Солнечный шифр русских сказок про животных

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная группа сказок до сих пор не была внятно описана (в отличие, скажем, от волшебных русский сказок, описанных В.Проппом). Возможно, потому что смотреть на данные сказки следует не исторически, видя в них остатки первобытного тотемизма или что-то наподобие средневековой басни и пр., а исключительно формально, математически.
Ключ:
Сказки про животных - это загадки! Загадки, которые имеют конкретные отгадки. Как и отгадка обычной загадки (Сфинкс загадывает загадку Эдипу, Василиса Премудрая - женихам и т.п.) отгадка сказки – дело серьезное, связанное с жизнью Рода.


ПЕРВИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ(Плюс и Минус)
 
«Вначале сотворил бог небо и землю»
БЫТИЕ
 
Человек (первый человек) смотрит на окружающий божий мiр и видит, что Мiр состоит из: Дня и Ночи, из Вдоха и Выдоха, из Мужа и Жены, из Огня и Воды и т.п., т.е. из пар противоположностей (и это самое первое «правило», разлитое во всей природе, которое, человек замечает).
Поэтому естественно, что в традиционной культуре очень важна противоположность «+» (плюса) и «-» (минуса):
верх – низ
хорошо - плохо
мужик – баба
сладко – горько
и т.д.
Что автоматически приводит к взаимному совпадению всего, что относится «+» и всего, что относится «-»:
Мужик (право) = Небо (верх, птица) = День (свет)
Баба (лево) = Земля (низ, змея) = Ночь (мрак)

Ряды получаются естественно:
Небо вверху, земля внизу под ногами. Следовательно небо = верх (голова, земля = низ (ноги)
Поскольку земля черная (как ночь), а небо светлое (как день), то небо = свет = день, земля = тьма = ночь.
Поскольку зимой ночь длинная, а день короткий, то зима = ночь, лето = день.
Поскольку у женщины месячные бывают примерно раз в лунный месяц, то везде и всегда женщина связывается с луной и ночью. Следовательно, женщина = ночь (луна).
Поскольку женщина, как и земля, роженица, то женщина = мать = земля.
Соответственно, мужчина = день = небо
Поскольку мы ночью спим, то ночь = сон (покой) = смерть (покойник).
Соответственно, день = явь = жизнь.
Полученные ряды можно дополнить парами: лад-горе, добро-зло (мораль), сладко-горько (вкус) и пр.
Учитывая «совпадение по горизонтали» всего положительного и всего отрицательного можно говорить, что есть не множество пар противоположностей, а только одна, которая пронизывает весь мир. Китайцы называют ее «инь-ян» (женское-мужское). Противоположность мужского и женского в Традиции подчеркивается одеждой, бородой-косой, обрядами и пр.

Все легкое и светлое поднялось вверх – так получилось Небо.
Все тяжелое и темное опустилось вниз – так получилось Земля.

Учитывая полярность в Неба и Земли, большое значение обретают границы между ними - порог, межа, матица, пояс.
Переход от «-» к «+» назовем «Рождение», переход от «+» к «-» назовем «Умирание». Любой переход (например, из избы наружу) в традиции понимается как «рождение» или «умирание». Например:
Над дверью, разделяющей пространство на «внутри» («-»: ночь, чрево,..) и «снаружи» («+»: день, белый свет,..) вешался серп, или кусок косы, или найденная подкова. В зыбку с младенцем, подвешенную между Небом и Землей, клался кусок косы - контакт с Землей («-») считался до определенного срока для младенца губительным. Под порог закапывался послед и т.п.
Поняв в максимально обобщенном виде «+», «-» и «переходы» можно понять (и реконструировать) любой традиционный обряд.
Максимально обобщенное понимание «+», «-» и точек «перехода» сводит все многообразие мира к человеку: изба символически понимается как баба, выйти из нее - это все равно, что родиться и т.п. Аналогично осмысляется все вокруг. Такая конструкция приводит к символическому описанию мира…

В красном углу живет Бог, в печном углу живет бес.
 

КОЛОБОК:
СОЛНЕЧНО-ЛУННЫЙ ШИФР РУССКИХ СКАЗОК ПРО ЖИВОТНЫХ
 

ЛИСА

Важная роль в русских сказках отводится лисе. Учитывая, что сказки – это загадки, попробуем отгадать кто такая лиса...

1.

