Русский крестьянский словарик

Посвящается моему деду Ивану Антоновичу


ПРЕДИСЛОВИЕ

Традиционная русская культура символична. Поэтому понятия в словарике - это символы: Лес, Медведь, Коса, Сокол...
Естественно, что таких важных для Традиции понятий-символов имеется очень ограниченное количество - они "канонизируются" через обряды и фольклор (такой подход напоминает японские "сезонные слова", используемые в хокку).
Например, из птиц это: Ясный Сокол (жених), Лебедушка (невеста), Черный Ворон (противник соколу), Кукушечка (обряд похорон кукушки), Соловушко и др.
При этом не важно, что реальная жизнь деревни порой могла сильно отличаться от идеальной, поскольку речь идет о Праве, каноне жизни: не земля, а Мать-Земля, не изба, а Изба, не невеста, а Невеста, не муж, а Муж, не гость, а Гость и т.п.
Словарик содержит 75 Имен, каждое из которых "ссылается" на другие – так мир замыкается в круг-коло, где все связано со всем. Данного объема словарика достаточно, чтобы показать принцип.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Адам и Ева * Азбука * Баба-яга * Баня * Бобыль * Богдан * Большак * Борода * Брат * Век человека * Владимир Красное Солнышко * Голбец * Девятины и Сороковины * Дитя * Дочь * Древо Жизни * Дурак * Жито * Зеркало * Изба * Колдовство * Колдун * Коло * Колобок * Конец Света * Коса * Красная * Девушка * Красное Солнце * Крестное знамение * Крест * Крещение * Лес *     Лиса * Матица * Мать-Земля * Медведь * Муж и Жена * Невеста * Неделя * Новый Год * Окно * Око и Ухо * Отец и Мать * Петух * Печь * Повитуха * Покойник *  Полотенце * Порог * Пословицы * Пояс * Право * Речь * Родня * Русский мат * Свадьба * Свадебный поезд * Святки * Семья * Сени * Сказки * Сноха * Сокол * Старики * Суеверия * Счастье * Тело * Теща * Тот Свет * Хлеб-Соль * Хоровод * Человек * Чет и Нечет * Шурин * Язык
 

АДАМ и ЕВА

«Адам зло сотворил и рай затворил» - так очень красиво начинается сборник поговорок 17 века. И началось Время… В Мир пришла Смерть. Но вместе со Смертью пришло и Рождение…
Изгнанный из Рая Адам стал возделывать мать-землю, из которой был взят, Ева доила корову, топила печь, прибиралась в избе. Так и жили – хлеб жали, детей рожали. Пока не пришла к ним Смерть.
Так жить (см. Право) – значит исполнять волю Бога. Хотя Рай в прошлом, так живя, мы строим его на земле.
Прародители человечества Адам и Ева, состарившиеся на своем поле - это Старик со Старухой, с которых начинается почти всякая русская сказка: «Жили-Были Старик со Старухой».

Ты - Сарра, я - Авраам.
Первого сына назову Адамом,
второго - Иваном
(остальных по Святцам).

Картина:
Крестьянин Адам возделывает Мать-Землю, Ева в платке смотрит на него.

 
АЗБУКА

В славянской АЗБУКЕ Буквы – это понятия: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро, Есть, Живете, Зело, Земля, Иже, И, Дервь, Како, Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой, Рцы, Слово, Твердо...
Т.о. буквы Азбуки – кирпичики, из которых строится Мiр. Произнося Буквы можно молиться! (конечно, и система для запоминания букв тоже).

Кроме того, Слова языка – это Имена.
Когда-то Адам в Раю назвал всех зверей:
Шмель = Шумел
Утка = у тока (у воды)
Барсук = сука из бора (лесная собачка)
Лиса и Лось = Лес (лесные звери)
Сорока = сор + око (пестрая)
и т.д.

Пафос:
Слова-Имена состоят из Букв-Понятий. Как вторичен на этом фоне смысл какой-нибудь книги! Смысл ее может только вторить Именам и Буквам.

Картина:
Св. Кирилл и Мефодий держат в руках свиток со славянской Азбукой.

 
БАБА-ЯГА

Магически баба тождественна печи:
Чадо из Бабы = Чад из Печи = Чудо из Леса
Пламя Печи =Племя Бабы (племя людей)
Зачатие = Зачадие
Лес - тот свет: в Лесу обитает нечистая сила – баба-яга в избушке на курьих ножках (лисунка) и леший (лесной, лесник). Баба-яга – хранительница лесного очага. В русских сказках она испекает в печи малых деток.
Человек родится из печи - раньше рожали в банях или печах - и умирает в Печь. А потом опять родится из бабы-печи и т.д. по кругу, по аналогии с Коловоротом Красного Солнышка.
Т.о. Баба-яга – это Смерть. Она живет в лесу = на Том Свете и совершает набеги на наш Белый Свет (историческая аналогия – татаро-монгольское иго). Одежда ее закрывается на мужскую сторону - на Том Свете все наоборот. В славянской мифологии Баба-яга – воительница с большими грудями, которые она закидывает за спину. Иногда зовут ее Лисунка. В некоторых версиях сказок может заменяться на лису.

Картина:
У печи возится старуха (лица не видать).

 
БАНЯ

Раньше Бабы рожали в бане или печи. Т.о. магически:
Баба = Баня = Печь = Тот Свет
Поговорка «Баня – вторая мать» строится на угадываемой «игре слов»: баня - мать = мыть: было грязное, стало чистое – переход с того света на белый свет.
Т.о. Баня = Мать:  и баня  и мать «моют»(ср. в сказе Павла Бажова «мыли зубы» - значит «показывали зубы», улыбались).
Изящество поговорки заключается в угадывании ее буквального смысла: дитя выходит сначала из матери, а потом из бани.
Баня – место нечистое. Поэтому бани часто выносили на окраину деревни.
На святки гадали девушки в банях на Суженого-Ряженого.

Картина:
Гадание в бане.

 
БОБЫЛЬ

В крестьянском мiре одиночество, бобыльство считается несчастьем. Вот несколько поговорок про то, как плохо человеку быть одному:
«Есть чего ждать, когда есть с кем рожь жать»
Рожь жать = рожать. С кем жать? – с женой.
Чего ждать? – ребенка! Хорошо женатому, плохо бобылем жить!
Ср.: «В головах кулак, а под боком так»
Говорится про бедного, а иносказательно про холостяка.
«Никто того не ведает, как бедный обедает»
В поговорке про еду три раза неявно повторяется «еда-ет» - формальное изящество! Поговорка построена на созвучной паре слов: еда – беда (об-едает = о-бедает). Буквальный смысл: И ведать нечего, т.к. бедный (беда) не обедает. Т.е. обед бедняка скудный. Переносный смысл: Известно, что об-ед об-единяет семью за столом. В данном случае семье (всем) противопоставляется никто, т.е. поговорка содержится намек на одиночество бедного. Бедный обедает один.

Картина:
Бобыль обедает один.

 
БОГДАН

Богданами раньше называли всех детей до крещения-имянаречения.
Богдан = Бог + Дан (Богом данный)
Дитя = Дать (с того света на этот)
Поскольку ребенок первое время воспринимался как нечистый с того света, то в Имени есть оттенок заговаривания: то, что от Бога - то не может навредить.
Кроме того, Богданами (теперь уже всю жизнь) звали подкидышей. В данном случае в Имени содержится противопоставление Бога и родителей (Рода, предков):
Родители = Род + Дать
Богдан = Бог + Дан
 
Картина:
Дитя на сене в яслях. Рядом конь и вол.

 
БОЛЬШАК

В старое время дома управлялись Большаками.
Большак – старший мужчина в доме, Большуха – старшая женщина в доме.
Око и Ухо  (т.н. суффиксы) в именах Большак и Боль-шуха являются маркерами Права и Лева.
Большак – символ строгой иерархии в доме:
Жена слушает мужа, младший брат - старшего и т.д.
Большак – символ Права:
Мужчина = Муж + чин (т.е. чином Муж)
Женщина = Жена + чин (т.е. чином Жена)
Важность в Семье Большака делает важной передачу дома Сыну, а хозяйства – невестке. После передачи дома Большак и Большуха переходят в старики, место которых на печи.
Так век человека делится на три доли (границы перехода – свадьба и передача дома), что соответствует трем положениям на небе красного солнца: восход – зенит – закат. Четвертая доля – Ночь-Смерть. Вместе они дают Крест.

Картина:
Семья старообрядцев, в центре - большак.

