24 секунды...

Герои, кто они?

В детстве, ещё в школе нам всегда ставили их в пример. Ставили в пример их самоотверженность. На школьной стене в коридоре третьего этажа висели портреты героев Советского Союза. Героев войны в Афганистане.
На информационной доске, на военной кафедре университета висели статьи с рассказами о героях-подводниках.

Дома на книжной полке стояли маленькие невзрачные книжки. Размером  с две детских ладошки. В этих книжках, в мягких переплётах была история. Была страшная и настоящая правда жизни. Правда жизни и смерти ради жизни других. Это были воспоминания о Великой Отечественной войне. Воспоминания командира истребительного полка. Воспоминания о первом женском полке, которых немцы прозвали ночными ведьмами. Воспоминания лётчиков-бомбардировщиков.  И было много других.

Сегодня я узнал ещё об одном герое. Благодаря интернету.
Я прослушивал песни Юрия Визбора. Каким-то странным образом я прошёл мимо творчества этого автора, когда увлекался бардовскими песнями. Но теперь захотелось услышать его голос и послушать, что он пел о горах. А слушая эти песни, я случайно наткнулся на «24 секунды подвига».

Самолёт Л-29. Учебно-тренировочный. Один двигатель. Полёт проходил в окрестностях Саратова. Над Волгой.

Высота триста метров. Отказ двигателя. Река в этих местах широкая. Борт стремительно снижается. С одной стороны посёлок Увек, с другой нефтебаза. Впереди железнодорожный мост. На реке судоходство в полном разгаре.

Павлу удалось выровнять машину и не упасть на пассажирский теплоход. Но дальше выход был только один. Вниз. В Волгу.

Он успел ещё в последний момент дёрнуть ручки катапульты. Свидетели этого события помнят.

Тамара Трофимовна Ларина вспоминает:
 -Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

Павел Шклярук. Девятнадцать лет.  Времени на принятие решения и выполнение ровно двадцать четыре секунды.

«Пропали, пропали все звуки
И странная, странная тишь,
Как будто не крылья, а руки,
Как ласточка, выгнув летишь.
Как будто бежишь по песку ты,
А двигатель правда стоит.
Секунды, секунды, секунды,
Последние шансы твои.

Случись же такое вот дело
Я сам же хотел в небеса.
Я летчик - товарищ Гастелло,
Я Пашка - обычный курсант.
Я падаю взрывчатым телом,
А крышы согнулись и ждут.
Я кажется знаю, что сделать,
Чтоб эту не сделать беду.» (Ю.Визбор)

Такие они герои. Обычные парни. Сумевшие принять решение.


Рецензии