Пестрый ковер

Не тронутая плугом почва в пойме реки Джарджавы весной радует густым разнотравьем и пестрыми цветами. Уже в конце февраля, начале марта, едва растают островки снега, сквозь прошлогодние сухие стебли и листья  пробиваются к солнцу первые светло-изумрудные ростки. А  в апреле поляна с редкими кустами боярышника, алычи и шиповника, полыхает зеленым пламенем, переливается волнами под порывами свежего ветра, доносящего с моря запахи йода.
В рытвинах и балках, где сохранилось влага,  трава достигает полуметра высоты, а на пригорках и пологих участках стелется, цепляясь тонкими усиками за другие растения душистый горошек с розовыми, желтыми и фиолетовыми соцветиями. Первоцветы “анютины глазки”, золотисто оранжевые одуванчики уже отцвели и ветер разнес  их семена по всей округе. Распушили свои соцветия белая кашка и желтовато-коричневый дикий укроп. На  зеленом ковре серебрятся островки ковыля, послушные дуновению даже легкого ветерка. На согретый пригорок стайкой изящных  балерин выбежали белоголовые с золотыми сердечками ромашки, а по соседству  с ними — синеголовые васильки, а чуть в стороне маленькими факелами вспыхнули маки с золотисто-черными накрапами на нежных лепестках. Солнце своими тонкими и горячими лучами, словно волшебными спицами сплетает чудесный ковер из трав и цветов, очаровывая гаммой красок, ароматом запахов. В это творение внес свою ленту и человек — распушились пурпурным цветом, словно нанизанные на гибкие  веточки  бусинки,  кусты  тамарикса. Белопенно зацвел боярышник, а на терновнике уже появились зеленые  плоды.
Вдоль тропинок, кое-где пересекающих поляну, растет широколистый надо подорожник/ вот уж действительно, неизменный спутник дорог и тропинок / и тысячелистник  с несчетным количеством крохотных  листочков и купой белых соцветий напоминают  о своих лечебных свойствах. Куда не обратишь взор, везде голубые, розовые, желтые, синие, алые накрапы цветов, колосистые стебли трав. Буйно расцвела желтая сурепка, широколистый конский щавель, а по краям поляны шелестят листьями раскидистые деревья плакучей ивы и серебристого лоха. Красочна нерукотворная палитра природы.
Прежде, в пору моего детства, девчонки, да и мальчишки охотно развились на лугу, сплетали венки и длинные гирлянды из ромашек, васильков, маков, розового горошка и других цветов. Зажмурив глаз, лежа,  катались по мягкой траве-мураве. Сейчас дети и подростки, особенно,  в городах, а  в селах детей мало, оторваны от природы. У них другие занятия и игры:   компьютерные клубы, игровые автоматы, дискотеки, пивные бары и прочие развлечения, часто вредные для здоровья, неокрепшей психики. Они многое теряют, обделив себя радостью общения с природой, ее животным и растительным миром. В равнинной степной зоне Крыма, где земля разделена на паи,  не осталось свободных угодий для выпаса  животных и заготовки сена, у владельцев коров, овец и коз возникают проблемы. Зато в окрестностях Керчи  и в южной части Керченского полуострова, что в районе Узунларского и Кояшского озер и мыса Опук, расположены нетронутые степи, богатые разнотравьем, которое к августу выгорает под знойными лучами солнца, заботливым фермерам есть, где развернуться, коси, не ленись.
Несколько рачительных хозяев в районе Бочарки создали хуторок с двумя подворьями. В хозпостройках и загонах содержат коров, овец, ков, гусей, уток и другую домашнюю живность. К подворьям со всей округи тянутся выбитые копытами  животных узкие тропинки, среди  густых зеленых дикоросов. Это хозяйство  усердно охраняет стая собак во главе с крупным вожаком. А мелкие дворняжки несут свою вахту на дальних подступах и как только появляется поблизости чужак, сразу же своим заливистым лаем подают сигнал своим более крупным и грозным собратьям. И тогда  тишина в округе взрывается разноголосым лаем.
Когда  проходил  мимо хуторка  в  сосново-дубовый бор, расположенный у старой крепости форт Тотлебена,  тоже был встречен четвероногими друзьями. Поняв, что я не покушаюсь на их территорию вскоре успокоились. В одном из дворов я увидел  платформу на колесах  для перевозки пчелиных ульев поближе к плантациям медоносных растений, хотя и рядом  заросли цветущего  боярышника, шиповника, сирени,  а также диких цветов. В сотне метров от подворья  я увидел косаря. Распарился мужчина, ловко действуя косой. Судя по свежим прокосам, еще до зорьки он  вышел на лужайку. Работает сноровисто и умело. Сверкнув в лучах солнца,  стальное лезвии ложится почти у самой земли, полукружьем подрезая сочные стебли, и  остается аккуратный  густой валок. От него и от сочащейся стерни терпко пахнет травой.
—Вжик, вжик, вжик,— толи поет коса, толи плачут скошенные цветы и приходят на память строки: «Коси коса, пока росе, роса долой и мы домой». Наверное,  следуя этой примете,  уставший косарь поглядывает на солнце, скользящее в зенит.
А над благоухающим разнотравьем и пестрыми цветами голубой чашей опрокинуто чистое небо, наполненное  песнями и щебетом птиц.

с. Новый Мир. Крым


Рецензии