 
БОРОДА

Борода (у Бабы не растет) – символ Права (Мужа). На иконах Бог с бородой – поэтому, подражая своему Богу, Мужик носит бороду.
Поговорка:
«Брить бороду – портить облик Христов»
А старообрядцы говорили: «Режь наши головы, не тронь наши бороды!» и сжигали себя в скитах.
Бритье боярам бород – важная составляющая реформ Петра 1. До этого знать и народ жили по одним нормам. Например, боярская Свадьба согласно «Домострою» отличалась от крестьянской разве что пышностью. Т.о. термин «Раскол», означает не только раскол церкви, но раскол народа на знать (дворян) и собственно народ (крестьян). Теперь дворяне во всем ориентируются на запад, их дети учат немецкий и французский язык, а брадатые крестьяне, верные дедовым заветам, поют время ласкового князя Владимира Красное Солнышко, стилизуют свадебный поезд под княжеский поход и пр.
После жатвы бабы из последних колосков, не срезая их, «завивают» бороду Илье (Богу). Дожинный сноп с почетом несут в красный угол.

Картина:
Иконописный Илья-Пророк.

 
БРАТ

Пережиток продажи невесты у русских остался в приговоре сватов «Ваш товар, наш купец», а также в обряде выкупа невесты женихом у ее младшего брата:
Мальчик садится на коня жениха и, отказываясь слезть, требует за сестру выкуп. При этом он забавно и долго перечисляет, сколько сестра всего съела и сколько сносила платьев. В конце концов, получив монетку, брат уступает коня жениху. Вероятно, когда-то свадебный конь действительно отдавался брату.
Поговорка:
«Хорош брат – сестру продал, хороша и сестра – от брата ушла»
Т.о. в древности Брат – «тот, кто продает сестру» (чужому). Поэтому в имени есть архаичный оттенок:
Брат = Брать коня или деньги за сестру
(чтобы со временем купить себе жену).
Т.о. по сути, Брат – «тот, кто меняет сестру на жену».
Брат = брать в дом жену.

Картина:
Крестьянский мальчик на свадебном коне.

 
ВЕК ЧЕЛОВЕКА

Круг земли и хлеба – год. На год накладывается век человека:
Зима = беременность (озимая рожь сеется осенью)
Весна = детство, Лето = зрелость, Осень = старость, Зима = смерть = Тот свет.
Дитя, Муж и Старик – три части века человека – естественны, поскольку в жизни встречаются три поколения: дед, отец и внук.
Границы «перехода» ритуализируются: для мужика – это свадьба и передача дома сыну, для бабы – свадьба и передача хозяйства невестке (природная основа социального уклада – наступление и прекращение месячных).
Муж родился из матери, женился на жене и зачинал детей, потом умирал в мать-сыру-землю. Синхронизация века человека с кругом солнца и колоса делало его жизнь осмысленной.

Картина:
На росписи купола болгарской церкви крест в круге: век человека синхронен временам года.

 
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

В былинах-старинах поется время Князя Владимира Красное Солнышко. Когда Солнце было Князем... Именно те далекие времена воспринимаются народом как Золотой Век, Идеальное Правление. В такой идеализации прошлого есть негласное противопоставление Правления Правого правлению нынешнему, Христа-Бога Царю-Антихристу (слово «Царь-антихрист» стало ответом на антирусские реформы Петра1).
Право - это когда община живет посолонь, в этическом смысле - по-братски. Правление легитимно, если Князь - Солнце. В этом смысле Князь (Царь) понимается как наместник Бога (Солнца) на Земле. Основания для канонизации Князя Владимира не только церковью, но и народом следующие: в народной религии Христос – Солнце, а Божья Матерь - Мать-Земля: она держит над Святой Русью Покров, хранит ее от бед. Русь крестил Владимир - поэтому имеем ассоциацию: Христос (Солнце) - Владимир.
Князь связывается с солнцем, соколом, женихом и конем.

Картина:
Князь-Солнце в окружении бородатых бояр.

 
ГОЛБЕЦ

Голбцом (иначе Голубец или Голбчик) называлась пристройка к печи, ведущая в подпол. А подпол (Мать-Земля, Смерть) – символически тот свет. Соответственно Голбец – это Дверь на Тот Свет. В Голбце живет Сам (Хозяин).
С Голбцом связаны обряды «перехода»:
Невеста перед Просватаньем, а также после Венца, переодевалась в Голбце. На Голбце спали молодые после Свадьбы и т.п.
Также Голбцом назывался маленький погостный домик над могилой = над мглой Того Света.

Картина:
На старообрядческом кладбище голубой Голубец.

 
ДЕВЯТИНЫ и СОРОКОВИНЫ

Числа 9 и 40 сакральны во многих традициях (например в древнееврейской). Исконная причина (природная основа) этого везде и всегда одинакова:
9 – Девять (месяцев беременности) = Давить = Давать (дать дитя) = Дивить (изнутри наружу);
40 – Сорок (недель беременности) = Срок (рожать) - Сорока = сор ока  (пестрая-переходная).
Поговорка про ребенка:
«Сорок недель в темнице сидел да год на виселице висел»
Темница – утроба, Виселица – зыбка на Матице.
Т.о. числа 9 и 40 – числа «рождения».
Поэтому поминки также устраивались на 9-й и 40-й дни - через этот срок душа покойника родится на том свете. По этой же причине (символическое второе рождение) дождь Потопа лил 40 дней, Христос постился в пустыне 40 дней и т.д.

Картина:
Ной выходит из ковчега.

 
ДИТЯ

Дети - это выходцы с того света!
Такое понимание содержится в самих Именах:
Дитя (дети) = дать, дуть (изнутри наружу)
Давать (дитя) = девять месяцев = сорок недель – срок (рожать) – диво (чудо)
Родители = род (руда-кровь) датели;
Чадо из бабы = чад из печи = чудо из леса.
Появление чада на свет – самое большое чудо! И символ чуда вообще.
Ребенок = Рябенок – рябой (т.е. «переходный» с того света на этот). Рябой  - значит одновременно красный и пестрый  (ср.: рябина = рябит в глазах).
Ребенок появляется на белый свет как рыбка из пруда: Ребенок = Рыбенок (из моря - ср. со сказочным эпитетом «чудо-юдо-рыба кит» из синего моря)
«Чуден свет – дивны люди!
Дивны дела твои, господи!»

Картина:
Из темной избы выходит на свет младенец.

 
ДОЧЬ

Дочь = Дача (в чужой дом) + Приданое
Дочь отдавалась в чужой дом (а до выданья была, по сути, лишним ртом). Такую установку выражает само Имя.
Поговорки:
«Дочь – чужая добыча»
«Дочь – отцу, матери не корысть (не кормилица)»
Имя, обратное Дочери – Зять = Взять (жену в дом)
Случаи, когда зять принимался в дом тестя, были редки. Поговорки предупреждают, что брать зятя (примака) в дом не следует:
«Бери зятя в дом, неси бога вон!»
«Зять в дом – и иконы вон»
«Тесть за зятя давал рубль, а после давал и полтора, чтобы свели со двора»
«Прими зятя в дом, а сам убирайся вон!»
«Нет черта в доме – прими зятя!»
и т.п.

Картина:
Дочь, уходя из дома, прыгает через порог.

 
ДРЕВО ЖИЗНИ

Крестьянский круглый мир измерен Крестом.
В центре Креста растет Мировое Древо.
На нем две птицы (маркеры Право и Лево).
Древо Жизни соединяет Небо и Землю, живых с предками.
Центральное место Древо Жизни («мысленное древо») занимает в «Слове о полку Игореве». Многократно повторяясь, всякий раз чуть по-разному, Древо накладывается на Время (старое время – время новое), Пространство (Земля Русская – Земля Незнаемая) и Род князей-соколов ветви Ольговичей.
По сути, так дается определение Древа Жизни.
Несколько оттенков смысла Древа Жизни:
1. Мировая Ось, символический Центр Мiра.
2. Древо = Крест: крона-корни + горизонт;
3. Древо = Человек (зеркальность верха и низа);
4. Древо = Древо Рода;
5. Древо = Баба (Плодородие: Мать, Мокошь): иногда Древо - Баба, руки которой две Бабы.
Образ Мирового Древа в Избе – Матица.

Картина:
Вышивка - Древо Жизни.

 
ДУРАК

В русской Традиции важно понятие коло (= цело-тело). Здоровый человек – целый, бокатый (= богатый). Про зажиточного говорили «толсто живет».
«Худой» человек – человек с «дырой»:
Дурак = Дырак, Дрянь = дрань, дырень, дурень, Драка – драть(одежду и тело-цело до «дыр»).
Целого (здорового и богатого) человека делает худым-дырявым (больным и бедным) колдун.  В эту дыру как из мешка высыпается жизнь-жито (см. сказку «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»).
В то же время, именно «дырявость» сказочного Дурака позволяет ему сообщаться с тем светом, ходить за советом в лесную избушку к бабе-яге.
Дурак рассматривается в одном ряду с соколом, женихом и колдуном.

Картина:
Из худого мешка сыплется на землю крупка.