В сказке «Зайкина избушка» говорится:
«У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная…
Пришла весна – у лисы избушка и растаяла…».
Следовательно, ЛИСА - это ЗИМА.
Загадка: "Кто живет в ледяной избушке, которая весной тает?"
Отгадка: "Зима!"

2.

В сказке «Лисичка со скалочкой» лиса стучится в избу:
«Стук-стук-стук!»
- Кто там?
- Я – лисичка-сестричка! Пустите переночевать!»
Следовательно, ЛИСА - это НОЧЬ.
Загадка: "Кто просится переночевать?"
Отгадка: "Ночь!"

3.

В некоторых версиях сказок лиса заменяет бабу-ягу, «перепекая» в печи малых деток (например, в сказке «Жихарка»). Обычай «перепекания» хворого младенца был распространен среди крестьян повсеместно: на хлебной лопате ребенка клали в полуостывшую печь, потом доставали. Все это символизировало смерть и новое рождение.
Следовательно, ЛИСА - это СМЕРТЬ.
Загадка: "Кто перепекает в печи малых деток?"
Отгадка: "Смерть!"
Кроме того, имя Лиса образовано от Леса, а Лес – здесь живут леший и баба-яга - традиционно символизирует тот свет. В славянской мифологии баба-яга иногда зовется лисунка – это баба-воительница, совершающая набеги на белый свет.

4.

Лиса связывается с детками: лиса не только уносит их в Лес (на Тот Свет), но и приносит из Леса Дедушке-Бабушке (в сказке «Девочка и лиса»).
Следовательно, ЛИСА – это ПОВИТУХА (см. сказку «Лиса-повитуха»).

Обобщая сказанное: ЛИСА = НОЧЬ = ЗИМА = СМЕРТЬ (баба-яга, повитуха, лес).

К этому же выводу приходит В. Потебня в "Морфологии русской сказки". Доказывается это на основе сравнительного анализа славянского и западноевропейского фольклора. Так, сославшись на В. Потебню, все вышесказанное про Лису-Зиму-Смерть можно было бы считать доказанным, и на основе этого сделать следующий шаг.

 
ДЕТКИ ЛИСЫ

Для примера "отгадаем" песенку из сказки «Кот, петух и лиса». Предыстория: после похищения лисой петуха, кот обрядился гусляром и поет перед домом лисы песенку:

"Стрень-брень, гусельки,
Золотые струночки!
Дома ли Лисафья
Со своими детками?
Один сын Терентьюшка,
Другой Мелентьюшка,
Третий Алешка-паренек.
Одна дочь Чучелка,
Другая Полчучелка,
Третья – Подмети шесток,
Четвертая – Подай Челнок."

Кто такая лиса? кто ее детки? кто петушок?
ЛИСА - НОЧЬ, ее ДЕТКИ – ФАЗЫ ЛУНЫ:
Средняя дочь Чучелка - полнолуние, Полчучелка и т.д. - луна убывает… Подмети шесток – луна исчезает. Последнюю дочку зовут Подай челнок – это фраза из заговора бабушки-повитухи, означающая "подай человека!"
В некоторых версиях сказки лиса посылает по очереди дочек посмотреть кто это там поет. Кот убивает их всех "острой сабелькой". Мотив "рассечения" месяца – универсальный мифологический. После дочек лиса посылает петушка.
Петушок выходит из избы лисы-ночи – восходит над лесом красное солнышко!

 
ЖИВОТНЫЕ

Теперь, переходя к сказке "Колобок", мы встречаем уже знакомую Лису и можем догадаться об остальном.
Учитывая, что ЛИСА = НОЧЬ = ЗИМА = СМЕРТЬ формально определим остальных животных "Колобка":
ЗАЯЦ = УТРО = ВЕСНА = ДЕТСТВО
ВОЛК = ДЕНЬ = ЛЕТО = ЗРЕЛОСТЬ
МЕДВЕДЬ = ВЕЧЕР = ОСЕНЬ = СТАРОСТЬ
(В сказках заяц - дитя, волк - мужик, медведь - дедушка)

Животные делят круг на четыре доли.


