игрушки

- Говорят, что характер человека определяется из игрушек, которые у него были в детстве. Не помню, какие игрушки были у меня, но помню, что все они в итоге были сломаны, - заключил старик, мастеря очередного уродца. Именно так ребята из двора окрестили тех странных созданий, которые получались у Дяди Кира. В детстве, когда поздно вечером во дворе уже не было ни одной души, я сидел у него в лавке игрушек, ожидая, пока мать вернётся после работы.
- В наше время всё было по другому, - продолжал надоедать мне старик, вновь заведя шарманку о своей нелёгкой молодости. Игрушки для нас были как самые первые друзья, забывая о которых, тебя одолевало чувство, сравнимое с предательством лучшего друга. У каждого была своя любимая игрушка, она была ещё любимей, из-за того, что ты сам её долго и долго выпрашивал у родителей и когда ты заполучал её, тебя одолевала бесконечная радость и ощущение ненужности всего остального, только желание всегда носить её с собой. Сейчас всё изменилось. Вы больше не выбираете игрушки.
В его старинных стеклянных круглых очках отражался образ очередной куклы, созданной из обломков новых моделей найденных на стройке и частей забытых и брошенных нефирменных плюшевых, пластмассовых, железных и иных изделий, которые люди коробками приносили в лавку, ввиду ненадобности. Все его создания не были мне нужны, так как завтра мы с отцом собирались посетить «HeyGames», где на принтере мне бы напечатали совершенно новую, уникальную суперскую игрушку. Собственно, изделия Дяди Кира были не нужны никому на районе, ввиду наличия таких суперских игрушек у всех детей. Находясь на пенсии, он продолжал держать свою лавку игрушек только потому, что ему это доставляло удовольствие, а если говорить о покупателях, то за последние несколько лет, как мне рассказывал отец, у него купили лишь пару десятков игрушек, да и то, скорее из жалости, чем из желания обладать подобными странными вещами.
Когда скука, вызванная часом, проведённым наедине с этим морщинистым человеком, достигла своего пика, я увидел сквозь витрину магазина мать, возвращавшуюся с работы и, забыв попрощаться, выбежал на улицу.
***
  На следующий день мы с отцом посетили магазин «HeyGames», где посреди красочного помещения, расписанного самыми яркими цветами, гордо стоял он. Принтер. Я помню тот желанный момент, когда я просунул руку в отверстие, чтобы принтер просканировал мою будущую жизнь и узнал, какая игрушка мне нужна. Сейчас я, конечно, знаю, что принтер не заглядывал ни в какое будущее, дабы спрогнозировать развитие человека в зависимости от игрушки, которой ребёнок будет обладать. А просто анализировал предрасположенность к заболеваниям, психотип человека, его темперамент и другие скучные параметры, узнав о которых в тот момент, я бы разочаровался во всех игрушках в мире. Исходя их вышеуказанных параметров, 3D принтер и печатал модель игрушки, необходимую для ребёнка, но кто занимался «окончательным утверждением» какая игрушка нужна ребёнку, никто не знал. Для мальчиков в основном печатались говорящие роботы, или солдатики, говорившие правильные фразы, чтобы не поломать психику ребёнку. Кто определял, какие фразы будут правильными, было также неизвестно.
И вот, тот долгожданный момент, когда продавец вынес из лотка принтера запечатанную коробку с игрушкой и отдал его отцу. А отец, в свою очередь отдал её мне, процедив со смешком и гордостью:
- Фирма!