 
ЖИТО

Слово «Живот» означает собственно живот и Жизнь.
Живот (жизнь) = жевать
Слово «Есть» означает еду и существование.
Жить – жать = жито (хлеб)
Т.о. согласно языку главное для жизни – это еда, а основная еда – жито-хлеб.
Для аграрной страны Земля – общая Мать,
«Господь повелел от земли кормиться».
Аналогия человека и хлеба:
Сеять семя – зачатие (земля - мать)
На первый сев мужик выходит без штанов, а семена несет в старых портах и т.п.
Жать (колос) – давить = давать-дивить (дитя, девица)

Картина:
Жены жнут жито.

 
ЗЕРКАЛО

Тот свет зеркален Белому Свету: левое меняется на правое, верх – на низ. Поэтому в колдовстве так много значат зеркала.
Раньше гадали девушки на суженого-ряженого (с Того света) в бане со свечой между двух зеркал. Сейчас в доме покойного зеркала занавешивают простыней.
Примета: нечаянно вернувшись в дом, нужно посмотреться в зеркало:
Зеркало = зрак (зор, заря) + коли (коло)
Отражение = от-рождение = смерть
(слово «отражение» нельзя было произносить вслух).
Дом – пространство смерти и утроба матери. Поэтому вернуться в дом – значит умереть. Соответственно, чтобы не умереть, нужно отразиться в зеркале:
Умерший от-ражается = рождается.
Природное зеркало – поверхность воды, межа между тем светом и этим. В воде живут водяной и русалки (утопленницы) – они заманивают под воду парней.

Картина:
Красная Девица глядится на себя в зеркальце.

 
ИЗБА

Встарь избы как стрелки компаса смотрели красным углом на солнце (юго-восток).
В красном углу ставились на божницу образа. Так ассоциативно связывались Бог и красное солнце (= нимб). В красном углу под образами находился обеденный стол. В черном углу находилась печь, которая занимала четверть избы.
Красный и черный угол противопоставлялись как мужское (все доброе, дневное) и женское (все худое, ночное и страшное).
В красном углу живет Бог, в черном углу живет бес.
Внутри избы были устроены почти одинаково. Убранство традиционной русской избы канонизируется обрядами и сказками. Например, вот что важно с точки зрения колобка: печь, окошко, лавка, пол, порог, сени, крыльцо, двор, ворота,..

Картина:
По Небесной Избе ходит в лаптях Русский Бог.

 
КОЛДОВСТВО

Колдун на кого наведет «порчу» или «сглаз», тот худеет, болеет… А если колдун «испортит» молодых, то они не смогут жить вместе. Особо опасен колдун для свадебного поезда, т.е. в состоянии «перехода». Про то, как колдун «испортил» свадьбу рассказывают во всякой деревне.
Чтобы уберечься от сглаза (например, перед венцом) в одежду втыкают иглы, булавки и пр. - чтобы колдун укололся. Так подобное исцеляется подобным.
Проклять = проколоть (коло-цело-тело человека).
Сглаз = с глаз (происходит от дурного глаза).
Дополнительный оттенок:
поскольку Око символизирует Белый Свет, то уход с глаз означает уход на тот свет.
Глаз = гол (кол) + лез: «Как оса лезет в глаза».
Потому защита от сглаза - колючая вещь с похожим именем - игла (угол, голь).
Порча = по речь (происходит от худой речи, заговора).
Порча = порочить, порок = по-рек (худая слава-слово).
Поскольку речь = река, то заговаривают на воду.
Вода – видеть-ведать-водить – ведун, ведьма

Картина:
Колдун обращает свадебный поезд в стаю волков.

 
КОЛДУН

Колдун – человек худой, бедный, одинокий, холостой, человек за чертой мiра людей. Колдун, как черт, принадлежит тому свету.
Хоронили Колдуна особо – выносили гроб через разобранную крышу или через окно. Все это с особыми предосторожностями, чтобы Колдун не вернулся и не увел кого с собой. Потому и избушка бабы-яги стоит не на матери-земле как обычная крестьянская изба, а на курьих ножках. Встречая доброго молодца, баба-яга говорит: «Фу-Фу-Фу! Русским духом пахнет!..» (т.е. «кто это живой пришел на небо?»)
Но вместе с тем одиночество колдуна – источник его магической силы - силы Кола (кол входит в имя Колдун, определяя его суть).
Особенно важен бывает колдун на Свадьбе – он охраняет свадебный поезд (от другого Колдуна).
Фигура Колдуна подчеркивает предпочтительность обычной крестьянской жизни, семьи и права, и потому очень важна для сохранения Традиции (место заготовлено – кто-нибудь хочет его занять?).

Картина:
Колдун собирает лесные травы.

 
КОЛО

Коло – по-старому круг . Коло назывались хороводы.
Коло – важное для Традиции понятие. Значит оно целостность и здоровье = магическая защищенность от нечистой силы.
С Коло связан Кол (центр), магически мужской кол (творение). О важности Коло и Кола можно судить по обилию слов, их в себе содержащих: сокол (= с колом), колдун, коловорот и пр.

Пространство:
Тело (= цело = коло) человека ; изба (здесь живет семья) ; село (= цело; здесь живут родственники и свойственники) ;  белый свет (мiр) ; лес ( = тот свет; здесь живут чужие).
Т.о. крестьянский мiр имеет вид расходящихся из центра (печи) кругов. Отсюда важность пересечения границы:
порог ; сени ; крыльцо ; ворота ; «и покатился колобок дальше и дальше», пока не съест его лиса (= лес).

Время:
Время также коло, определяемое коловоротом солнца.
Т.о. Крестьянский мiр – коло, на который накладывается крест как мера.

Картина:
Хоровод девушек.

 
КОЛОБОК

В русской сказке колобок, выкатывающийся из избы –  символ красного солнца, встающего над лесом.
В конце сказки лиса съедает колобка – это солнце садится за лес. Т.о. «Колобок» - сказка про время, сказка про рождение и смерть солнца (4 времени символизируются 4 животными).
Возможно, в старину на Руси под новый год пекли ритуальные колобки-солнца. Рецепт плюс магические формулы - см. в сказке «Колобок».
Похожий обычай сохранился до сих пор в Японии: новогодние рисовые колобки называются Моти: один глаз – Солнце, другой – Луна.
Ближайший русский аналог ритуальному колобку-солнцу – блины на Масленицу.

Картина:
Старуха из остатков муки катает колобок.

 
КОНЕЦ СВЕТА

Мир подобен Человеку – он рождается, живет, старится и умирает. Мысля время по аналогии с годовыми кольцами пня – сердцевина соответствует Началу мира, истоку, кора – Концу.
То, что имеет начало, то имеет и конец. Этой концепции соответствует летоисчисление от Сотворения Мiра.
Летоисчисление от Р.Х. ему противоположно: убирая сотворение мира в гипотетическое прошлое, тем самым и Конец Света оптимистично удаляется в бесконечно далекое (и маловероятное) будущее. Время от Сотворения до Конца Света – круг солнца, время мира, считаемого от Р.Х. – бесконечная прямая.
Для крестьянина год похож на год, век внука похож на век деда. Но все же немного что-то меняется,… А именно – «деды жили лучше», правильнее. Когда-то люди жили по 300 лет и больше – об этом написано в Библии (установка на идеализацию прошлого – отличительная черта любой традиционной культуры).
Причина деградации – грехопадение Адама.
Ожидание Конца Света в смутное время характерно для русской традиционной культуры.

Картина:
Затмение солнца.

 
КОСА

Коса – Девичья Краса или Красота, символ красной девушки.
Накануне свадьбы в Девичник Коса под песни расплеталась и в нее вплеталась «красота» (разноцветные ленты). В некоторых местах Коса перед Свадьбой отрубалась топором или серпом. Это значит – прошлая «вольная» жизнь кончилась: была красная девушка, а стала мужнина жена.
Замужние Бабы плетут уже две косы. Вместе с косой меняется и головной убор.
Коса – слово-омоним, а в магическом крестьянском мiре похожесть имен означает похожесть по сути. Совпадение девичьей косы и косы косца связывает бабу с Матерью-Землей: цветики зацветают, чтобы быть скошенными, а девушки созревают и выдаются замуж.

Картина:
Коса Невесты.

 
КРАСНАЯ ДЕВУШКА

Дева = Диво
Дева выходит из избы наружу (т.е. замуж) и народ ей дивится!
Девица = Дивиться (ей)
Диво невиданное = Дева неизвестная = Невеста
Девушка – сокровище, скрываемое от разных разбойников-соколов до поры в избе. Честь бережет тесть. Можно сказать, что Девушка – символ любого сокровища (руды-крови).
Эпитетом «Красная» девушка связывается с кровью (девственность), красным солнышком и весной красной.
Символ Девушки, ее Краса или Красота – Девичья Коса.

Картина:
Девица выходит на красное крыльцо, а народ на нее дивится.