КРЕСТ

Деление временного круга на 4 доли естественно: в году есть 4 объективные точки - 2 солнцестояния и 2 равноденствия, в сутках есть восход и закат, полдень и полночь. По аналогии с кругами солнца век человека также трехчастен. Плюс четвертая доля – смерть = плод в чреве.
Соединив попарно четыре точки, получим Крест в Круге:
Для поляризации Креста принципиально качественное выделение одного животного, в данном случае лисы. Так Крест устанавливается основанием в Мать-Сыру-Землю.
Крест в Круге – важнейший знак русской Традиции.
На время-круг (по-старому коло) накладывается Крест как мера. Через совпадение «восход на востоке, закат на западе» время накладывается на пространство.
Пример Креста в крестьянском быту – русская изба.
Красным углом избы встарь смотрели на солнце: свет = свят. Окна прорубались с двух светлых сторон. В темном углу была печь. Символической границей перехода «свои - чужие» являлась матица, поперечный несущий брус избы. За матицу, к столу, приглашали пройти гостей особо.
Учитывая полярный символизм избы колобок в печи и остывающий колобок на окошечке взаимообратны.

 
КОЛОБОК

Колобок, который катится по дорожке – это солнце, которое катится по небу. Но не только...
Учитывая символизм четырех животных:
Колобок = Солнце = Хлеб = Человек
На человеческом плане конец песенки колобка будет звучать так:

Я был зачат отцом
("я от дедушки ушел")
Я был рожден матерью
("я от бабушки ушел")
Я ушел от детства,
Я ушел от зрелости,
Я ушел от старости,
А от тебя, Смерть,
и подавно уйду!

В конце сказки колобка съедает лиса – это солнце садится за лес. И наступает тьма. Но это не все... Сказка, как и песенка колобка, двухчастна. Колобок в избе до испечения из первой половины сказки – не Солнце, а Луна:
КОЛОБОК В ПЕЧИ = ЛУНА В НОЧИ = СЕМЯ В ЗЕМЛЕ = ПЛОД В БАБЕ.
А выкатится колобок из избы – на небе исчезнет луна и взойдет красное солнце! Т.о. Сказка «Колобок» содержит полный временной Круг. Другие сказки из группы сказки про животных также содержат в себе круг времени.

 
РЕПКА

Животные в сказках отмечают время. Поэтому название данной группы сказок можно перевести как "сказки про время". Впрочем, "животные" в сказках - не всегда животные. Например, в сказке "Лисичка со скалочкой" ряд выглядит так:
Скалочка, Курочка, Уточка, Девочка.
В сказке "Репка" ряд выглядит следующим образом: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка
(смотрим только на размер)

Отгадываем загадку: РЕПКА В ЗЕМЛЕ = ЛУНА В НОЧИ.
Тогда рост репки – рост луны («выросла репка большая-пребольшая» - полнолуние), а «животные" символизируют фазы убывающей луны. В одной из версий "Репки" (в сборнике А.Н.Афанасьева сказка № 89) репку из земли тянут ноги! - так нагляднее счет и, кроме того, босые ноги на черной земле похожи на луны в ночи.
Как и другие сказки, «Репка» читается на небесном и человеческом планах:
«Посадил дед репку» (дед, а не баба!): новолуние, зачатие ребенка. «…вытянули репку»: безлунная ночь, баба пуста и готова опять понести.

Репку вытягивают из земли –
это восходит над землей солнце –
это дитя родится из бабы на свет!

 
ТЕРЕМОК

Животные в «Теремке» идут от самого маленького, мухи или мышки-норушки, до самого большого – медведя. Медведь приходит и давит теремок. Все разбегаются. Тут используется игра слов:
медведь – давить = давать (дать дитя) – девять лунных месяцев беременности
Кроме того, исстари медведь связывался с матерью-землей и роженицей – медведь, как и земля, зимой спит. А позднейшее переименование ведмедя в медведя дало девять-давать.
Также игрой слов отождествляются первый с последним:
Муха (мушка) – мышка – мишка (медведь)
Т.о. рост животных символизирует рост плода в чреве, а раздавливание – разрешение от бремени. Поэтому в правильной версии сказки медведь должен идти обязательно девятым.
 
