продаж или к сфере обслуживания), но с другой стороны совершенно лишён возможности влиять на систему прибыли. То есть практически руками Пользователя вся прибыль приобретается Правообладателем.
Правообладатель совсем не демонстрирует себя на рынке, не обязывает Пользователя даже устанавливать на продукцию свой товарный знак, как бы действует инкогнито, но при этом очень умело, оперативно, с использованием современного оборудования осуществляет постоянный контроль, мониторинг, всех действий Пользователя.
На этот тип договора в Российском законодательстве накладываются следующие ограничения: Правообладатель не имеет право предоставлять концессии другим лицам; Пользователь не может конкурировать с Правообладателем; Пользователь обязан отказаться от получения прав у конкурентов; Пользователь обязан согласовать с Правообладателем место расположения помещений, их внешнее и внутреннее оформление.
Договор коммерческой концессии очень выгоден для Правообладателя до тех пор, пока он не обнаружит себя действующим ответственным звеном. Пока он скрыт, вся ответственность за качество продукции как бы возлагается на Пользователя.
Продукция нашего предприятия, производимая по заказам крупных предприятий тяжелой индустрии, вряд ли когда сможет попасть под условия коммерческой концессии. Наша продукция мало склонна и к условиям лицензионной торговли товарными знаками. Но торговля патентными лицензиями не только возможна для нас, а и особенно желательна.
Пока мы не осуществили ни одной такой продажи. Есть опыт передачи научно-технической документации, сопровождающей продукцию. В документации присутствовало решение соответствующее действующему патенту. Но поскольку взаимодействие внешнеторговой службы и патентного подразделения хорошо не отлажены и стандарт предприятия на ведение таких сделок пока отсутствует, заключить договор чистой лицензии в этой сделке не удалось. Лицензионные пункты не вошли и в главный договор. Но в целом договор прошёл, как договор на передачу «ноу-хау». Получилась неплохая сделка, но хотелось бы лучшего.
Итак, мы подошли с вами к вопросу стоимости интеллектуальных прав. Подготавливаясь к лицензионным продажам, нельзя не принимать во внимание этот, один из главных вопросов.
Рассмотрим, о каких аспектах взаимоотношений и затрат должен иметь представление потенциальный Правообладатель, задумавший выйти на рынок лицензий.
Во-первых, он должен позаботиться о субъектах, которые ему произведут правовой объект. Договора с этими субъектами он должен заключить заранее. Стоимость этих договоров будет заведомо превышать обычную стоимость проектных работ.
Во- вторых, он должен предусмотреть затраты, которые возможно появятся при покупке прав поставщиков.
В третьих, он должен предусмотреть затраты на оформление охранных документов.
Далее он должен чётко себе представлять, где и как он намерен реализовать будущее своё право. То ли это будет вложение в уставной капитал, то ли он будет использовать это право в своей хозяйственной деятельности, то ли оно потребуется ему при реализации.
С финансовой стороны ему потребуется проводить инвентаризацию интеллектуального права, обеспечивать поддержку права, производить его оценку, ставить его на бухгалтерский учёт, обеспечивать аудит, проводить своевременную выплату налогов.
Как мы видим производство интеллектуального права по организации почти не отличается от производства любой другой продукции. Все стадии производственного цикла, включая бухгалтерский учёт, сбыт и сервисное обслуживание также необходимы при производстве права. Но производство интеллектуального права не возможно без этапов прогнозирования, опирающегося на статистические данные конъюнктуры рынка.
Следует реально посмотреть правде в глаза. В настоящих условиях, при которых сильнейшую конкуренцию предлагает нашим предприятиям международный бизнес, требуется либо принимать эти условия, а значит организовывать у себя производство правового продукта, либо отказаться от производства продукции вообще. К чему может привести отказ от собственного производства, вы догадываетесь.
Думаю, иного выхода, кроме как обеспечивать условия производства правового продукта, у нашего предприятия нет.
Рассмотрим, какие преимущества с финансовой точки зрения уже сегодня в рамках действующего законодательства может иметь владелец правового продукта.
Занесение такого продукта на баланс может увеличивать уставной капитал, что может обеспечивать доступ к кредитам, так как правовой объект можно вводить в залог. На базе правового капитала можно организовывать дочерние производства. На правовой объект начисляется амортизация. Авторы могут выступать в качестве учредителей, а авторские вознаграждения переноситься на себестоимость объекта. Затраты на создание правового объекта, включающие обеспечение авторов информацией и проведение патентной научно-технической экспертизы можно относить к затратам на основное производство в себестоимости продукции.
Кроме того правовой объект приносит доходы от его реализации, даже независимо от реализации продукции. Правовой объект может обеспечивать реальную долю рынка.
Правовые объекты оцениваются в денежном выражении и учитываются в имуществе предприятия, как нематериальные активы. Нематериальные активы заносятся на баланс предприятия по стоимости, соответствующей сумме затрат на его приобретение или производство, необходимых для приведения объекта в состояние, пригодное для использования.
При первичной оценке используются следующие затраты: в случае вложения в уставной фонд учитываются затраты по договорённости сторон; в случае приобретения права учитываются фактические затраты на приобретение; в случае создания – затраты на создание, в случае безвозмездной передачи затраты исчисляются экспертным способом, путём расчёта рыночной стоимости.