 
КРАСНОЕ СОЛНЦЕ

Русская Традиция – солнечная магическая!
Век человека в ней мыслится по аналогии с коловоротом солнца: на небе солнце – человек на земле. Солнце восходит – человек родится (просыпается), солнце катится по небу – человек живет, солнце заходит – человек умирает (засыпает, возвращается в мать-землю, бабу, печь; бабы плакали по покойнику: «Ой да зашло Красное Солнце…»). А потом родится снова! И так по кругу пока существует Белый Свет.
Избы смотрели красным углом на солнце. В красном углу ставились на божницу образа. Под образами место мужа (большака). Следовательно: Свет = свят = муж (Право). Место бабы – печной угол. Соответственно: Ночь = бес = жена
Красное солнце – ключевой образ русской  крестьянской Традиции. Солнечные знаки украшали прялки, избы, одежду. Эпитетом «красное» солнце связывается с красной девушкой, красным углом и красным крыльцом.

Картина:
Заря над деревней.


КРЕСТ

Четыре вершины Креста – Свет (вершина, Небо), Тьма (основание, Мать-Земля),
Восход (переход из тьмы на Свет), Закат (заход со Света во Тьму).
В году – это два солнцестояния и два равноденствия. В сутках – это Утро, День, Вечер, Ночь. По аналогии мыслится век человека: жизнь состоит из детства, свадьбы, старости, и смерти.
Крест в крестьянском мiре повсюду! Например, изба – крест, ориентированный вершиной на солнце. Крест – самый важный знак русской Традиции:
«Все – крест, все крестовидно, Крест лежит в основании всего бытия как истинная форма бытия, уже не внешняя только, но форма организующая, платоновская stauros»
(Павел Флоренский)
Обрядом крещения человек вводился в собственно человеческий, т.е. крестообразный мiр.
 
Картина:
Крест в круге, называемый «кельтский» или «новгородский» на фоне восхода солнца.

 
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Крест – защита живого от того света.
Крестьянин – христианин – тот, кто с крестом.
Творящий Крест «чертит» магический защитный круг вокруг себя. Заходя в лес нужно перекреститься - чтобы попросить у Бога защиты. Выходя из леса – тоже,  чтобы поблагодарить Бога за защиту. Перед едой нужно перекрестить рот (чтобы через рот внутрь чего не залетело). Зайдя в избу, нужно первым делом перекреститься на Образ. В былинах говорится:
«Крест кладет по-писаному,
Да на все четыре стороны».

Картина:
Баба зевает и крестит рот.


КРЕЩЕНИЕ

Мать родила в бане («Баня – вторая мать»).
Пока спрятали в корыто – нечистый!
Звали тогда Богданом (дитя Бог дает).
А на 9-й (8-й или 40-й) день – крещение,
От нечистоты того света омовение,
В мир людей введение, Имянаречение.
(Крестные мать и отец – кум и кума, в сказках волк и лиса).
Староверы крестили детей так:
Брали из реки воду (символически Иордань), наливали в купель. Младенца купали в купели в честь Святой Троицы трижды, поворачивая челом посолонь – на Восток, Юг и Запад (3 положения солнца – 3 доли века человека). Так дитя символически вводилось в умный крестьянский мiр, становилось человеком (челом в вече).

Повесив на сердце крест, примерив отцову рубаху,
туго пеленали, в зыбку клали.
Подвесили в избе к матице – пока сырой доходи!
Загадка:
«Сорок недель в темнице сидел,
да год на виселице висел»

Картина:
Крест на груди.

 
ЛЕС

В русском пейзаже лес – зона смерти, тот свет. Здесь живут леший и баба-яга (она же лиса, лисунка). Говорят, в старину стариков увозили на санях в лес и там оставляли. Если в сказке говорится: «Ищи меня за темными лесами, за синими морями…», то это значит, что доброму молодцу предстоит дорога за женой «на тот свет» (cм. Свадьба). Как Орфею за Эвридикой.

Картина:
Девушки собираются в лес по грибы, по ягоды.

 
ЛИСА

Лиса из леса – важный персонаж русских сказок – символизирует Ночь-Зиму-Смерть. В некоторых версиях сказок (напр. «Жихарка») лиса может заменяться на бабу-ягу.
Баба-яга (или лиса) испекает в печи малых деток. Жихарка обманывает бабу-ягу (лису) и сжигает в печи ее саму – это значит, что хворый ребенок поправляется, а умирает смерть.
Лиса-Смерть связывается с детками – т.к. дети приходят с того света: лиса не только уносит их в Лес (на Тот Свет), но и приносит из Леса Дедушке-Бабушке («Девочка и лиса»). Поэтому Лиса – бабка-повитуха («Лиса-повитуха»).
Сказочный образ «Лиса несет петушка » означает:
Ночь «несет» солнце = баба на сносях

Картина:
Лиса несет петушка.

 
МАТИЦА

Обряды, связанные с пересечением границы, призваны подчеркнуть полярность мiра. Например, гости особенно сваты (идеальные, «дорогие гости») без специального приглашения хозяина, не должны заходить за поперечный несущий брус избы - матицу. К матице же подвешивалась зыбка с младенцем – вися между Небом и Землей, дитя «донашивалось». Так канонизировалось символическое значение Матицы как границы между тем светом и этим.
В этом же "переходном" смысле интерпретировались порог, ворота и межа.

Картина:
Посреди избы зыбка с младенцем.

 
МАТЬ-ЗЕМЛЯ

Русская Традиция – аграрная.
Отсюда важность отождествления бабы и земли.
«Земля – матушка, хлеб – родимый батюшка»
Баба и земля отождествляются через обряды (Именины Земли), вещи (коса, подол) и слова (муж – межа).

Весною:
Перед первым севом Муж с Женой любились на пашне (обычай, широко распространенный в старой Европе):
семя в бабе = семя в земле

Летом:
19 июля, когда земля вся в цвету, справляли Именины Земли  (на земле никто не работает). Жена на меже печет яйца, что символизирует испечение в чреве ребенка.
Так земля помогает бабе выносить дитя, а баба помогает Земле родить хлеб.

Осенью:
Дожинки – праздник окончания жатвы. В этот день бабы катаются по сжатому полю, прося у Матушки-Земли силушки.

Зимой:
Зимой Земля как медведь спит, копит силушку.

Картина:
В поле колосится хлеб.

 
МЕДВЕДЬ

Медведь = мед + ведать
Имя содержит в себе загадку: «Кто ведает медом?»
Символически Мед, который достается из дупла, -дитя, родящееся из бабы, и солнце, родящееся из Ночи (см. сказку «Лиса-повитуха»).
По-старому Медведь звался Ведмедь. Позднейшая перестановка слогов убрала Ведьмака (акцент на Ведать), но добавила девять (месяцев) = давать дитя.
Так самим именем Медведь (Медведица) связывается с землей  и роженицей  (говорят, само произнесение Имени Медведь помогает бабе разрешиться от бремени!). Вероятно, медведь отождествляется с землей потому, что он как и земля зимой спит. В семье Медведицей зовут сноху.
Вместе с этим медведь – старик: в сказках он «дедушка медведь» и старое солнце (напр. в сказке «Липовая нога»). В сказке «Колобок» медведь идет по счету третьим: Медведь – Осень – Вечер – Старость. Вместе 4 животных дают крест.

Картина:
В святочной ватаге один ряжен Медведем.

 
МУЖ и ЖЕНА

Жена = жну – та, кто жнет = жница
Жать (рожь жать = рожать) – жить
(Ева по-еврейски значит Жизнь)
Жать – давить = давать (дитя) – девять (месяцев)
Т.о. жена отождествляется с Матерью-Землей.
Обе они роженицы.
Муж – межа (поля), мажь (черту между своим и чужим):
Выходить замуж - значит выходить за межу отца и заходить за межу мужа. Жена (замужняя женщина) – все равно как за оградой (межой = мужем).
Т.о. Жена подобна куску Матери-Земли (чтобы рожать), Муж – меже.
Вместе они супруги = с упряжи (вместе тянут один воз)
Мужчина = муж + чин (чином муж)
Женщина = жена + чин (чином жена)
Женчина слушает мужчину (отца, потом мужа).
Право = Жена (Мать-Земля) за Мужем (за межой).
«Жена послушна мужу, а муж – Богу» («Домострой»)

Картина:
Муж и жена любятся на пашне.

 
НЕВЕСТА

Невеста = Неизвестная
В песне дружки поется: «Неси вестку про невесту»
Имя «Невеста» имеет несколько смыслов:
1. Она чужая как дому жениха (там ее будут звать Невестка) так и своей семье (для них она «умерла»).
2. Она девушка (ее никто до свадьбы «не знал»)
3. В идеале невеста просватывается за глаза и т.о. молодые не видели друг друга до свадьбы.
Статус невесты - переходный между красной девушкой и мужниной женой, т.е. переходный между домами родителей и мужа.
Пышный свадебный ритуал «перехода» придавал Свадьбе окончательность. Длится этот период от просватанья до венца, т.е. примерно неделю. На это время Невеста освобождалась от всех работ по дому. Главное ее дело – плакать! (оплакивать вольное житье в отчем доме). Правильно плакать – значит плакать под платком (глаз не видно от сглаза). Т.о. невеста была в буквальном смысле невидимая-неведомая. Иногда, в особо торжественных случаях, рядом с невестой  под одним платком плакала плакальщица.