 
КОТ, КОЗЕЛ и БАРАН

«Переведем» сказку «Кот, козел и баран» на язык земной и небесный:
Козел, баран и кот, в сказке старший, средний и младший братки, проломив ворота (дыра = новолуние = роды), убегают от старухи (ночи = бабы; потому они и братки). Причем, кот бежит на трех лапах.
Считаем рога и ноги:
2 рога барана + 2 рога козла + 3 ноги кота  = 7 фаз луны
Вот прибегают они на скошенное поле – осень и очень холодно, негде огня добыть. Кот оборачивает козлу рога берестой (береза - солнечное дерево) и велит козлу с бараном стукнуться лбами (рога, смотрящие в разные стороны как молодой месяц и старая луна; между ними - новолуние), от искры зажигается береста, от бересты - стог сена (рождение солнца из новолуния  в Новый Год).
Вдруг откуда-то появляется избитый мужиками медведь и просит погреться (это старое солнце). Все кроме кота засыпают (скошенный глаз младшенького брата как скошенный месяц). Кот неспящим глазом видит, как идут семь волков (7 = семя = семья) под началом белого волка.
Волки хотят драться со старшим братом козлом - козел трепещет! Кот рассказывает волкам о чудесной силе козлиной бороды и посылает их драться с «младшеньким братцем» медведем. Но медведь выспался! (старый медведь умер, этот - новое солнце) – он как хватит лапой по волкам – волки и убежали…
Считаем дерущихся:
Белый волк (первый месяц беременности) + 7 волков (волок = на сносях) + медведь (девятый) = 9 месяцев беременности
В конце сказки козел, баран и кот возвращаются к старухе (матери-сырой-земле) – так замыкается круг.
В целом такая сказка похожа на арифметическую задачку.

 
КУРОЧКА РЯБА

«Курочка ряба» - самая короткая и самая емкая сказка группы – строится на строгой бинарности плюса и минуса:
яичко золотое - яичко простое.

Золотое и простое определяются от противного:
«не простое, а золотое», «не золотое, а простое»
Что такое золотое? - не простое!
(1 = не 0, День = не Ночь)
(Ср.: А.С.Шишков определяет Ночь как не очи)
Естественна аналогия золотого яичка и солнца:
Восход - «снесла»,
День  - «дед и баба били-били»,
Закат - «упало и разбилось»,
Смерть  - «дед и баба плачут».
Так накладываются планы небесный и человеческий: Закат = Смерть.
Курочка обещает снести «яичко не золотое, а простое», т.е. луну. Чтобы и ночью было можно жить.
День и Ночь образуют полный временной круг – сутки. Понимая под кругом времени жизнь человечества в целом противопоставление золотого и простого – это противопоставление Золотого Века и нашего времени (Кали-Юги), Рая и земной жизни, зрячести (видеть = ведать) и слепоты (невежества).
«Сейчас мы видим как будто сквозь мутное стекло…»
«Курочка ряба» аналогична библейской истории о потерянном Рае. Тогда Дед (право) и Баба (лево), с которых начинается почти всякая русская сказка – Первопредки, прародители человечества.

 
ВИДЕТЬ = ВЕДАТЬ

Сказки учат думать картинками, т.е. аналоговому мышлению. Традиция (и дети) думает не словами, а картинками!  Поэтому сказки учат видеть = ведать:
Солнце закатывается за лес = колобка съедает лиса
(Нос лисы, на котором сидит колобок, как высокая елка)
или
Растет в земле репка = растет в ночи луна
или
Падает золотое яичко и разбивается – и наступает Тьма.
Как тут не плакать?

 
ЗАДАЧА СКАЗКИ

Животные в сказке отмечают время.
Утро - День - Вечер - Ночь - Утро - ..., Весна - Лето - Осень - Зима -..., плод в бабе - детство - зрелость - старость - смерть - ...

При этом временные круги "Год", "День" и "Век человека" накладываются друг на друга. Можно сказать, что сказка специально смешивает разные планы (отсюда ее парадоксальность) – так человек вводится в окружающий его природный мир. Жизнь человека строится по аналогии с жизнью колоса и солнца.
 
Человек = Солнце = Колос
Век = День = Год
Плод = Луна = Семя
Срок беременности = Ночь = Зима

Жить правильно, т.е. по Праву - значит ходить Посолонь. Сказки про животных вводили детей в крестьянский (т.е. собственно человеческий, общинный) мир. И даже сейчас, каждый раз, мама, рассказывая своему ребенку русскую сказку, запускается новый круг солнца. А солнце, кружась, через ассоциативные связи между словами-именами, кружит человека... Дети спят и во сне собирают мир в круг.
Сказки – это СЕМЯ в амбаре
 


Рецензии