Что в имени твоём...
Леонид Андреев «Иуда Искариот»
«Искусство требует смелости»
Огюст Роден
Эта работа Игоря Лютого стоит особняком в галерее его портретов, да и вообще стоит сказать это отдельная история. Вот я и попробую в ней разобраться.
Однако начать придётся издалека. С Ветхозаветного имени – Иуда.
И если в христианской традиции стало синонимом слова «предатель» так как евангельский Иуда Искариот предал Иисуса за тридцать серебряников и, поцеловав, указал на него воинам при аресте. То в толковании Торы имя Иуда – Хвала (или слава) Господи. Иуда в том Древнем Израиле имя столь же распространённое и нарицательное как имена Иван, Фриц, Жак или Джон. Имя, давшее название горам, пустыне, земле и римской провинции. Имя, нарёкшее Иудейское царство, давшее общее название еврейского народа – Иудеи. И одной из древнейших религий Мира - Иудаизма.
Среди двенадцати апостолов было два Иуды. Второго, правда, быстро переименовали в Фаддея. С момента переименования пошло шельмование имени – Иуда. Так как Имя это Судьба, которая часто творится поступком.
«Великий грех совершил Иуда, продав Христа за тридцать сребреников; но он согрешил еще больше, решив, что его вина слишком велика, чтобы могла быть отпущена».
Папа Иоанн-Павел I (1912–1978)
Однако пора вернуться в галерею Игоря Лютого. Трудовой путь резчика начался довольно поздно, по моим предположениям примерно во второй половине восьмидесятых годов прошлого века. В 90-х годах заметен перерыв в творчестве, наверняка обусловленный другой его творческой ипостасью – бизнесом. Укрепив свое материальное эго, Игорь вернулся к духовным исканиям, грызя деревянные науки.
«В наши дни все поглощены лишь выгодой, и мне хотелось бы убедить наше практическое общество в том, что чествовать художников ничуть не менее выгодно, чем промышленников и инженеров…»
Огюст Роден
«Нулевые», как любят выражаться борзописцы нашей сложной эпохи, прошли в поисках своей стилистики и харизмы. Работы, выполненные в первом десятилетии XXI века, удивляют своим разнообразием. Правда, удивляют они и своими метаниями. От африканских экзотов и анималистики до «лабухов», от мотивов востока и ню, до христианских сюжетов. Разброс впечатляет. Порой кажется, что Игорь достал с антресолей два чемодана пыльных заготовок из прошлой резной жизни, и с присущим ему педантизмом доделал начисто.
С 2011 года Лютый определяется со своей творческой планидой. Он переходит на работу в портрете, на бюст. Ну что же: - "У каждого Демида своя планида, у каждого Абрама своя программа" - это цитата из "Generation П" Виктора Пелевина
«..из всех художественных работ бюст и портрет требуют наибольшей проницательности.Хороший бюст равносилен целой биографии. Каждый бюст Гудона, например, стоит главы из каких-нибудь мемуаров; эпоха, раса, звание, индивидуальный характер - все в нем указано.»
Огюст Роден
Рубиконом в творчестве Игоря Лютого, с моей точки зрения, стал «Иуда Искариот».
Иуда один из любимых учеников, другие апостолы часто завидуют ему:
«Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус»
Леонид Андреев «Иуда Искариот»
Странный ученик, загадочная личность. Любимец, учителя, «казначей группы товарищей», щедро раздающий пожертвования из общей мошны. И вдруг мелочный предатель и наконец, самоубийца…
Однако я не чувствую себя теологом исследователем христианства, посему свои дальнейшие изыскания я прекращу и вновь вернусь к творчеству Игоря Лютого.
«Иуда Искариот» - это чисто импровизационная работа. Её ритм темп и экспрессия задана редким в Украинских степях куском морёного дуба.
«Всякая жизнь возникает внутри себя, но затем развивается, раскрывается изнутри вовне».
Огюст Роден
Дерево благородно и благодарно работает соавтором мастера. Мощные порезки резца легко и вместе с тем мужественно лепят форму скульптуры. «Нагим пришёл я…», зовётся автобиографический роман о Родене Дэвида Вейса. И здесь в этой работе чувства обнажены до предела, до пронзительной силы звенящего металла. Дух романтизма и экспрессии переплетаются, и голова Иуды звенит кимвалом черненой бронзы. Впрочем, душа нага, лишена телесной оболочки.
Да и зачем она, коли….
«…зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь, когда захочешь!»
Леонид Андреев «Иуда Искариот»
Вот она, душа Игоря Лютого, с петлёй на шее, почти "автопортрет". А что на ней в нашем Мире осталось….
Сергей Карпиков. Май, 2015…
Свидетельство о публикации №215052901592
С большим интересом прочитала Ваш рассказ о скульпторе Игоре Лютом.
Созданный им бюст «Иуда Искариот» впечатляет тем более, что сделан он из уникального природного материала - морёный дуб. Несколько лет назад мне довелось побывать в единственном в нашей стране Музее морёного дуба, расположенного в небольшом городке на Волге - Козьмодемьянске.
Затонувшие дубовые стволы, находясь на дне водоёмов без доступа воздуха века и тысячелетия, приобретают не уступающую камню прочность и неповторимую цветовую гамму от нежных палевых оттенков до чёрного цвета, который возникает более чем за 1000 лет морения. Морёный дуб — драгоценный древесный материал, его обработка очень сложна. Поэтому, узнав из какого материала сделан бюст Иуды, была потрясена. Вот бы увидеть этот бюст не на картинке, а в действительности! Вы интересно написали не только о скульпторе, но и о личности Иуды, подкрепляя повествование цитатами. Спасибо за замечательный рассказ!
С уважением,
Галина Кузина 07.09.2021 08:14 Заявить о нарушении