Картина:
Невеста плачет под платком.
 

НЕДЕЛЯ

Семь (Семя, Семья) – число перехода из старой жизни в новую.
Поговорка: «Осьмый день, что первый»
Семь – Семь дней Творения.
Семь – последнее число седмицы творения (часто используется в смысле последний).
В седьмой день Бог почил от дел своих. Поэтому и человек, подражая своему Богу, в этот день не работает.
Неделя = не дело (отдых)
Так раньше называлось воскресенье, день отдыха.
Бог почил, но теперь все может плодиться и размножаться и без него – всякий плод родится от древа по семени его…

Картина:
Лубок с почивающим на седьмой день Богом.


НОВЫЙ ГОД

Чтобы считать года, на годовом круге должна быть точка. На Руси в старину Новый Год справлялся весной, позже - осенью (1 сентября), а после петровских реформ - 31 декабря, т.е. почти в день зимнего солнцестояния.
Новый Год  – самый древний и самый важный праздник любой архаичной культуры (для нас он остается таковым до сих пор).
Новый Год – Конец Света и Сотворение Мира. Новый Год – смерть старого солнца и рождение нового. Новый Год соответствует перескоку одного года в следующий. В сказках это перескок через огненную яму или колодец (см. «Волк и семеро козлят», «Лиса и козел»). На небе яма-колодец соответствует новолунию (дыре в ночи), куда проваливается старое солнце и откуда родится солнце новое. Аналогичен этому перескок через костер на Ивана Купалу (Ивана Купальника, по церковному Иоанна Крестителя) в день летнего солнцестояния.
В старину Новый Год – общий день рождения: в этот день прибавлялся на 1 возраст людей и животных.
Символ Нового Года (обновляющегося времени) – Змий, кусающий свой хвост.

Картина:
Змий кусает свой хвост.

 
ОКНО

Человек магически переносит себя на окружающий мiр и мiр становится «человечным».
Человек переносит себя на дом: окна – очи, ворота – рот. Ночью окна закрываются ставнями - дом «закрывает глаза и спит». Есть у избы и чело, украшенное солнечной резьбой.
Улица = у лица (дома).
Лицо (= литься, свет) избы обращено к солнцу.
Противоположно лицу
Темя = Темь-Тьма
Еще одно совпадение слов, укрепляющее архаичную аналогию «голова - дом»:
Дума (думать – дымить) = Дым (по дыму можно узнать, где дом) = Дом
В старину окна изб были малыми, чтобы уберечь обитателей от чужого сглаза. Позднее увеличение окон – показатель ослабления полярности между тем светом и этим.

Картина:
Окно с красивыми резными ставнями.

 
ОКО и УХО

Око (очко) и Ухо (ушко) – сейчас т.н. суффиксы – маркеры в конце слова Дня и Ночи, относящие слово к области Света (цветок, бабочка) или Тьмы (кукушка).
«Око» и «Ухо» сопровождали мужика и бабу в течении всей их жизни: мальчик (мал + очко), малыш (ка = мал + ушко), подрост-ок, мужик (муж + око), старик (стар + око); дев-очка, дев-ушка, молод-уха, стар-уха
Дед-ушка (старый дядя) и баб-ушка (старая баба) – оба ушки, т.е. близки к Смерти-Ночи.
Возможно, чередование очек и ушек в именах подчеркивают момент «перехода» (инициацию): Так, после девочки идет девушка, что означает: "девочка созрела" (первые месячные), после муж-ика  идет дед-ушка …
Другие важные для традиции примеры очек и ушек:  кукушка (похороны кукушки), кур-очка и пет-ушок (инверсия:  муж - ушко, жена - очко), мышка-норушка (в сказках она посланец с того света),..
Сам факт частоты употребления в нашей речи маленьких слов «очко» и «ушко» говорит о великой важности для Традиции и языка бинарности «+» и «–».

Картина:
Шуршит мышка в норушке.

 
ОТЕЦ и МАТЬ

Как всегда, суть вещи содержится в ее Имени:
Отец = отечь
Отец отекает тучей на мать-землю.
Поговорка «Идет дождь – несет рожь» имеет архаичный подтекст: «несет» – на сносях, «рожь» – рожать, соответственно «дождь» – семя мужа. Т.о. согласно имени:
Мать = Мыть
Было черное, стало белое (мел, мыло)
Дитя выходит с того света на белый свет.
Старый смысл слова «мыть» - показывать. Так в сказе П.Бажова «девушка под окном мыла зубы», т.е. улыбалась.
Поговорка: «Баня – вторая мать» (буквальный смысл: раньше в банях рожали) канонизирует связь:
Баня = Мать = Мыть.
Т.о. согласно именам:
Отец – это «тот, кто зачинает дитя»
Мать – это «та, кто моет дитя на Белый свет»
Отец – Небо, Мать – Земля, Дитя - Красное Солнце.
С Отцом связывается понятие Отечество. Матерью – Родина-Мать и На-род.

Картина:
На первый сев мужик выходит без штанов.

 
ПЕТУХ

Пение петуха предваряет восход солнца, «петух будит солнце». Вероятно, поэтому во многих традициях (в том числе русской) петух связывается с солнцем.
В русских сказках петушок золотой гребешок – символ красного солнца. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» лиса похищает петушка – ночь съедает красное солнце.
Другая сказочная интерпретация заката солнца – лиса съедает колобка (солнце садится за лес). И наступает Ночь.

Картина:
Поет петух и над лесом восходит красное солнце.

 
ПЕЧЬ

Печь – инфернальная зона предков (Лес, тот свет).
Возвратясь с кладбища в избу покойного, нужно рукой коснуться печи.
Также печь связывается с рождением:
Зачатие = Зачадие (раньше говорили «откуда люди зачадились» в смысле «откуда произошли»).
Через совпадение имен чада-ребенка и печного чада, баба отождествляется с печью: печь испекает пироги, а баба «испекает» детей.
Чадо из Бабы = Чад из Печи = Чудо из Леса –
выход из Тьмы на Белый Свет
Поэтому если ребенок заболевал его «перепекали» в печи: на хлебной лопате дитя помещали в полуостывшую печь, держали там некоторое время, а потом вынимали. Все это символизировало Смерть и Новое Рождение. Когда-то так был «перепечен» в печи великий русский Поэт Г.Р.Державин.

Картина:
В печи сияет Дитя-Солнце.

 
ПОВИТУХА

По-вой («Повой!») – помощь в родах
Повитуха = повить + ухо
«Повить»: 1.завязать пупок; 2. спеленать младенца
Из-за приставки «ухо» имя Повитуха, также как Сваха, Сноха и Девушка, относится к Ночи (ушку).
Рождение ребенка понималось как приход с того света. Чтобы помочь родить дитя и обезопасить живущих от контакта с Тем Светом, звали бабушку-повитуху. Рожали обычно в банях (без окон и дверей как гроб и избушка бабы яги). Несколько дней роженица, дитя и повитуха находились в бане, далеко от живущих.
В народе говорили: «О роженице в муках никто знать не должен».
Поговорки «помылся – заново родился», «баня – вторая мать», несмотря на внешнюю банальность, связывают баню и рождение.
Баня – место нечистое, переходное с того света –находится в одном ряду с матицей, межой, сенями и пр.
В сказках повитуха – лиса (см. «Лиса-повитуха»). В сказке «Девочка и лиса» лиса приносит деду-бабе девочку из леса, т.е. с Того Света.

Картина:
Старуха-Лиса стучится в избу.

 
ПОКОЙНИК

Смерть = Смирить (покойник смирно лежит) –
Сморить (сон сморил) – Смерить (срок жизни).
Покойник – покой – сон, смерть – неподвижность –
невмешательство в жизнь живых.
Древние слабо верили в неподвижность покойников.
Чтобы подстраховаться, называли их Покойниками, клали тяжелый камень на могилу (чтобы не убежал).
На кладбище, обращаясь к покойному, говорят:
Спи спокойно, дорогой товарищ!
Пусть земля тебе будет пухом!
Т.о. в имени Покойник есть оттенок Желания! (заговаривания).
Смерть связывается с закрытыми глазами и тьмой:
Моргать – Морг
Мигал - Мгла – Могила
Мрак – Морок = Мор Ока (прикрытое веком око).
Щурить (глаза) – Пращур (прищур глаз),
Шурин = шурин – «чур меня!»
Жмурить – Жмурик (простонар.)

Картина:
Плач на могиле по умершему.

