Ступеньки в начальники. Часть 1. Объединяющая идея

               
               
Прошло время, годы, и даже сезон едва не построенного коммунизма миновал, оставив о себе много двойственных чувств, впечатлений. Шуру все время мучают мысли о том, что вот ведь не все было плохо в те времена? Ну почему нельзя было взять лучшее из того, что есть, добавить толковое и хорошее от других, выясни, ведь просто подарят, пользуйтесь! Все это аккуратно, постепенно внедрить в Стране, конечно, следить за результатом, подрихтовывать, если что-то идет не так, найти свою идею…  А чего тут искать, она лежит на поверхности: «Благополучие граждан Страны!». Кто против, кому этого мало, кто думает, что надо больше? Беремся доказать, что этого достаточно на 97%, хотя и спорщиков, думается, не найдется. Если кратко, на Шурин взгляд, то это, во-первых,  здоровье и все, что с этим связано: поликлиники-больницы, лекарства, обучение врачей и требования к ним, оценка их труда. Конечно, тут и схема медицинского страхования, государственный надсмотр за всем, что касается медицины, создание условий для приоритетов развития своей лекарственной базы, науки, внедрения новых методов лечения, лекарств, приборов и оборудования, защита, как больных, так и врачей. Эта индустрия – огромная, это  колоссальная занятость, предприятия, рабочие места, экспорт, налоги и проч. Где взять идеи и как внедрить методы? Да возьмите хотя бы Кубу! Ведь там высочайший уровень здравоохранения! Поднимите количество и адреса стран командировок по этой теме высокопоставленных чиновников от медицины РФ – это будут: Германия, Англия, Америка, Израиль, Канада и много других. А результат наш:  не хватает врачей и их квалификации, страховая медицина – нищая и бестолковая, обеспечить грамотное и качественное лечение не может, лекарства на 70% - импорт, да и компоненты для собственных лекарств – тоже импорт. Оборудования, материалов для медицины - своего нет, только импорт, а ведь такие были возможности… И это все только поверхностный взгляд из Питера, а что там, в глубинке – страшно посмотреть!
Про загубленное сельское хозяйство – говорить вообще больно и стыдно! И все наши черноземы и удобрения, машины-комбайны-трактора-переработка с/х продукции – все осталось на уровне конца 80-х. Если что-то изменилось, то это скорее исключения, чем система. И опять же причины в организации дела, в законах, в продаже земли и ее использовании, льготах и кредитах, таможенных правилах и барьерах. Вы знаете, по какой цене в 93-99-х годах России продавали мясо? Напомню, в среднем, за 0,5-0,7 доллара за килограмм. А вот еще 1 - 1,5 доллара – фермерам доплачивало государство-производитель: Германия, Великобритания, Австралия, США – это основные поставщики в то время. И не увидеть это было не возможно, не отрегулировать таможенными пошлинами и закрыть поступление дешевого мяса – на это, нужна только политическая воля, но не случилось. При таких ценах на мясо весь КРС в России, да и свиноводство – были уничтожены за пару лет. А ведь это колоссальная индустрия! Там ведь не только прямо занятые  в сельском хозяйстве, но и косвенно, в виде заводов - машин – механизмов, кормов, лекарств и всего, что надо – для выращивания кормов, оборудование для переработки продукции и еще много всего. Известно, что для саморегулируемого стада КРС – коров – надо 7-8 лет, свиней – 2-3 года, при условии кредитов, льгот, приоритетов в налогах, таможне, отсутствие рэкета и взяток. Но еще загублены были заводы, производящие медицинские препараты для скота и птицы, сельхозмашины и оборудование, бойни и холодильники и проч. Ну почему, ну по какому праву для обогащения небольшой кучки людей, была погублена огромная отрасль Страны? Вопрос риторический, в пустоту.
По поводу радиотехники и микроэлектроники, которым Шура отдал 20 лет, работая на оборонном заводе в Ленинграде. Так вот, ушел Шура с завода в 1989 году, когда еще все было хорошо, но он шкурой чувствовал, что все идет не так и не туда. Описано это в рассказе «Школа бизнеса». Но уход с завода, на котором отработал его отец 40 лет, а сам Шура почти 20 – это всего лишь веха их личной судьбы. Судьба самого завода была печальна, хотя после глубочайшего спада, продажи руководством завода 30-40% земли и зданий, демонтажу в металлолом, или продажу за копейки всего станочного оборудования, а это сотни крупных и тысячи мелких станков,  потери 90% специалистов – завод,  к 2005-му  году, начал возрождение. Но был это уже другой завод: исчезла эта грандиозная система, которая создавала радиолокационную станцию – РЛС, от начала до конца на своих площадях (см. «Мой любимый директор»), не осталось цехов, делающих отдельные узлы и компоненты РЛС. Сегодня сил у завода хватает только на ремонт и модернизацию ранее выпущенных изделий. Отдать должное новому хозяину завода – он преобразил его разительно и в лучшую сторону. За минувшие пять лет завод полностью преобразился, заменены все коммуникации, отремонтированы все здания и помещения в них, сами цеха, из тех, что остались, преобразованы в суперсовременные, сделаны туалеты – как и должно. Заменено 90% регулировочного оборудования на новейшее, так что работать теперь там – одно удовольствие, так еще и зарплата приличная весьма.  Но, к величайшему сожалению, создать на теперешнем заводе новую РЛС – маловероятно. А главной причиной будет даже не отсутствие цехов – их можно создать за пол года, главное – утеряны специалисты и нет отечественной современной, высоконадежной элементной базы, которая была в СССР. Застой в этой области на 3-5 лет – это отставание на 20 лет, а у нас получается отставание навсегда, как это ни печально. Это  в специальной технике, а уж в бытовой – полная беда! Максимум, на что мы сегодня способны – это организовать «отверточную» сборку бытовой техники, или автомашин, тоже из покупных на 80% элементов и узлов. Шура всегда считал себя патриотом Страны, но со временем он понял, что не мелкие отдельные герои, а крупные  и средние управленцы  решают главные задачи. Это большое умение: подобрать, создать, организовать коллектив на решение действительно сложной, как в случае с РЛС, задачи. Но еще более сложным является увидеть проблему, почувствовать, понять перспективу, разработать программу и решить нерешаемую задачу, скажем, по сохранению производства, его перепрофилированию, нахождение заказов, кредитов, сохранению умелых работников (писал об этом в «Инструмент с мозгами»). Это чрезвычайно сложно, особенно если учесть, что у нас обороной управляют министры, вроде Грачева или Сердюкова. А начальники высшего и среднего звена – бывшие партийные работники и общественные деятели. А уж какие из них начальники – управленцы – вы поняли на себе.

     Санкт-Петербург 2015г


Рецензии