Русак Леонид Данилович
В РККА с 14 декабря 1931 года.
В звании лейтенанта командовал звеном в 120-й истребительной авиационной эскадрилье Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 января по 27 августа 1937 года в качестве командира звена истребителей И-15.
14 июня 1937 года в воздушном бою с Фиатами-32 в районе Валенсии на его И-15 отказал синхронизатор, и огнем своих пулеметов он отстрелил лопасти, после чего у самолета отвалился мотор. Выпрыгнул на парашюте, но тот не успел полностью раскрыться, и летчик получил тяжелое ранение (перелом позвоночника).
После лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз, где еще долго лечился.
По состоянию здоровья больше не летал, но продолжал службу в авиации. С 1938 года был лётчиком-инспектором в Управлении формирования и боевой подготовки ВВС Красной Армии.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
В 1943 году в звании подполковника был старшим помощником Начальника 4-го отдела Главного управления боевой подготовки, формирования и укомплектования ВВС.
«…Группа инспекторов состояла из летчиков, отлично владевших техникой пилотирования на всех типах самолетов. Но не ошибусь, сказав, что наш небольшой коллектив можно было считать и образцом войскового товарищества. Всех сплотила летная работа. Среди нас с некоторых пор не летал только один пилот, но это обстоятельство никому не давало права в чем-то упрекнуть его.
Леонид Данилович Русак. Раньше всех нас познал он, что такое война. Еще в 1937 году в Испании в разгаре одной из операций завязался напряженный воздушный бой. Республиканские летчики сумели выиграть его. Среди испанских патриотов был и Леонид Русак. В том бою он вдруг почувствовал резкий толчок - отлетела лопасть воздушного винта, затем отвалился мотор. Самолет перешел в падение, стал неуправляемым. Оставалась одна надежда - парашют. С большим трудом Русак выбросился из кабины, но высоты осталось очень мало. Купол парашюта раскрылся полностью в момент приземления…
Приземлился он на нейтральной полосе. Отсекая фашистов пулеметным огнем, республиканские бойцы спасли летчика от плена и смерти. А потом долгие дни лечили Русака в валенсийском госпитале, но летать врачи ему больше не разрешили.
Работа летчиков-инспекторов, можно сказать, была однообразной. Большинство времени мы находились на аэродромах, где базировались запасные авиабригады и полки, в которых формировались авиачасти, доукомплектовывались уже повоевавшие полки, проходили тренировку молодые летчики, еще не имевшие опыта. Мы проверяли технику пилотирования у руководящего состава вновь сформированных частей. Когда оставалось время, тренировали молодых летчиков вести воздушный бой. Заканчивая работу в одной бригаде, мы подводили итоги и улетали в другое место. Самым приятным итогом были сообщения с фронтов о включении в боевую работу тех полков, которые готовились в запасных бригадах с нашим участием»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
25 мая 1946 года в звании подполковника вышел в отставку.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 6 июня 1991 года.
Награжден двумя орденами Красного Знамени (27.06.1937,* 02.03.1938), орденом Отечественной войны 1-й степени орденами (18.08.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), орденом Красной Звезды (28.02.1944), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Орден имел порядковый № 1083.
Свидетельство о публикации №215052800605