 
ПОЛОТЕНЦЕ

Вышитые полотенца – предмет не утилитарный! Использовались они в обрядах «перехода» (родины, свадьба, смерть).
На полотенце ставили Хлеб-Соль, на полотенцах опускали в могилу гроб и т.п.
Вышивали полотенца незамужние девушки в качестве будущего приданого. Много полотенец - на всю будущую жизнь (Поскольку не знавшая мужа девушка обладает особой магической силой, то и рукоделие ее также заряжено этой силой).
Учитывая обрядовый характер полотенец, вышивка на них приобретает особое значение: схематичная вышивка на полотенцах несет в себе важную структурную информацию. Также как сказки и старые иконы.

Картина:
Красная Девушка вышивает полотенце.

 
ПОРОГ

Порог – граница между избой и Белым Светом.
Как таковой порог связывается с рождением.
Под порогом хоронили пуповину новорожденного. Так утверждалось: изба = баба, порог = лоно.
Символизм Избы как матери и Порога как лона содержится в самих Именах:
Из-ба = из Ба(бы)
По-рог = По-Рож (по-рожний – пустой, как баба после родов).
Избы по-старому назывались Истопками. Обычно это понимается как «отапливаемая часть дома», однако, учитывая символизм Печи-Топки как материнского чрева (см. обычай «перепекания» в печи хворых детей), Ис-топка значит тоже, что Изба, а именно – «место откуда выходят люди».
Когда из дома уходит замуж дочь, она перепрыгивает Порог – чтобы никогда сюда не вернуться. Наоборот, когда сын уходил в солдаты, он касался рукой Матицы и спотыкался о Порог – чтобы вернуться домой живым.

Картина:
Колобок прыг через порог – только его и видели

 
ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

Множество пословиц и поговорок строятся на "излюбленных" парах (группах) слов: "честь - сесть - место", "сокол - ворон", "гости - кости"... 
Например, пословица гласит:
"Пришли гости (или "в гости") - обглодали и кости".
Задача пословицы - связать Гостя (заморского купца) с Костями (тот свет) и "поместить" гостя на погост, т.е. утвердить принципиальную чуждость гостя дому и семье.
Игра слов в поговорке - ее суть!
Смысл: помещая похожие слова рядом (похожесть Имен - похожесть Вещей) пословицы и поговорки канонизируют быт и предохраняют мiр от изменений. В поговорках содержится Идеал народной жизни!
Пример "игры слов":
"Смерть не за горами, а за плечами"
Смысл:  смерть не далеко, но близко и не видима (она сзади, за плечами). Смерть стоит за левым плечом.
Тема медитации - "смерть".
Пишем слова из ряда "смерть": горе, плач,.. Превращаем их по созвучию в "гору" и "плечи" - вещи одного ряда (плечи горбатого как гора), но различающиеся как большое и малое, далекое и близкое. Изящество поговорки - в предчувствии горя и плача, спутников смерти.

 
ПОЯС

Пояс разделяет тело человека на Верх-День и Низ-Ночь. В макрокосме Пояс соответствует горизонту.
Убрать Пояс – значит открыть ворота с того света на этот. В поговорках «вернуться домой без пояса» - верх неприличия.
Пояс защищает человека. Пояс бережет целостность тела (тело = цело). Также как вышивка на вороте и рукавах рубахи пояс не дает проникнуть внутрь злу-болезни-колдовству (орнамент вокруг избы и окон также является  магической защитой от нечистой силы). Потому украшались Пояса защитными знаками и молитвами. Самим фактом большой важности Пояс поляризует мiр на Небо и Землю и подчеркивает зеркальность Верха и Низа: руки зеркальны ногам, лицо – половой сфере.
Будучи «переходом» между Верхом и Низом, пояс уместно рассматривать в одном ряду с межой, порогом, воротами и матицей.

Картина:
Пояс Жениха.

 
ПРАВО

Глядя на окружающий мiр, мы видим, что он состоит из пар противоположностей:
небо – земля, день – ночь, огонь – вода, мужик – баба,…
Поляризация мира на Свет и Тьму определяет русскую крестьянскую Традицию и древнее Православие.
Наверху день, небо, красный угол, бог, муж,..
Внизу ночь, мать-земля, печной угол, бес, жена,..
На практике это выглядело так:
В красном углу под образами сидит муж. Неся из печи на стол котелок с кашей, жена ассоциативно связывает: муж – бог – солнце (соответственно: жена – бес – ночь).
Так буквально воплощалось кредо «Домостроя»:
«Муж послушен Богу, жена - мужу»

Картина:
Святые Князья Борис и Глеб стоят рядом в зеркальных друг другу красно-синих одеждах.

 
РЕЧЬ

Речь льется как ручей-река. Слово сливается с уст как слива (или яблочко наливное). «Песня льется по простору…» Так речь связывается с водной стихией.
Вода = ведет (по А.С.Шишкову вода реки ведет щепку).
В Речи-Реке есть направление, которое можно показать рукой.
Сказать – указать – показать = научить.
Руку (указание на желаемое, сопровождаемое мычанием) заменяет или дублирует речь.
Аналогия речи и реки: река льется из устья в море, речь льется из уст в мiр.
Через воду и слово «сказать» (сказку) речь связывается со знанием-видением: Видеть – Ведать – Водить (кто видит – тот ведает – тому и водить других).
Вождь = видящий: он указывает путь рукой. Противоположность вождю -  не-вежда (не видящий). Слепой – слепил вежды (веки) – не-вежда.
Не обладающий речью немой = не мой, т.е. чужой.
Человек = словек (по А.С.Шишкову). Не говорящий по-славянски – немой немец.
Мы – славные славяне, они – немцы с того света.

Картина:
Годовалое дитя гулит.


РОДНЯ

Род = руда (кровь и все, что внутри) = рыд (родить = рыдать – слезы льются изнутри наружу) = ряд (где род - там и ряд) = рад (рождение чада – символ Радости);
Родня (= род + дан) = Радость (= род + даст)
Т.о. родня – это те, кто родились из одной бабы или из одной избы (= из бабы). Общность по избе-бабе.
Семья = семя (мужа)
Т.о. семья значит общность по отцу.
Народ – руда из Матери-Земли. Имя Родина-Мать соединяет народ по общей Матери-Земле. Имена Отечество и Отчизна соединяют народ по общему Отцу-Небу (Праву).
Т.о. Родина – родство по крови, а Отечество – родство по дедовым заветам.
Свой = с вой (повой – роды; повыть = повить – повитуха) = свей (свой сват, свое войско).
Поэтому
Свойственники = Сродственники
Обратное своему - чужой чужанин – так в песнях невеста называла жениха.

Картина:
Деревенский праздник за общим столом.

 
РУССКИЙ МАТ

По поводу мата пишутся сейчас словари, однако суть мата, кажется, проста: согласно мату самое хорошее в жизни – это кого-нибудь… (символ любой удачи в жизни), самое плохое – если тебя… (символ любой жизненной неудачи).
«Иди на Х…» - пожелание, чтобы тебя…(в случае мужчины – пожелание «стать бабой»)
«Иди в П…» - пожелание другому вернуться туда, откуда пришел (в лоно матери), т.е. пожелание смерти.
Т.о. мат основывается на дуальном восприятии мира.
Мужчина берет (Брат, Зять), женщина дает (Дочь).
Мат утверждает полярность мира: мужик – это мужик, баба – баба, она же мать-сыра-земля. Так мат хочет сохранить и вернуть традиционный, архаичный и общинный, уклад жизни.
Видимо, раньше мат был много разнообразнее (своеобразный показатель культуры!) Так, святочное отпевание покойника, описываемое в книге С.В.Максимова «Крестная сила», состояло сплошь из острожного мата.
Приходил мат в деревню с каторги (того света), где гораздо сильнее чем на воле потребность в Законе (Праве).

Картина:
Святочное «отпевание покойника».

 
СВАДЬБА

Свадьба = Сводьба (вместе)
Поговорка про Свадьбу: «Сведи бог вас и накорми нас!»
Для Семьи уходящая «в чужой дом, в чужие люди» все равно как умирает. Стороны жениха и невесты друг для друга как тот свет и этот. Будущие теща и тесть встречали гостей в тулупах наизнанку. Все это придавало браку окончательность (обратное сводьбе – развод).
Русская свадьба – театрализованное представление!
Игрались свадьбы обычно осенью, после уборки хлеба.
В ролях:
Князь и Княгиня, Батюшка и матушка Князя, Батюшка и Матушка Княгини, Сваты, Дружки Князя во главе с Дружкой, Подруги Княгини, Родственники и свойственники.
В программе:
(Общая продолжительность -  неделя и более)
Просватанье (весь период от просватанья и до венца невеста не работает по дому, а только плачет под платком), Рукобитье (за неделю или несколько дней до брака), Девичник (за день до брака), Венчание в церкви, Свадебный пир, Проводы в постель, Княжий стол на следующий день, Третий день (пир узким кругом), Отводины (объезд родственников).

Картина:
Постель новобрачных убрана колосьями и стрелами.

