Театральный сезон Глава 10

Глава 10  Анекдот   


   Идёт спектакль. Лида, Оля и Тоня стоят за кулисами ждут своего выхода. Мимо проходит артистка Талалаева, высокая статная женщина в телогрейке.

- Ух, какая!-восклицает Тоня - Когда она мимо проходит, у меня дрожь по коже пробегает.
- На Нонну Мордюкову похожа - добавляет Лида.
- Нет, на Римму Маркову - включается Оля.
- А одета, как наша бабка Клава в бараке. Стоит идти в артистки, чтобы в рванье ходить - говорит Тоня.
- Это же роль такая - заступается за Талалаеву Оля.

  К девочкам присоединяется Володя Николенко. Он играет в спектакле подростка Колю, сына Светланы Петровны, по пьесе Надежды Петровны. Запутаешься с именами.
- Коленька-Николенко!
- Коленька-Николенко!
- Коленька-Николенко!- приветствовали его девочки.

- Салют, девчонки! Видели бы вы её в костюме королевы, - Володя кивает на сцену, где посередине стоит актриса Талалаева - у вас бы не только мурашки по коже побежали, коленки бы затряслись. Она у нас "первая скрипка". - вставляет свои слова Володя.
- Как это "первая скрипка"? -  спросила Тоня.
- В больших оркестрах всегда есть первая скрипка, солист или солистка. Она или он всегда сидят впереди. Режиссёр, выходя на сцену приветствует её рукопожатием, и только затем идёт к пюпитру.

- Как здорово! - мечтательно закатила глаза Оля и представила себя на сцене в костюме королевы и режиссёр Сергей Константинович пожимает ей руку на сцене театра и только потом машет рукой: Мол, начинайте спектакль. я поприветствовал первую скрипку.

  Девочки чуть отодвинули занавес и стали смотреть на сцену, где Талалаева в окружении других актрис, в рваной фуфайке, говорит текст пьесы  Юрия Нагибина "Бабье царство". Спектакль совсем не царский, о войне, о том, как немцы захватили русскую деревню и вели себя, как хозяева на русской земле. Но им, конечно же, придёт конец, потому что в театре есть такие "первые скрипки", как Светлана Петровна Талалаева.

- Слушай сюда! - сзывает к себе в круг сельчан артистка Талалаева, а по пьесе смелая колхозница Надежда Петровна - скоро наши будут здесь, наступлению надо помочь.
    Оля смотрела на актрису и не понимала, как можно так вжиться в роль. Она не видела стройную красивую женщину, перед ней стояла на сцене уставшая от войны, но не сломленная деревенская баба, готовая повести за собой в атаку.

- Главное дело сделают партизаны - продолжает она и в глазах её горит огонь - наше дело пустить красного петуха. Каждый зажжёт свою хату.

   Немая сцена. Все замерли на мгновение. Сжечь свой дом, потому в каждом из них квартируются немцы, и в эту ночь будут спать.
 "Вот это мысль! - думает девочка - чтобы пустить панику и помочь красной армии войти в село, русские женщины готовы были даже на это!" Оля вздохнула и вытерла слёзы с уголков глаз.

- Хотите анекдот? - прервал её тяжёлые мысли Коленька-Николенко. Он обратился с этим предложением к девочкам, заворожённо следящими за действиями на сцене - вы что спектакль не видели? Каждый вечер играем его, а по выходным ещё и утром.

- Да!
Да, хотим! Давай анекдот!- затараторили Лида и Тоня. 

  Оля тоже опустила портьеру и отвернулась от сцены.
- Ну вот - начал Володя, по кличке Коленька-Николенко - Летят на самолёте Петька, Василий Иванович и Котовский, и стали прыгать с парашютом. Первым прыгнул Котовский, затем Василий Иванович и, наконец, Петька, но у Петьки скорость большая. Пролетает он мимо Василия Ивановича, подлетает к Котовскому. Тот и спрашивает его:"Как там Василий Иванович дышит ещё?" Петька и отвечает: " Василий Иванович то дышит, но вокруг него дышать нечем!"

  Лида и Тоня зашлись громким смехом. Оля не сразу поняла, но взглянув, как Володя зажимает нос, рассмеялась тоже.

  Режиссёр Сергей Константинович сидел в зале и сразу заметил, что во время пожара на сцене, криков и слёз, слышится девичий хохот. И идёт он явно из-за кулис. Он нервно стал озираться по сторонам, но зрители, к счастью, ничего не заметили. В общем хаосе криков на сцене, хохот девочек слился с громкоголосым актом пьесы. Режиссёр только сжал кулаки.

   После поклонов и бурных оваций, за опустившимся занавесом режиссёр попросил всех остаться для разборки "полётов".  То есть, для режиссёрских замечаний.
- Так, дорогие мои, - начал он - у нас ЧП. Кто смеялся за сценой? Выгоню к чёртовой матери.

  Девочки опустили глаза и покорно вышли вперёд.
- Ясно! Надеюсь, вы понимаете, что поступили дурно? Чтобы ничего подобного впредь не было.
- Извините, Сергей Констанинович, это я им анекдот рассказал - вступился за девочек Володя, их Коленька-Николенко - они не подумали, что в зале будет слышно.
  И Володя встал в один ряд к девочкам.
- А ты, тем более собираешься поступать в театральный институт и тебе нужна будет моя рекомендация. Поэтому веди себя на спектаклях подобающе.

- Мы больше не будем.
- Простите нас.
- И Володю.

- Хорошо, прощаю на первый раз. Но завтра же принесёте мне дневники. Я посмотрю на вашу успеваемость в школе. Всем до свидания! И спасибо за игру!

  Девочки обрадовались, что их оставили в спектакле, но вот на счёт дневников никак не ожидали, ведь там всё не так безоблачно. Каждый вечер на сцене до полуночи, на уроках спят, ничего не понимая. И у Лиды и у Тони появились тройки и даже двойки.
- Искусство требует жертв - вздохнув, сказала Оля.
   Уж, она-то точно будет актрисой. Так решено. И в дневнике у неё одни пятёрки.



 


Рецензии