Олег Видов Часть 2 Глава 63 Поклонники

                ГЛАВА 63 –  ПОПУЛЯРНОСТЬ - ПОКЛОННИКИ.

Мысль написать о популярности Олега Видова появилась не сразу.  На первый взгляд кажется, что рассказывая о жизни такого актера, нет смысла отдельно говорить о его популярности. Многое из этого подразумевается как бы само собою. По прошествию многих лет, и по причине его жизни в США, все меньше и меньше остается людей, бывших его поклонниками, людей, которые помнят, что собой представляло явление – актер Олег Видов. И опять же современный интернет, публикации в нем, подтолкнули меня к решению написать об этом отдельно и подробно.  Тем более, что я подробно описываю очень многие явления той жизни, в которой и существовало творчество актера. Поклонники артистов были одним из явлений той жизни.
Когда накануне его 70 летия позвонили из Москвы и предложили прилететь для участия в передаче Андрея Малахова –« Сегодня вечером », посвященной его юбилею, Олег, принимая решение, сказал:
 
« Надо лететь. Ведь там меня ждут мои зрители, мои поклонники, которые помнят меня многие годы. Надо лететь ради них. Они уже многие годы являються моим стимулом - стимулом в жизни, стимулом в работе.  Я не имею права их обмануть. Передачу будут смотреть миллионы зрителей. И даже те, кто меня не помнит, возможно, после передачи захотят посмотреть фильмы, в которых я снимался. И пусть я буду только поводом посмотреть их, но самое главное, что они увидят прекрасные добрые советские фильмы, фильмы, которые подарят им прекрасные  сказки, романтические истории. И возможно они тоже понравятся новому поколению россиян. Для меня это очень важно.»
 
  В творческой биографии Олега Видова не было такого момента, что бы он, никому не известный актер, после выхода на экран какого-то фильма, на следующий день проснулся знаменитым. У него это происходило иначе. Можно сказать, что своего зрителя, своих поклонников он завоевывал постепенно, постоянно  его популярность росла и увеличивалась. А когда он снялся в Скандинавии  в «Красной Мантии» и затем в югославской «Битве на Неретве», то его узнаваемость и популярность были уже стабильным явлением. Конечно, этому способствовали и сами фильмы на экранах кинотеатров и их показ по телевидению. И конечно его Мишка Чернышев в телевизионном фильме «Зареченские женихи» не мог не прибавить ему признательность и любовь у огромной сельской аудитории страны. Ведь его герой был настоящим представителем этой части населения. В его популярности есть и заслуга Бюро  пропаганды Советского киноискусства, которое регулярно выпускало в продажу через Союзпечать открытки с его изображением.

  Вот как об этих открытках написала  одна журналистка :
   
 «Помню, как в давнем советском  детстве мы с однокласниками обменивались фотографиями актеров. Иерархия ценности лиц на черно-белых, а потом и цветных фотографиях была выверена четко: за одну Гурченко можно было получить три, например, Шацких,  за двух Демьяненко одного Тихонова. Но лицо Олега Видова даже в той детской игре стояло будто  особняком. Его не слишком охотно разменивали по курсу, чаще им просто любовались, а каждая девочка  мечтала когда- нибудь встретить своего принца – с таким же ласковым взглядом, с таким же прекрасным и одновременно мужественным обликом. Увы, мечты о принцах разбились о быт. Зато актер Олег Видов попрежнему с нами.»

Кстати, коль разговор зашел об открытках, хочу уточнить, что открытки с Олегом Видовым выпускались не только в СССР. Их выпускали и в других странах, где демонстрировались советские фильмы.  Ниже  можно увидеть две из них. На первой, выпущенной в Германской демократической республике,  он в роли французского офицера из фильма «Люцовер».
 
          (На фото открытки с Олегом Видовым выпущенные в Германии)   
      
Но кроме открыток выпускалась еще и вмонтированная в пластик его фотография со специальной подставкой, которая могла либо висеть на стене, или стоять на столе. Такой вариант выпускали только с очень популярными актерами театра и кино. 
               

В периодической прессе: в газетах и журналах постоянно появлялись статьи о фильмах, в которых он снимался и о нем самом, его ролях, многочисленные интервью с ним.  А после каждого кинофильма с ним на киностудии приходили пачки писем от его поклонников со всей страны. И кстати не только из СССР. Много писем приходило из-за рубежа. Когда я получил доступ к архиву Олега Видова и увидел часть этих писем, которые актер сохранил, как память о благодарных зрителях, я был немного удивлен их широкой географией и беспримерной верой писавших в то, что их письма без указания конкретного адреса дойдут по назначению. А писали актеру со всех стран, где только показывали фильмы с ним: из Польши, Чехословакии, Болгарии, Германии, Югославии. И это я сужу по тем немногим письмам, которые я видел и которые сохранились в архиве.
    
