Образ Живоначальной Троицы
Верую во Святую Троицу
Праздник Троицы… Особенно чувствуется он у нас на Крайнем Севере, когда вся тварь торжествует свое воскресение от зимней стужи: в конце мая – начале июня свежей зеленью покрываются сопки и долины, Мурманск утопает в изумрудной дымке.
В этой статье речь пойдет об иконе Троицы преподобного Андрея Рублева. Но важно кратко сказать и о сущности праздника Пятидесятницы, который русский народ из века в век радостно отмечает, именуя Троицей. Праздник Троицы – День Сошествия Духа Святаго на апостолов. Об этом событии говорится в одной из книг Нового Завета – деяниях святых апостолов. На пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы по велению Божию собрались все вместе в сионской горницы. Внезапно раздался шум, и на всех снизошел Дух Святой в виде огненных языков. Так апостолы, по слову Спасителя, облеклись силою свыше для проповеди во всем мире, получили силу, дар слова, чудотворений и дар говорить на разных языках и наречиях. Снисхождение Духа Святаго – Третьего Лица Троицы стало завершающей частью домостроительства спасения мира. День Троицы – это день рождения Церкви.
Троица празднуется несколько дней – предваряет праздник Троицкая родительская суббота, когда поминают усопших. Затем – сам праздник Троицы (в воскресенье, в этом году – 31 мая), потом – Понедельник Святаго Духа (Духов День). Вся седмица (неделя) после Троицы носит названия Троицкой, она сплошная (поста в среду и пятницу нет). Утром в сам праздник Троицы Литургия соединяется с вечерней. На вечерне все молятся коленопреклоненно, а священник читает три молитвы ко Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице. Храмы и жилища украшают цветами и веточками с зеленой листвой.
Догмат о Святой Троице – основа нашей православной веры. Тайна Троицы только отчасти постижима ограниченным человеческим умом и открывается любящему и верующему сердцу. Догмат – это Богооткровенная истина. Сам Бог открыл о Себе людям, что Он Един в Трех Лицах. Эта истина отражена в Предании Церкви – творениях святых отцов, богослужебных молитвословиях и песнопениях, иконах. Эта истина открывается в Священном Писании (Библии) – в Книге Бытия, где рассказывается о сотворении мира. «И сказал Бог, сотворим человека…» (Бог – в ед.числе, сотворим – во мн. Числе). Та же Книга Бытия повествует и о явлении Бога в виде Трех Ангелов праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Мы помним из Евангелия рассказ о Крещении Господнем - в воды реки Иордан вошел Христос, Сын Божий, с небес был глас Бога-Отца, и Дух Святый спустился на Спасителя в виде голубя.
«Сам убо Владыко всех, Боже Спасителю наш, надежде всех концев земли, и сущих в мори далече, Иже и в сей последний и великий спасительный день Пятдесятницы праздника, тайну Святыя и единосущныя, и соприсносущныя, и неразделимыя, и неслиянныя Троицы показавый нам, и наитие и пришествие Святаго и Животворящаго Твоего Духа, в виде огненных языков на святыя Твоя апостолы излиявый, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися…», - это слова из третьей молитвы на вечерне праздничной службы Троицы. Но, чтобы веровать право во Святую Троицу и твердо следовать Символу веры, отцы Церкви Византии перенесли много трудов и скорбей в борьбе с ересями на Вселенских Соборах. Достаточно вспомнить подвиги святителей Николая Мирликийского, Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого. Догмат проповедовали как ученые-богословы с утонченным философским образованием ( например, святитель Иоанн Златоуст), так и простецы пламенной веры ( святитель Спиридон Тримифунтский). Константин Философ (равноапостольный Кирилл) говорил, что в какой-то степени можно приблизиться к тайне Троицы, размышляя о солнце. Солнце имеет форму диска, рождает свет, от него исходит тепло – но это не три солнца, а одно. Именно догматическое различие в учении о Троице разделяет православных и католиков. Православные (Православие – правильная вера) сохраняют древний Символ веры. Согласно Евангелию, Православная Церковь учит, что Дух Святой исходит от Отца.У католиков Символ веры искажен – под давлением императора Карла Великого в 7 веке римские папы добавили филиокве (вставили слова о том, что якобы Дух Святой исходит и от Сына).
Икона, созданная Преподобным Андреем Рублевым
Эту икону преподобный Андрей Рублев (род. около 1360 — ум. ок. 1430) написал «в похвалу отцу своему духовному» — святому Сергию Радонежскому. Как свидетельствуют древние письменные источники, преподобный Сергий построил храм в честь и славу Пресвятой Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый «Житие преподобного Сергия»).
Тайна Троицы – это Единство в любви. Бог есть Любовь, а любовь побеждает всякую вражду, разделения и соблазны.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
Вспомним, какое страшное время писал икону святой Андрей Рублев. Русь уже полтора века стонала под татарским игом, и татары к тому времени уже приняли ислам – религию войны. Летописи, труды историков и фильм Тарковского «Андрей Рублев» ярко живописуют трагедию разорения Руси. Кроткий-иконописец ходил от собора к собору от монастыря к монастырю по Святой Руси, но русские-то далеко не все стремились к святой жизни. Целовали крест – и нарушали крестное целование, брат шел на брата, рязанский и тверской князья – на московского, приводя с собой тех же татар пограбить и пожечь. Все это началось до ига, в эпоху княжеских междуусобиц. За грех вражды Бог и послал нашествие татар. Но не так просто человек-грешник от своей разбойничьей по сути жизни приходит к покаянию. Так и русский народ. В тяжелое время испытаний, взирая на подвиг преподобного Сергия Радонежского, затем – на образ Святой Троицы, созданной преподобным Андреем Рублевым, русские люди смирялись и возвращались к Богу и к друг другу – в вере и любви. Мысли и чувства о любви навевает икона Троицы:
СВЯТАЯ ТРОИЦА
Три ангела склонились нежно
Над бедным маленьким столом.
Все в них светло и безмятежно,
И каждый осенен крылом
Другого. Лики
Любви божественной полны.
Таким, Единым и Великим,
Тебя доныне видим мы.
К сожалению, после октябрьской революции 1917 икона Рублева была беззаконно изъята коммунистами из Троицкого собора Сергиевой Лавры, с 1029 года она хранится в Третьяковской галерее. Конечно же, православные надеются, что со временем образ Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева вернется на свое законное место – в иконастас Троицкого собора Лавры.
Галина Сиротинская
Свидетельство о публикации №215052901792