Тихогрома плавны тоны

 ТИХОГРОМА ПЛАВНЫ ТОНЫ. Первый период фортепианной музыки в России

Из письма Гавриила Романовича Державина (1743-1816) епископу Евгению Болховитинову (1767-1837), другу поэта, историку, археологу:

Но скучит как сия забава сельска нам,
Внутрь дома тешимся столиц увеселеньем:
Велим талантами родных своих детям
Блистать музыкой, пляской, пеньем…

Там арфы звучные порывный в души гром,
Здесь тихогрома с струн смягченны, плавны тоны
Бегут и в естестве согласия во всём
Дают нам чувствовать законы…
                «Евгению. Жизнь Званская». 1807 год.
                Званка - имение (усадьба) Г.Д. Державина
                в Новгородской губернии          
Фортепиано, предшественником которого были клавикорды, клавесин, стал так называться в Х1Х веке. Ранее его называли клавиром или тихогромом (как в стихотворении Г.Р.Державина).
Первоначально мелодической основой инструментальных пьес были народные песни. Типичное название таких пьес: «Российская народная песня с вариациями (название песни)». Большой интерес представляют вариации Караулова:  "Русская песня "Ты, детинушка, сиротинушка".

Ты, детинушка сиротинушка,
Безприютная ты головушка,
Без отца ты взрос и без матери,
На чужой дальней на сторонушке!
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Что ни братца-то, ни родной сестры,
Что ни душечки молодой жены....
Вдоль по улице гулял молодец;
Разнимает ли его грусть-тоска,
Пристигает ли темна ноченька.
Не пускают-то ночевать никто,

Называют-то все разбойником,
Закрывают-то все окошечки,
Затворяют-то все воротечки,
Посылают-то его к вдовушке.
«Ты пусти, пусти, молода вдова!
У тебя не год годовать-то мне,
У тебя стоять не неделюшку, —
Ночевать ли мне одну ноченьку,
Обсушить свое цветно платьице,
Посмотреть лишь мне на твое житье!»
             (Издание 1780 года)
 (ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека)

Душещипательная тема в до-миноре развивается в ритмическом разнообразии, в подголосках,  звучит во втором голосе, отзвуки её повторяются в разных регистрах, в синкопах, украшениях. Заканчивается пьеса десятой вариацией: взволнованными хроматическими последовательностями, прерывающимися разложенными интервалами и аккордами.
Сведений о жизни композитора не сохранилось.  Предполагают, что его звали Василий Семёнович. Есть запись вариаций в исполнении  пианиста Алексея Борисовича Любимова, сделанная в 1986 году.
Широкую  известность получила «Российская народная песня «Выду я на реченьку» с вариациями» Ивана Ефстафьевича Хандошкина (1747- 1804),  композитора, скрипача, дирижёра. В основе этого сочинения просматривается стихотворение  Юрия Александровича Нелединского-Мелецкого (1752-1828):

Выду я на реченьку,
Погляжу на быструю:
Унеси моё ты горе,
Быстра реченька, с собой.

Нет, унесть с собой не можешь
Лютой горести моей,
Разве грусть мою умножишь,
Разве пищу дашь ты ей.

За струёй струя катится
По склонению твоему,
Мысль за мыслию так стремится
Всё к предмету одному.

Ноет сердце, изнывает,
Страсть мучительну тая.
Кем страдаю, тот не знает,
Терпит что душа моя.

Не почувствуй ты досады,
Как дойдёт мой стон к тебе.
Я за страсть не жду награды,
Злой покорствуя судьбе.

Если ж ты найдёшь возможным,
Силу чувств моих измерь,
Словом ласковым – хоть ложным
Ад души моей умерь.
                1795 год

Тема представлена в двухголосном варианте. Она в плеске воды, в смутно ощущаемой душевной тревоге, вопросительных интонациях и решительном обращении к возлюбленному, приношении ему своего чувства.
Вариации И.Е.Хандошкина записаны на грампластинку «Глинка и предшественники» в исполнении  пианиста и композитора Дмитрия Дмитриевича Благого (1930-1986).
Большой вклад в развитие фортепианной техники внёс Лев Степанович Гурилёв (1770-1846), отец автора романсов Александра  Гурилёва. Он первый в России вслед за Иоганном Себастьяном Бахом (1685-1750) написал  24 прелюдии – пьесы в 24-х тональностях.
Л.С. Гурилёвым написана «Русская песня «Ах! Что ж ты, голубчик, не весел сидишь?» с вариациями».

Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь,
Не весел сидишь и не радостен?
— Уж как мне, голубчику, весёлому быть,
Весёлому быть и радостному?
Вечор у меня голубка была,
Голубка была, со мной сидела.
Со мной сидела, пшено клевала;
По утру голубка убита лежит,
Убита лежит, застреленная.
Потерял голубку боярский слуга,
Боярский слуга, с боярска двора,
С боярска двора, убил из ружья.

Ах, что ж ты, молодчик, не весел сидишь,
Не весел сидишь и не радостен?
– Уж как мне, молодчику, весёлому быть;
Весёлому быть и радостному?
Вечор у меня девица была,
Девица была, со мной сидела,
Со мной сидела, мёд-пиво пила,
Мёд-пиво пила со мной говорила,

Речь говорила и руку дала,
И руку дала идтить за меня;
А ныне девицу замуж отдают;
Замуж отдают, просватывают.
Ах, не то мне тошно, что замуж дают,
Что замуж дают, просватывают.
Ах, то-то мне тошно, что близко живёт,
Что близко живёт, что двор обо двор,
Что двор обо двор, забор об забор,
Забор об забор, калитка на двор;
По двору идёт, — что лебедь плывёт,
Что лебедь плывёт, мое сердце рвёт!
                ( Издание  1790 года)
(ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека)

Чеканный ритм темы в пошаговом ходе секст; напряжённый характер звучания сохраняется на протяжении всей пьесы. В заключительной, 17-ой вариации, отчётливо слышны отзвуки бетховенской романтики.

Бытовой танец также мог стать фортепианной миниатюрой. Например, Два полонеза на мелодии украинских песен «Пожалуйте, сударыня» Осипа (Иосифа) Антоновича Козловского (1757-1831), замечательного русского композитора, поляка по происхождению.

                * * *
После длительного перерыва, беспорядочных занятий, потерь, неизбежно сопутствующих каждому человеку, неожиданно для себя я потянулась, видимо, к своим истокам – к старинной русской музыке, о которой рассказала вам в пределах своих возможностей

Когда я слышу гаммы за стеной,
Мирюсь с разорванною тишиной.
Я знаю, эти гаммы – признак счастья.
Тот мученик, что к фортепьяно сел,
Спал с вечера, с утра поел.
Пускай долбает клавиши почаще.

Ничто с такой прекрасной полнотой
не выражает улучшения жизни,
Как этот звук, настырный и простой …
                Учебная музыка. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)   
      


Рецензии
Основательно Вы покопались! Но Слуцкий - самый вкусный, невероятно хорош!

Neivanov   11.09.2015 22:54     Заявить о нарушении
Очень благодарна Вам за оценку моего труда.
Всего Вам доброго, Владислав!
С уважением,
P.S. Слуцкий, как луч света...

Галя Елохина   12.09.2015 06:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.