 
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД

Дом невесты для стороны жениха - тот свет.
Будущие теща и тесть встречали гостей в тулупах наизнанку - как леший из леса или как ряженые на святках.
Свадьба стилизовалась под княжеский поход в чужую сторону (на половцев или татар) – поход за женой. Пахотные лошадки – гривы расчесаны и лентами завиты - на короткий срок становились боевыми конями!
В свадебный поезд назначаются чины и начальники – тысяцкий (командир тысячи в Киевской Руси), большой боярин, средний боярин и пр. Молодых величали Князь и Княгиня (а дальше по Имени Отечеству).
Поскольку переход стороны жениха на чужую сторону - это поход на тот свет, то для защиты поезда от нечистой силы приглашался колдун. Колдун защищал поезд от другого колдуна. Про то, как свадебный поезд был околдован и превращен в стаю волков, слышали в каждой деревне.

Картина:
Свадебный поезд ведет колдун.

 
СВЯТКИ

Традиционным временем всякого колдовства были Святки - короткие дни, длинные ночи. Межа между тем светом и этим размывалась, по избам ходили ряженые в рожах, представляя чертей с того света. В избах они сеяли по снегу золу (тот свет зеркален белому свету и черное меняется на белое).
Гадая на суженого ряженого, «сеяли» золу и девушки:
«Сею, сею пепелок, приди, ступи, дьяволок».
Традиционные места гаданий и колдовства – баня, печной угол, хлев, овин и пр.
А кто носил в Святки рожи (парни, редко девки-оторвы) – те искупали грех в крещенской купели.
О том, как отмечались на селе Святки, про святочную избу и игры в ней  - см. "Крестную силу" С.В.Максимова.

Картина:
Мужик в бабьем платье.

 
СЕМЬЯ

Имена:
Семья (патриархальная) = Семя (Мужа)
Мужчина - чином Муж
Муж = Межа (поля)
Женщина - чином Жена
Жена = Жну (поле)
Т.о. Баба – земля (чтобы рожать), мужик – межа. Дочь выходит из межи отца за межу мужа.
Дочь = Дача (замуж) и Зять = Взять (Дочь)   
Тесть = Честь (берег дочь) и  Теща = Тоща (отдает дочь)
Брат = Брать (жену в дом)
Невеста (честь тестя) = Неизвестная
Невестка = Неизвестная (из чужого дома)
Свекровь, Свекр = своя кровь (своя семья) = свой кров
Т.о. имена членов семьи содержат в себе правильные отношения: плох тесть, не берегущий честь, плоха не тощая теща, плоха жена, жнущая за межой мужа, плох внук, не вникающий в слова деда и т.д.
А правильные отношения – источник лада в семье, живущей в тесноте, да не в обиде, в маленькой уютной избе, где у каждого свое место, своя честь!

Картина:
Семья обедает за общим столом.
 

СЕНИ

Сени – переходная часть избы между пространством внутри (символически утроба матери, тот свет) и Белым Светом снаружи.
Учитывая, что лето человек проводит в основном вне дома, а зиму в Избе, а также учитывая зеркальность имен Ве-сна и О-сень, смену времен года можно представить себе символически так:
Весна – выходим из Избы в Сени
Лето – выходим из Сеней на Двор
Осень – заходим со Двора в Сени
Зима – заходим из Сеней в Избу

Картина:
На сене в сенях спит крестьянский сын.
 

СКАЗКИ

Сказки –  Послание Предков нам!
В сказках содержится Принцип Построения Мiра.
Рассмотрим для примера сказку «Репка»:
Репка в земле – луна в ночи = плод в бабе
(репка растет - растет луна - растет плод)
Репку вытягивают (дед, баба, внучка, жучка и т.д. – фазы убывающей луны) – дитя родится на Белый Cвет.
Вырванная из земли репка – уже не луна, а солнце!
Сказки читаются на нескольких планах (отсюда их видимая парадоксальность). Смешивая разные планы, сказка вписывает человека в окружающий его божий мiр, правит его по солнцу. В сущности, все сказки рассказывают одну историю о коловороте красного солнца.
Сказки рассказывались малым детям и вводили их в человеческий (крестьянский общинный) мiр. Один из «смыслов» имени Человек (Человече) = чело + вече (т.е. Чело из Вече, член общины).

Картина:
Бабушка рассказывает внукам на ночь сказку.


СНОХА

Для родителей мужа и его братьев она
Невестка = Неизвестная (чужая, из чужого дома)
А они для нее свои:
Свекр, Свекровь = своя кровь, свой кров
Приговор про Невестку:
"Свекор говорит: нам медведицу ведут,
Свекровь говорит: людоядицу ведут,
Деверья говорят: нам неткаху ведут,
Золовки говорят: нам непряху ведут."
(Для дома жениха дом невесты  - тот свет.
Потому она медведица-людоядица из леса).
Свекр со Свекровью встречают молодую у ворот.
Та им низко кланяется, а сама тихонько говорит:
"Я-то пришла, меня-то привели, не овечку, а волчицу."
А вслух, переступая порог, обещает:
"Я из меньших большуха, Буду мама, стряпуха".
Другое имя Невестки – Сноха = с ношей (на сносях). Ласковое имя Сношенька = с ношенькой (от сына). Приход невестки совпадает с началом беременности.
Дополнительный оттенок: Сноха = с них (была с них, а стала с нашей ношенькой).

Картина:
Сноху встречают в новом доме.

 
СОКОЛ

Сокол – солнечная птица – символ солнца, князя и жениха.
Князя – потому, что в киевской Руси (именно те времена воспринимались народом как Золотой Век) соколиная охота была излюбленным развлечением князей.
Солнца – потому, что Сокол бьет птицу на лету (в отличие от прочих хищных птиц): кровь в небе = красное солнце.
Жениха – потому, что в фольклоре картина «сокол бьет птицу» символизирует разрушение девственности.
Сокол = с Колом,
где кол – творящее начало (см. Колдун).
Чета Соколу-Жениху - белая Лебедь (Невеста).
Поговорок про Сокола множество. Большинство из них имеют эротический подтекст. Например:
«Соколу лес не диво»
«с колом лез – не дева»
Поговорка воспевает победоносность кола сокола, заговаривает кол.
Другой вариант:
«Соколу лебедь не диво»
(смысл: Лебедь – Невеста, не диво – не дева, т.е. "известна").

Картина:
Сокол бьет птицу в небе.

 
СТАРИКИ

После передачи большаком дома сыну, после передачи большухой хозяйства невестке, они переходят в статус "стариков".
По мере приближения к древности-смерти, одежда их теряет половую определенность: древний дед носит одежду, застегивающуюся на бабью сторону. В расцветке одежды стариков – главное пестрота. Пестрый, рябой - значит "переходный" из этого мира в тот. Также, как дети, старики плавно "переходят" из того мира в этот. "Старый, что малый". Место стариков - на Печке: там тепло. Символически печь - потусторонняя часть избы, связанная с тем светом и предками.

Картина:
Бабушка показывает чемодан со своей смеретной одеждой.
 

СУЕВЕРИЯ

Большинство сохранившихся остатков прошлой веры связаны с боязнью смерти и покойников. Например:
- В доме умершего белыми простынями занавешивают зеркала.
Через зеркало покойник может увезти за собой.
- Если надеть одежду на изнанку – будешь бит.
Не бит, а убит, т.к. изнанка жизни – смерть. В старину покойников одевали в вывернутую наизнанку одежду.
- Если упал со стола нож – постучать три раза по столу (по деревяшке = по гробу), а то придет  Дядя (мужик с того света и уведет с собой). Если упала ложка – постучать ей по столу, а то придет Тетя (Баба с того света).
Упавший на пол предмет будит мертвяка из-под пола.
- Вернувшись внезапно (что-то забыв) домой, надо посмотреться в зеркало.
- Обычай есть на кладбище. Разбитая посуда - к счастью!
Кормится Мать-Земля и покойные предки.
- Забирая из роддома жену с новорожденным, отец «выкупает» младенца у медсестры. За мальчика дают больше, чем за девочку.
В белой больнице начинается и заканчивается жизнь человека. Дети приходят с того света, их приносит из леса лиса, она же повитуха, она же медсестра.
Живым нужно дарить нечетное количество цветов, мертвым – четное.
Бинарность чета-нечета соблюдается до сих пор строжайше.

Картина:
Дом с занавешенными зеркалами.

 
СЧАСТЬЕ

Счастье = с частью (от общего)
Честь (с-честь, сосчитать) = часть
По-честь, По-чет
Доля, Удел (судьба) = у-дел (дали, причастный к раздаче)
Удача = у-дача
У-дой (доить = дать)
Удел, надел, раздел - делить
Т.о. понятия Счастье, Честь, Почет, Удача, Удел, Доля связаны со счетом и делением, т.е. с причастностью к общему благу.
Частью определяется честь.

Картина:
Дед надел ордена и медали.