Это был робот, способный делать на тот момент всё, до чего только смогли доползти технологии. В его глаза были встроены веб-камеры, чтобы осуществлять родительский контроль, робот мог распознавать около тысячи команд, самостоятельно ходить, отвечать на вопросы, ударять руками, а кроме того был сделан из очень прочного материала, сломать который было практически невозможно. Сразу, как только мы пришли домой, я побежал во двор, чтобы похвастаться новоприобретённым роботом, которому я ещё на тот момент не успел дать имя. Далее, вдоволь наигравшись с друзьями в войну роботов и в другие несусветные вещи, я направился в лавку Дяди Кира, чтобы рассказать ему о своей новой крутой игрушке, которой никогда не было в его лавке. Я хотел похвастаться новой моделью и возможно, в глубине души посмеяться над его глупыми творениями, которые выглядели ненужными и бесполезными по сравнению с моим новым роботом. Но что-то пошло не так. Мой робот просто перестал отвечать на мои команды по пути в лавку и двигать хотя бы одной частью своего тела. Он сломался и, я со слезами побежал к отцу. Папа сказал, чтобы я не переживал, что это гарантийный случай и уже через пару недель я смогу получить своего робота назад в исправном состоянии. Удручённый и грустный я направился в магазин Дяди Кира, чтобы дожидаться матери с работы и рассказать ей о своей неудаче.
Дядя Кир, как обычно сидел за своим рабочим столом, также выполняющим роль кассы и,  улыбка на его лице говорила о только что завершённой работе над своей новой игрушкой. Я поведал ему о своей проблеме, иногда переходя на грустные мальчишечьи всхлипы, но Дядя Кир только улыбался. Он ответил, что ничего страшного, ведь именно сейчас он закончил свою лучшую игрушку и предложил её мне. Вот тогда начались неудобства. Я сказал, что у меня нет денег, он сказал, что это просто подарок. Я сказал, что скоро вернётся мой супер-мега-робот, он сказал, что можно взять его игрушку только на время. Я хотел сказать, что отец будет сильно ругаться, если я притащу игрушку из лавки Дяди Кира, но не хотел его обидеть, так как над ним и так смеялся весь двор. Я до сих пор не люблю отказывать людям, если это их обидит или оскорбит и, похоже, что эта привычка сохранилась с детства. Я не хотел брать у него игрушку, но ещё сильнее я не хотел обижать этого старичка, у которого единственная радость в жизни – клепать странные, уродливые игрушки в деревянном, полусгнившем помещении. В общем, не смог отказать.
Это был собранный из фирменных и старых игрушек человечек с веб-камерой в одном глазу и пуговицей вместо другого глаза. Как не старался Дядя Кир замаскировать свою работу, но по ногам и рукам можно было сразу заметить, что эти конечности были из разных наборов, особенно выделялась лазерная пушка, торчащая из правой руки. Торс игрушки был сделан из мягкого пластика, окрашенного в клетку. Оно выглядело ужасно. На спине куклы, если приглядеться, можно было увидеть надпись «Капитан Доджо», где слово «Капитан» было выгравировано Дядей Киром, а слово «Доджо» фирмой производителем. К моему удивлению Капитан Доджо также как и современные игрушки мог разговаривать, используя новостные заголовки и случайные фразы, которые вылетали из него, если задать Капитану вопрос, а кроме того, если его ровно поставить, то Доджо мог передвигаться самостоятельно.
Я не стал показывать эту игрушку родителями и поэтому как только принёс её домой, не дождавшись матери, закинул её за кровать, чтобы никогда не доставать. Но ночью меня одолело чувство стыда. Причем чувство стыда было не перед Дядей Киром, а перед игрушкой. Я подумал, что я очень плохой хозяин своей игрушки и, Капитану Доджо сейчас должно быть там страшно и одиноко. Засунув руку под кровать, я нащупал шершавый пластик и достал Капитана, уложив его себе под подушку:
- Спокойной ночи, Капитан Доджо.
- Ядерные учения будут продолжаться до конца июня, - пластмассовым голосом процедила игрушка.
