Quo vadis

 Тема веры, религии всегда вызывала массу споров.

Один мой сомневающийся во многом друг спросил меня:
как знать, где истина, кто прав, а кто ошибается, когда в мире столько религиозных течений, когда  огромное количество проповедников вещают свои взгляды?

И в самом деле, где она, эта истина?

Человек на протяжении всего своего земного существования искал, сомневался, вел нескончаемые войны. И все во имя чего? Во имя той самой истины, которую так мучительно искал. И не гнушался в достижении своей цели при этом ничем.

Мы все боимся смерти, страшась того, что за чертой.

Мы все мучаемся вопросами: как возник мир и зачем, и какое наше предназначение в нем.

У каждого — своя дорога в поисках.

Чего только не придумывал человек, чтобы угодить, по его мнению, Творцу!


Манихеи, например, считали, что физическое тело человека — это зло, абсолютное, нечистое и что такова его природа. А душа — чистая и праведная, светлая и непорочная. И отсюда следует вывод: значит со своей мятежной и грязной плотью надо бороться всеми мыслимыми и немыслимыми способами. И они в этом преуспели.

Дуалистическое мировоззрение, то есть бесконечная борьба тьмы и света, зла и добра ведет к тому, что возникают определенные догматы, обычаи, целая система жизненных ценностей.

Эти взгляды были позаимствованы христианами. Усмирение плоти, подавление инстинктов, самоуничижение считается богоугодным делом. Приветствуется отказ от интимных отношений вообще, развивается монашество. Появляется догмат о первородном грехе.

Вспомнилось, как читала о мученике одном. Это был молодой и здоровый мужчина. Полный всяких, как он считал, греховных желаний.

И зарыл он себя почти по шею в землю, чтобы усмирить свою плоть, которая, как я полагаю, бурно восставала против этого. И просидел так в земле-матушке 30 лет, если я не ошибаюсь. Не работал, а кормили его люди добрые, которые в отличие от него, тяжко трудились. А он все молился и просил Господа, чтоб плоть его не восставала и не смущала безобразным таким поведением. Вылез из земли уже когда постарел и обессилел. Крепкий мужик оказался, надо полагать.

В иудаизме же, например, семья и семейная жизнь — это огромное благо. Супружеские отношения, воспитание детей и забота о близких для иудеев играют большую роль и считается, что такое поведение человека наоборот ведет к его духовному росту. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Проявления телесной жизни человека не считается грехом — ни вкусная еда и напитки, ни чувственное влечение к противоположному полу.

Ибо, по своей природе, считают иудаисты, тело не является «сосудом греха». Зло никак не может быть в нем заложено.
 
Аскетизм в иудаизме не приветствуется. Течения же его немногочисленны и развития не получили.

Подобный взгляд  противоречит  христианству.

Кто тут ближе к Богу?

Чтобы угодить Всевышнему многие фанатики веры даже оскопляли себя. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген. Тем не менее, это не помогло ему найти общий язык с собратьями по вере. Ориген являлся сторонником веры в реинкарнацию и у него было довольно много последователей.

Лишь на пятом Вселенском Соборе учение Оригена было названо ересью. Опять же — где истина?

Различных течений, взглядов, мировоззрений, учений и их адептов в мире огромное количество. С точками прикосновения, но при этом и с непримиримыми разногласиями. И часто — с нелюбовью друг к другу. А ведь это противоречит заповедям.

Как ответить другу на его вопрос?

С грустью признаю, сколько непонимания среди христиан, иудаистов, буддистов, мусульман даже между собой.

Каждый считает правым себя. И  неправыми — остальных.

Каждый придумывает что-то свое: обычаи, догматы, предписания, формы богослужений.

Одни заходят в храм с обнаженной головой, другие ходят в кипе.

Одни прячут лицо, другим не зазорно открыть пупки.

Одни едят говядину, другие считают корову священным животным.

И так — до бесконечности.

А ведь конечная цель у всех одна — соединение со Всевышним.

А что, думаю я, если отбросить всю эту шелуху? И ненужные споры?

Что тогда?

Остается только:

Создатель и ты.

А путь...

Он не может быть быстрым и легким. Это я знаю точно.
И у каждого из нас он свой.


Рецензии