Волк Серый, предисловие

П Р Е Д И С Л О В И Е

     Иван Сирко был одним из тех атаманов, деяния которых позволили историку Григорию  Надхину так писать о Запорожской Сечи:

“Прошли Запорожцы, перегорела современная к ним страстность: отнесёмся же к ним в наше время более справедливо; взглянем на них, в пору падения их Сечи, не как на буйных подданных, а только как на упорных собственников того, что они считали своим правом. Роль их кончена, они сошли со сцены, дело их сделано, они послужили ему головою, и если ошибались, если спотыкались, то может ли настоящее похвастаться перед прошедшим в безупречности своих дел и стремлений? Оценим в Запорожцах то, что было в них честного и великодушного, история отдаст им справедливость. Это были наши восточные рыцари, защитники христианства, и не самовольно они себя так называли: рыцарями, охранителями христиан признавали их также и Польские и Шведские короли, в том числе и великий Густав Адольф, и знаменитый Баторий, и Собиевский; папа, Венеция, вся Западная Европа видели в них героев-борцов за веру Христову. Титул витязей христианства давали им также и наши Московские Цари. Вот незабвенные заслуги Запорожья...”

     Это было написано к 100-летней годовщине разрушения войсками Екатерины II Запорожской Сечи, но и сегодня к этому вряд ли что можно добавить существенного.

     Одно из документальных упоминаний о деятельности атамана Ивана Сирко относится к январю 1664 года, когда кошевой во главе Запорожского войска двинулся к рекам Буг и Днестр, где одержал ряд славных побед над турками. После взятия турецкого города Тягина Сирко повернул на север на украинские города, лежащие на Буге. Как доносил сам атаман царю Алексею Михайловичу: «Услыша же о моем, Ивана Сирка, приходе, когда я ещё с войском к городу и не подошёл, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Через нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилёв, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра. Безвинные люди (этих мест) обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах, и врагам креста Господня не поддаваться и не служить».

     Но этот суровый воин, которого турки и татары звали “Семиглавым драконом” и “Урус-шайтаном”, потерявший в боях за веру православную двух сыновей, был великодушным и отзывчивым человеком. Когда в Крыму бушевала бубонная чума, он разрешил татарам переселиться на запорожские, не заражённые эпидемией земли, а противникам такого решения лаконично ответил: “Будем людьми”.

     Прославленный полковник и кошевой атаман, командовавший казаками в пятидесяти пяти  крупных сражениях против поляков, турок, татар, московитян и не проигравший ни одного из них, умер 1-го вересня (на Сечи казаки пользовались старославянским календарем – вересень по Петровскому календарю - 14.08 – 10.09) 1680 года на хуторе Грушевка (ныне село Ленинское Днепропетровской области). По Днепру его тело было доставлено к Чертомлыцкой Сечи и там похоронено с воинскими почестями на сечевом погосте вблизи Московского окопа. В “Летописи” Самойла Величка так сказано об этом событии: “Того же лета  преставился от этой жизни на своей пасеке Грушевке, проболев определенное время, славный кошевой атаман Иван Сирко... Похоронили его с почестями, с превеликою пушечною и мушкетною стрельбой и с великой скорбью всего Низового войска. Ибо это был преданный и счастливый вождь, который с молодых лет вплоть до своей старости... не только славно воевал за Крым и сжег в нем некоторые города, но также громил в диких полях... многочисленные татарские чамбулы и освобождал пленников”.
      
     После измены гетмана Мазепы, разъяренный его предательством Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли вместе с казацкими могилами. То же самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

     На этом злоключения тела атамана не закончились. Уже во времена СССР в результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, - огромные земельные массивы, которые веками боронились казаками от врагов. Сердце казацкого края покрыла вода.
 
     Могила атамана вновь оказалась под угрозой, поскольку располагалась прямо на крутом берегу рукотворного моря, и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, создав скульптурный портрет кошевого, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп героя-атамана в предназначенное ему место.
 
     В августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка наконец-то воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана.

     Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.

                Автор


Рецензии
Спасибо, Игорь!

За память предков наших!

Александр Козак   21.06.2015 20:08     Заявить о нарушении
Слава Богу, что мы казаки!

Игорь Срибный   23.06.2015 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.