При совершении хозяйственных операций с правовыми объектами или с нематериальными активами следует очень чётко квалифицировать объект с точки зрения гражданских прав и давать ссылку на пункты гражданского законодательства. Оригиналы документов, подтверждающих право на объект, следует хранить соответствующим образом. Следует организовать на предприятии условия для соблюдения конфиденциальности для объектов «ноу-хау».
При проведении аудита объектов интеллектуальной собственности следует иметь в виду, что для анализа правового объекта и исследования границ распространения прав используются методы технической патентной экспертизы. Поэтому в отношении таких объектов проводится технический аудит.
Если термин ревизия заключает в себе экономический характер, термин аудит кроме экономической составляющей заключает в себе ещё и юридический характер, то термин технический аудит наряду с экономическим и юридическим фактором заключает в себе ещё и технический характер. Но и этим технический аудит объектов интеллектуальной собственности не ограничивается, он требует оценки на патентно-экспертном уровне с применением давно сложившихся в международной практике теорий эквивалентов, то есть квалификация персонала, занимающегося этим вопросом должна быть соответствующей.
В федеральном Законе о бухгалтерском учёте предусмотрены следующие этапы жизненного цикла нематериального актива: создание, документальное оформление, оценка, оформление в виде имущества, отражение в учёте всех факторов движения объекта с учётом налогообложения, прекращение действия прав, выбытие объекта из состава имущества. При этом все хозяйственные операции должны сопровождаться оправдательными документами, которые должны быть составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм.
Для правового объекта предусмотрена возможность составить документ и по неунифицированной форме, если таковой не содержится в альбоме. При этом обязательно следует указать наименование документа; дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за содержание хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц. Нетиповые формы утверждаются руководителем в сформированной главным бухгалтером учётной политике организации.
При составлении формы на объект «ноу-хау» необходимо, чтобы имелась зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.
По каждому объекту интеллектуального права оформляется карточка учёта нематериального актива.
И наконец, для учёта нематериального актива необходим набор минимально необходимых основных первичных учётных документов. Это акты создания, положение о служебной и коммерческой тайне, приказы об отнесении информации к коммерческой тайне, акты начала использования с указанием стоимости создания или приобретения, протоколы определения сроков использования и порядки их амортизации, акты прекращения использования для снятия с учёта.
Всё вышесказанное относится к оценке правового объекта для постановки его на балансовый учёт. Но задача хозяйственника Правообладателя на этом не исчерпывается. Ему необходимо ещё определить стоимость объекта, которую он будет назначать при его продаже или реализации.
Ранее в СССР существовали методики расчёта стоимости лицензий. Ранее предприятия напрямую на внешний рынок не выходили, а продажа лицензий возможна была только на внешнем рынке. Предприятие подготавливало расчёт стоимости предлагаемой им к продаже лицензии, но она использовалась внешнеторговой организацией, как базовая прикидочная стоимость, которая значительно корректировалась в зависимости от условий внешнего рынка.
Теперь, когда предприятия получили право самим выходить на внешний рынок, вопрос оценки стоимости лицензии встал перед ними остро. Среди специалистов распространен слух о таком факте:
У одного из отечественных предприятий, поставлявшего программное обеспечение для существовавших тогда ЭВМ, одна из американских фирм захотела купить лицензию. Специалисты этого отечественного предприятия стали думать, по какой же цене эту лицензию продать. Считали, считали… и насчитали - по самым максимальным методическим критериям. Но по такой цене предлагать не стали, а решили: а давайте-ка продадим по цене в сотню раз превышающую расчётную, надеясь на то, что по такой цене американцы брать продукт не будут. Пришли на переговоры, объявили цену. Американцы без каких-либо возражений сразу согласились.
Практически это всё на сегодняшний день, что мы можем предложить, в качестве опыта лицензионных продаж. Информация о проданных лицензиях сегодня публикуется, но стоимость проданных лицензий не указывается. В компетенцию нашего подразделения этот вопрос пока не входит. Мы чисто теоретически знаем, что рыночную стоимость лицензии могут определить оценщики. Но чтобы заключить договор с оценщиком, ему необходимо представить следующую информацию: описание объекта оценки; балансовая стоимость объекта; описание вариантов использования; характеристика сегментов рынка; примерный расчёт стоимости; перечень документов, подтверждающих количественные и качественные характеристики объекта.
Как видим, даже при оценке стоимости лицензии оценщиком основная доля информации об объекте, включая его предварительную стоимость, предоставляется владельцем. Так что изучение конъюнктуры рынка, активная работа с потребителями продукции, овладение финансовыми и бухгалтерскими знаниями – неизбежный набор для руководителя, управляющего объектами интеллектуальной собственности.
При реализации объектов интеллектуального права на предприятии ведутся ведомости, утверждённые руководителем предприятия. Кроме того, каждый случай реализации, сопровождается договором или пунктами договора, который регистрируется в федеральном институте промышленной собственности и без этой регистрации не действителен. И более того предприятие ежегодно подаёт сведения в государственные органы статистической отчётности о реализуемых им объектах интеллектуального права.
Одним словом, работать очень трудно, но можно. А в новых условиях просто необходимо.
Свидетельство о публикации №215052800363