Мера за меру

Непротивление злу насилием. Каждый из нас слышал эту фразу. Кто-то с ней соглашается, кто-то возмущается: как это возможно? Любой знакомый с Библией человек приводит в таких случаях известную цитату:

Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и другую... (Евангелие от Матфея 5:39).

Перевести этот призыв из обычного  призыва в физическое действие невероятно сложно. Теория — это теория, а вот практика... Хотя часто, очень часто, причинив кому-то зло мы подсознательно стремимся его каким-нибудь образом искупить, стараемся загладить вину, будь то обыкновенная бытовая перепалка или конфликт посерьезнее.

Многие из нас — самодовольные и гордые люди. И как ни парадоксально это звучит, склонность к самодовольству и гордыня часто прекрасно уживается с самоедством, которое не дремлет. Человек в глубине души часто испытывает чувство раскаяния до того, как услышит обвинения в свой адрес. Сколько раз я видела сожалеющий и виноватый взгляд любимого человека сразу после того, как произошел какой-то невинный спор! Почему так происходит? Да потому что большинство из нас чувствует огромную потребность в любви, а любовь не может жить в условиях неприятия. Бывает, не нужно слов извинения, слов сожаления, глаза говорят за человека сами. То, что может дремать глубоко внутри нас, в самых тайниках души, в такой момент отчаянно рвется наружу.

Но.

Такое чувство, увы, не всегда есть у всех и у каждого. Смещение моральных ценностей, кривологика ведет к тому, что человек перестает видеть, где добро, а где зло. Искренне считающий, что борется со злом, лицемерием, такой человек становится желчным, нетерпимым, упорствует в своих заблуждениях. И, самое страшное, он становится слепым, тем не менее пребывая в непоколебимой уверенности в своей правоте и умении разобраться в любой ситуации. Склонность к обличению — вот следующий шаг такого человека. Ему и в голову не приходит, что он может ошибиться.

Другой вариант. Человек, совершающий аморальный поступок, отпора не встречает. Не получает наказания. И что? От этого он становится лучше? Отнюдь. Все дальше и дальше он идет по пути моральной деградации, опьяненный собственной безнаказанностью.

"Кто милостив к злодеям — тот тем самым жесток к праведникам" — так говорили древние мудрецы. В этой фразе огромный смысл.

Как же разрешить этот нелегкий вопрос?

Когда подставить щеку, а когда остановить морального урода? Как трудно мне порой найти ответ! А вам?

Часто думаю: промолчать? Или сказать? Дать отпор? Или пусть все идет своим чередом?

Ведь в конце-концов, есть и друга мудрая фраза: мера за меру.

И этот закон: мера за меру — действует в этом мире, сколько существует Вселенная. И каждый из нас однажды получит сполна все, что заслужил. Это не око за око, как многие могут подумать. Здесь речь совсем о другом.

Мера за меру — непреложный закон, по которому зло всегда возвращается, как вернется сторицей и добро, совершенное нами. Ни один наш поступок, ни одна мысль не уйдет в небытие. Все возвратится к нам. Когда? Это знает один лишь Бог.

И я должна подставить щеку. Хотя бы тогда, когда чувствую, что не права. Всегда подставлять свои щеки, что бы ни произошло — и мир начнет рушиться вместе с твоей душой. И он все дальше и дальше будет уходить от Пути, ведущему к свету. Потому что не всякий призыв к милосердию приведет к милосердию.

И я должна остановить зло, чтобы восторжествовала справедливость. Чтобы не множить его в этом мире.Чтобы, родившись однажды, зло не смогло окрепнуть. Чтобы не продолжило оно свой разрушительный путь, начало которому был фальшивый купон. Помните "Фальшивый купон" Льва Толстого?

Одно не мешает другому: подставленная щека и неприятие зла.
--------------
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - ИНЕТ


Рецензии