***
Утром следующего дня я не пошёл гулять во двор, по той причине, что мне было бы стыдно появляться со своей новой игрушкой во дворе, а во-вторых, Капитан Доджо не выдержал бы игр, царивших  на детской площадке. Только тогда я понял, насколько они были жесткими, так как основной целью игры было причинить максимальный ущерб своей игрушке. Вся соль и заключалась в том, что современные игрушки были практически не убиваемыми и, оторвать руку фирменной вещи было практически нереально, а когда это случалось, дети встречали это с ликованием, а родители спускали всё это им с рук, так как гарантия на такие игрушки была пожизненной.
Мне показалось, что Капитану Доджо будет скучно сидеть дома одному, и я решил пойти на стройку, представляя, что горы песка это необжитые пустыни недавно открытой планеты, а Капитан Доджо будет первопроходцем среди этих песков. Скажу, что недостроенные здания были повсюду и мало того что они были не достроены, никто и не собирался этим заниматься. Поэтому это было основной игровой площадкой для детей постарше. К сожалению, и сейчас к недостроенному дому, который я выбрал, как площадку для изучения бесчисленных планет космоса, подходила компания ребят постарше. Они тоже шли с игрушками, но я знал для какой цели они сюда шли. На то время, в нашем дворе сложился особый ритуал, который именовался, как прощение с детством или что-то подобное. Дети брали свои «не убиваемые» игрушки не стройку и кромсали их до тех пор, пока их игрушка, выбранная принтером для развития необходимых человеческих качеств, не разлеталась на мелкие кусочки. Сделать это, как я уже говорил ранее, составляло трудную задачу, в связи со сверхпрочными материалами, из которых они изготовлены. Но когда ребёнок ломал свою игрушку он больше не заводил себе новых, так как считалось, что он уже стал взрослым.
- Паря, ты уже взрослый тебе не кажется? – с ухмылкой спросил самый старший из ребят. Их было человек десять, и у каждого была своя игрушка, со следами того, что с нею уже пытались разделаться. Я не стал ничего отвечать. После этого один из ребят подбежал и схватил Капитана Доджо, я побежал за ним.
- Мне, кажется, ты должен его сломать и мы тебе с этим поможем, - заявил он, кинув Капитана Доджо на пол и схватив огромный бетонный блок, занеся его над игрушкой. Я ничего не смог сделать, кроме как заплакать и просить оставить нас в покое. Ответом мне был смех и два пинка ногой по Капитану. Больше всего мне было обидно на тот момент за беззащитность Доджо, за то, как он не может себя защитить. Он только произносил нелепые случайные фразы, которые вызывали у мальчишек смех. Когда они уже были готовы разделаться с ним, кинув на него кирпич, я схватил Капитана и побежал. За мной не было погони, кроме разве что двух трёх смешков в спину.
***
С этого момента наша дружба с Капитаном Доджо стала ещё крепче, несмотря на то, что мне было обидно за его беспомощность. Помню, когда по телевизору показывали какого-то толстого, щекастого дядю, я представлял, что это огромный инопланетянин и описывая виражи заставлял Капитана Доджо стрелять по страшному дядьке. Несмотря на замечания отца отойти от экрана (на тот момент он уже привык к моей новой игрушке), Капитан Доджо с лёгкостью разделался с инопланетным захватчиком и спас землю. Если не ошибаюсь, тогда это было выступление члена Генерального совета, впервые заявившего о запрете продавать игрушки частным организациям, так как только игрушки «HeyGames», производящие модели строго по государственным стандартам не портили психику детям, а способствовали их нормальному развитию. Тогда я ещё, помню, спросил у отца новое слово, услышанное от дядьки с экрана – «бизнес». Я спросил о значении у отца, на что тот ответил смешком и фразой, что-то вроде «потом поймёшь».