 
ТЕЛО

Тело = цело (село, чело, коло)
Посредине Тела - Сердце (= сердцевина), от которого вверх и вниз идет Кровь (= кров, т.е. кровь сокрыта), по-старому Руда. Шире, Руда – это все, что внутри. Поэтому Грудь = гора руды.
В груди находятся Легкие (внутри воз-дух - душа, дух), Печень = печен, Почки = печка, Кишки = кашка, Селезенка (= селезень, слизень, слизь-слеза), Жилы = жить-жать (тянутся), Желудок (= желудь), Желчь (желтая),..
Живот = жевать жито – Жизнь
Спина = спи на… (спине)
Сон (Спать = сопеть-сипеть: сссс… сссс…)
От туловища идут Руки (= реки, речь), Ноги (= наги) и Голова (? - глаз, голос, голень…)
Весь человек «переносится» на голову. При этом подчеркивается бинарность «+» и «-»:
Лицо (= литься, свет) и Темя (= тьма),
Очи и Ушки (бинарные приставки «+» и «-»).
Рот (= рыть, яма рта; орать – омоним: кричать и пахать). Лоб (= луб, т.е. кора). Волос (= вылез). Нос (= нес).
Голова «переносится» на Чело (белый круг между бровями и волосами).

Картина:
Бог вдыхает в Адама душу.

 
ТЁЩА

Тесть = честь (берег до мужа дочь)
Зять = взять (дочь)
Поговорка:
«Тесть ведет честь, а зять хочет взять»
Теща = тоща
Отдавая зятю дочь теща «тощает» и т.о. противопоставляется берущему зятю.
Поговорки:
«Теща пышна, а против зятя не вышла».
«У тещи карманы тощи»
С тещей связан обычай: в первую неделю брака зять едет к теще «на яичницу». Испечение в печи яиц –символическое испечение детей. Поэтому угощение тещей зятя яичницей - теща отождествляется с печью и дочерью – обещание зятю от имени дочери: «Как я хорошо рожала, так и она будет!». А также, вероятно, магическое награждение зятя мужской силой.
Проблема современных тещ – в нежелании «тощать», т.е. уступать дочь зятю.

Картина:
Тещины блины.

 
ТОТ СВЕТ

Для русской традиции важно деление мiра на  Свое и Чужое, Белый Свет и тот свет (предков).
Отсюда важность «переходов»: Межа, Порог, Сени, Матица, Пояс,..
Два мира – этот и тот – противоположны друг другу:
Право там меняется на криво, День – на Ночь, мужик – на бабу (одежда лешего закрывается на бабью сторону, а бабы-яги – на мужскую).
Символы Того Света – Лес, Море (пруд, колодец), Баня, Печь, Изба и пр. Хозяевами там  чужие - нечистая сила: леший, водяной, домовой и пр.
Время размывания межи между этим светом и тем – Праздники: Свадьба, Святки, Новый Год,..

Картина:
Дремучий лес.

 
ХЛЕБ-СОЛЬ

Хлеб и Соль – символы солнца. Они стояли в избе на столе в красном углу.
Встречали Хлебом-Солью дорогого гостя у ворот, т.е. на границе. На праздничной ширинке 2 зеркальные птицы, или 2 коника, или 2 всадника символизируют переход границы.
Т.о. через Хлеб-Соль дорогой гость уподобляется красному солнышку, которое милостиво просили закатиться к ним в дом.

Картина:
На столе под образами Хлеб и Соль.

 
ХОРОВОД

Весной красной девушки водили вокруг солнечных берез Хороводы (по-старому коло) и пели песни. Например, закликая в гости весну, девушки пели:
"Кулик самород залетел в огород.
Сел на палку, убил галку.
Кулик скачет, галка плачет."
Как и положено для весенней песни, здесь очевиден эротический подтекст: залетел в огород, палка, скачет… Кулик (с Колом) – молодой муж (само род – семя рода), галка – молодая Жена. В целом песня иносказательно описывает события первой брачной ночи: галка плачет – кровь течет.
Т.о. песня исполнялась Девушками (галками) и закликала женихов - куликов да соколов - придти к ним в «огород».
Ср.: Собирая по деревне хоровод, девушки пели:
«Приди ко мне в хоровод, во девичий огород».
Парни приходили в Хоровод – выбирали девушек, проходили в круг, целовались – так намечались будущие свадьбы (Свадьбы игрались обычно осенью, после уборки хлеба). Впрочем, «правильная» старинная Свадьба – по сговору, за глаза (жених из чужой деревни).

Картина:
Девичий хоровод.

 
ЧЕЛОВЕК

Человек (человече) = чело (тело, цело, село, коло) + век (вече, весь, вещь)
Т.о. в имени «Человек» содержится два раза круг-коло (о чем писал в «Теории слов» Л. Липавский).
Это можно понять как магическое пожелание человеку целостности, здоровья. Т.о. человек (цело-коло) противоположен худому человеку, дураку.
Любая комбинация двух кругов в имени имеет смысл.
Например:
Чело (дума, ум) представляет всего человека (домашний скот также считается по головам), а вече значит совет, общину, мiр. Тогда «чело + вече» может означать члена вече (голос), т.е. члена общины.
«Чела век» может пониматься как век (круг) чела (головы). Тогда Человек означает «человека разумного».
Дополнительный оттенок:
Человек = словек, словак (из «Корнеслова» А.С.Шишкова), т.е. «человек говорящий» в противоположность немым немцам.
Эти и другие смыслы включаются в староцерковное умное имя «Человек».

Картина:
Крестьяне стоят у своего дома.

 
ЧЁТ и НЕЧЕТ

Как легко определить на слух счет идет четами:
один – два, три – четыре (чета трем), пять – шесть, семь – во-семь, девять – десять.
Нечетное число четы – мужское (доброе), четное число четы – бабье (худое).
Поговорки: «Чет или нечет? Бог нечетку любит. Нечетка счастливая»; «Нечет счастливая. Четаться, так нечета держаться».
Первый сев, выезд свадебного поезда или другое важное дело начиналось в добрый день. Деление чисел на не-чет и чет – частный случай деления мiра на Свет и Тьму.
В русской Традиции счет содержится в сказках, считалках и пальчиковых играх.
Например, такая пальчиковая игра:
Этот пальчик (1) – дедушка,
(показываем на большой пальчик)
Этот пальчик (2) – бабушка,
Этот пальчик (3) – батюшка,
Этот пальчик (4) – матушка,
Этот пальчик (5) – наш Ванюша!
(В этом месте нужно Ванюшу его мизинчиком пощекотать по животику, чтобы он засмеялся).

Картина:
Фотография: дед, баба, папа, мама и дитя.

 
ШУРИН

Шурин (муж сестры) = Щурин (чужой)
Пращур = прищур (глаз) - означает умершего предка.
Следовательно, шурин - чужой с того света.
Поговорка:
"Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит".
Сестра, уйдя в дом мужа, для брата как бы умерла. Сестра - это "чужое" хозяйство. Даже думать забудь просить у нее денег! Разделение зятя и шурина, причем имущественное, фиксируется поговорками:
"Шурин по зяте не наследник",
"Зять да шурин - черт их судит"
Сокрытый смысл поговорки:
черт = черта между зятем и шурином. И, кроме того, утверждается: шурин - черт, т.е. шурин с того света.
Дополнительный оттенок имени "шурин" – буквальный: Шурин "закрывает глаза" на увод из дома сестры, больше того - он "продает" сестру... В старые времена маленький брат невесты садился на коня жениха и отказывался слезть, требуя за сестру символический выкуп. Вероятно, когда-то давно брат действительно получал за сестру коня.

Картина:
Зять и шурин беседуют через забор.

 
ЯЗЫК

Язык означает: (1) речь, (2) то, что во рту, без чего речь невозможна, и  (3) народ, говорящий на славянском языке.
Слова живого языка – это имена! (см. Азбука) Слова-имена связываются ассоциативно между собой, связывая т.о. обозначаемые вещи в одно целое. В языке похожие или рядом лежащие вещи называются похоже.
Например, вещи черного цвета (ЧР):
Чердак, черника, чернила, черенок, черт, чур, череп (лежит в черной земле), черепица (из глины = из земли), черта, через, черпак.
Или вещи белого цвета (МЛ):
молния, моль, мел, мельник, мыло, малыш, молоко… молчание, молва, молитва.
Многие круглые вещи начинаются на «Я»:
яблоко, ягода, яйцо, ядро, яма, ярга (свастика), ярмо, ярмарка,…, язык.
Про то, как слова русского языка ассоциативно связываются между собой – см.  работу «Ассоциативный метод рассмотрения слов русского языка».

Картина:
Адам в Эдеме дает имена «всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым».
 


Рецензии
Не понял о ШУРИНЕ.
Предлагаю посмотреть - "Валентина Колбина"

Станислав Сахаров   02.11.2017 10:40     Заявить о нарушении