   Вот один из примеров веры поклонников в своего кумира. На письме из Свердловска было написано - Ленинград. Ленфильм Видову Олегу Борисовичу. Добросовестные работники на студии в Ленинграде написали Москва Мосфильм, и письмо попало к адресату.

Но самым оптимистичным оказался адресат из г. Зеленодольска в 1973 году. На конверте было написано: «Москва Актеру Олегу Видову». И письмо попало к нему в руки. Так же интересная судьба письма из г. Благодарного. На конверте был зачеркнут неправильный адрес, написано: К-т Горького, а потом оттуда переправлено на Киностудию  Мосфильм.  А получателем был указан просто Олег Видов. Люди верили , что все знают, где есть Олег Видов. Это письмо держали в руках десяток человек. И все они постарались, чтобы оно попало по назначению. Даже этот факт говорит об уважении людей к нему, к его творчеству.

Во многих письмах были фотографии с трогательными надписями подобными этой:                « Киноактеру Олегу Видову от любящей Вас безумно ... и имя ». Конечно поток писем увеличился после выхода на экраны «Всадника без головы».  Иногда говорят о пике славы у актеров. В случае Олега Видова таким своеобразным пиком стало время после этого фильма. Но следует понимать, что и в дальнейшем его популярность не становилась меньше. Его поклонники взрослели, но не переставали помнить своего кумира, а вслед подрастало следующее поколение зрителей.. 

В 1973 году ученица 8 класса Марина из города Родники прислала Олегу свои
стихи:

   Все роли сыгранные Вами               
   Запоминаются навек.               
   И вот Вы нынче перед нами –               
   Артист -  советский человек.
   Вы в «Красной мантии» -               
   принц Хагбард.               
   В «Царе Салтане» -               
   князь Гвидон,               
   Во  «Всаднике» лихой               
   мустангер.               
   Примите ж низкий наш поклон.
   Поёт пусть звонче Ваша лира,               
   Неся народам радость, жизнь,               
   Чтобы с киноэкранов мира               
   Вы утверждали гуманизм.
   Пусть Ваш талант сияет вечно,               
   Как алый стяг родной страны.               
   Желаем Вам чистосердечно               
   Успехов, счастья и весны.

   Очевидней всего, что эти стихи были написаны после одной из встреч Олега со зрителями.

Многие в своих письмах  просили Олега прислать им его фотографии и обязательно с автографом. Конечно, Актер не имел возможности ответить всем своим поклоникам. Но в его сердце всегда присутствовала благодарность им за такое к нему их отношение и память..
   
  Его популярности способствовали не только сами фильмы но и многочисленные встречи со зрителями, которые постоянно организовыало Бюро пропаганды советского киноискусства. Где только не выступал Олег Видов. Он бывал в воинских частях, на фабриках и заводах, у строителей Бама, в пионерлагере «Артек», у оленеводов на севере и еще, еще ...

  Вместе со своими колегами представлял советские фильмы во многи странах мира.  Побывал на Кубе, в Мексике, Польше, Болгарии, Вьетнаме, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Лаосе, и не только там.. Даже однажды попал на Мадагаскар.

                * * *

Популярность Олега Видова имела еще один вид проявления. Его поклонники постоянно вырезали из газет и журналов его фотографии и статьи о нем. При этом надо учесть, что вырезали не только из журналов, купленных в киосках Союзпечати. На всех этих журналов не хватало. И вот многие шли в библиотеки и, незаметно  для  сотрудников библиотек, из подшивок вырезали  фото и статьи полюбившегося актера. Следует сказать, что вероятнее всего, такой участи подвергались фото не только Олега Видова. Но в данном случае разговор о нем. Эти красочные фотографии из журналов находили разное применение. Некоторые их вставляли в рамки и вешали на стену, или просто прикалывали кнопками. А некоторые поклонники вклеивали их в специальные альбомы, постоянно добавляя туда все новые и новые вырезки из газет и журналов..  Увлечение такими альбомами имело место по всей стране.
 
Один из таких альбомов  его автор Галина из Магнитогорска Челябинской области прислала Олегу в Москву . 
            
                Вот одна из страниц этого альбома. 
 
В свой альбом  Галина написала впечатления о Встрече Олега Видова со зрителями 12 марта 1977 года во Двоце культуры.
      
                Мое впечатление о встрече.
               
Олег Видов - это мой самый любимый артист и конечно, когда я узнала, что он приехал к нам во дворец выступать, то я переполнилась радостью.. Встреча начиналась с 4-х. Я приехала в три, боялась, что не попаду. Билеты нам дали, и вот я сижу на первом ряду. Жду. Нам показывают отрывок из к-ф «Всадник без головы», тот момент, когда раскрывается преступление Колхауна и Морис Джеральд гонится вслед за ним. Затем свет.   Выходит Олег Видов.  Аплодисменты. Зал полностью забит. Я во все глаза уставилась на молодого человека. Выходит в джинсовом костюме в коричневых ботинках на платформе, волосы закрывают уши. В общем жду, что дальше будет.
Он сказал, что артист может выйти к зрителю только после показа своей работы. Затем стал говорить, как снимался этот фильм ( причем очень интересно, просто, ясно). Мне было очень интересно, что в одной сцене с ягуаром снимался Запашной, который тоже приезжал к нам выступать в цирке. Одев костюм и парик Олега Видова, что в сцене  борьбы с ягуаром в реке. Ягуаром была девушка испанка. Рассказал немного о своем детстве. С 14 лет он пошел работать – так сложились семейные обстоятельства( у него мама заболела).