Когда я заходил в ларёк к Дяде Киру из его глаз чуть ли не лились слёзы радости, когда он видел, что я пришёл с его игрушкой. Он много спрашивал меня, о Капитане Доджо, а я говорил ему всё как есть. Когда я сказал, что Капитан Доджо для меня лучший друг, я впервые увидел, как плачут мужчины, а в частности старики. И это было правдой, Капитан действительно стал моим лучшим другом. И это было закономерно, так как я больше не играл во дворе, из-за игр происходивших там. Я знал, что капитан не переживёт ни одной из них, а раз так, то мне и нечего было сидеть как дурак в стороне от всех с игрушкой. Отец шутил, что я могу сходить поиграть в соседний двор к китайцам, мол, китайские дети делают игрушки себе сами. И, соответственно, раз я ни с кем не играл, то и Капитан не мог поиграть с другими игрушками, из-за своей хрупкости. Когда пришёл мой робот из гарантии, я побоялся предать Капитана Доджо и не стал открывать даже коробку. Вот так мы и стали с Капитаном Доджо лучшими одинокими друзьями. А, кстати, дела у Дяди Кира пошли в гору. К его удивлению в его ларёк стало приходить всё больше покупателей, ну, как больше. К нему хотя бы начали заходить и иногда что-то покупать. Старик был счастлив.
***
Это случилось, когда я возвращался с карьеров, наигравшись с Капитаном Доджо. Я увидел, что весь двор столпился у магазинчика Дяди Кира и с интересом наблюдает. Когда я протиснулся сквозь толпу,  обнаружил, что люди в серой одежде ящиками выносят все игрушки из магазина Дяди Кира и сбрасывают в одну кучу, обливая их чем-то очень пахучим. Некоторые игрушки были включены и старались выбежать из этой горы свалки, но ботинки людей в сером топтали эти отчаянные модели. Я закрыл глаза Капитану Доджо, на что тот ответил очередной странной цитатой: «Москву ждет дождливое лето». Никто не собирался помешать людям в серой одежде. Позже, папа сказал мне, что это были дяди милиционеры, выполнявшие свою работу. После всё было покрыто огнём. Все игрушки, созданные Дядей Киром за все годы его жизни горели кто синим, кто зелёным, а кто обычным оранжевым пламенем, каждый своим. Самого Дядю Кира я не видел. Ночью, мы всей семьей смотрели с балкона, как горел магазинчик игрушек. Папа сказал, что какие-то плохие люди ночью подожгли его, и было неизвестно кто. Через неделю, когда я спросил у отца, далеко ли живёт Дядя Кир, чтобы проведать его, папа сказал, что он больше не живёт нигде. Из-за стрессов у старика ночью наступил инфаркт и так как он жил один, никто не смог вызвать скорую помощь. Отец рассказал, что я теперь знаю что такое бизнес.
***
Когда я узнал об этом, я в слезах выбежал с Капитаном Доджо на улицу и метнулся на стройку. Я забрался на самый последний этаж недостроенного здания, забился в угол и плакал, со злостью сжимая в руках Капитана Доджо и обвиняя его, что он ничего не смог сделать. Он как обычно ответил мне очередной бессмысленной фразой, услышанной по радио, из-за которой я, разозлившись, кинул его на бетон и начал топтать своими ботинками. Я топтал его до тех пор, пока от Капитана не осталась только пуговица, напоминавшая о его бесполезном не рабочем глазе. После чего я в истерике сам лёг на бетон рядом с останками Капитана. Мне было обидно, насколько беспомощен был мой лучше друг Доджо, насколько беспомощны были все те лазеры и пушки, которые я воображал в его пластиковых руках. Насколько был малозначимым по сравнению со всем на земле тот фантастический мир, в который мы вместе с ним играли. Но это не тот мир, где космонавты высаживаются на пустынные необжитые планеты с жаждой первооткрывателей в глазах, это место где могут с полным безразличием в глазах смешать с грязью всё, что создал человек и погубить весь его хрупкий и с такой любовью созданный мир. Это всё было не реально и никому не нужно. Я больше не видел смысла придумывать новые игры и правила для них с Капитаном Доджо, потому что все игры и правила были придуманы до нас.


Рецензии