- Устроился я работать на очень серьезную должность, где вседа есть вакантное место - санитаром. ( В зале улыбки)

Затем его пригласили сниматься в эпизоде в фильме «Друг мой Колька».

- Я сказал, что готов сниматься хоть в массовке.

Действительно, он очень обрадовался, так как мечтал сниматься в кино с пистолетом еще мальчишкой. Роль его было такова:
Когда Колька выходит несчастный и угрюмый, к дому на мотоцикле подхезжает парень с цветочком в руке - встречает на крыльце девушку и оба счастливые уезжают. И вот Олег ждет премьеру.  Его конечно не пригласили («не велика птица»).

- Иду я по селу расстроеный. Кто-то меня окликает. Это моя соседка- бабушка - тетя Маруся. Говорит

– Ну, Олег, пойдем смотреть твою премьеру, мы на тебя тоже билет купили.

И вот иду в кинотеатр воглаве с 20 бабушками. Посадили они меня посередине. Сзади тетя Маруся. Жду. Вот выходит Колька несчастный, грустный. Он уже заходит за угол – меня нет. – Меня вырезали, тетя Маруся, вырезали – говрю я.

- Как вырезали, какой–сякой режиссер нашего Олега вырезал. Так мы только из-за тебя билеты брали. Ничего говорю я, в конце еще с группой рабочих я сижу. Правда спиной мы сидим, но вы меня узнаете, у меня еще на спине лямки крестиком. И вот бабуси глядят на экран, я на бабок. Вдруг слышу сзади. –«Он» Гляжу, тетя Маруся стоит посреди зала. Потом подходит ко мне и говорит – « Роль у тебя небольшая, но сыграл ты ее хорошо » ( в зале смех, а сам Олег улыбается. В общем с юмором, веселый, спокойный ) Слушаем дальше. Нам показывают отрывок из к-ф «Метель», «Рудин» (причем с коментарием О.Видова), «Обыкновенное чудо», «Красная мантия». Он призвал всех не боятся своей мечты, а то все прут и прут в институт без капли таланта за душой. Затем передали записки-вопросы. Как раз шел очередной отрывок. Я зашла за кулисы. Олег сидел около рояля и смотрел на экран. Обернулся. Я от радости ничего нужного не могла сказать и лишь выговорила – «Возьмите записки». Он мне подставил ладошку. Сам смотрит, но наверно, не видит ясно ничего, т.к. в зале темно. Я кладу записки в руку ему.   Ладонь у него горячая, а у меня руки холодные. Он сказал – « Спасибо ». Отвечаю – «Пожалуйста» и лечу на свое место, окрыленная. Затем он все рассказывал и рассказывал. Я, так сказать, ловлю и ушами и глазами и ртом. И все смотрю и смотрю на него. Затем пошли записки, записки, записки. Вопросы разные были, и такие которые он не читал. По моему – глупые вопросы.
( Он правильно делал, что не уделял на них внимание) Я читала их, потому, что все шло через меня и я с радостью передавала их.
Вопросы и ответы:

   - Кто ваша жена – артистка или не артистка?
Олег, читая, особенно выделяет – тистка (нам смешно)
   - Нет не артистка. Она историк.
   - На кого похожи ваши дети?
   - (Олег улыбается) У меня единственное число. Сын Слава. Ну, похож, наверное, на меня (снова улыбка)
       (Ну думаю , жена его пожурит за этот ответ)
   - Сколько вам лет?
   - А вы сколько думаете?
   - 30, 33, 25 (раздается из зала). 27 – кричу я.
   - Правильно -33.
    По правде говоря, сроду бы не сказала, что ему за тридцать.

   - Часто ли вы влюбляетесь и во многих ли? ( В зале смех)
   - Да, я влюблен в работу, в жену, в сына.. 
   - Что вы делаете в свободное время?
   - Ну проблем хватает. Сейчас сдаю экзамены, скоро диплом защищать, да еще сын..
   - А вы как целуетесь: по-настоящему или нет?
   - Это зависит от партнерши и от настроения. ( В зале смех)

                И еще вопросы и еще. Я запомнила один :

   - Какая ваша мечта?
   - О мечтах не рассказывают, потому, что если расскажешь, она не сбудется.               ( Вот здесь я дрогнула, потому, что всем, кто меня спросит кем я хочу стать, я говорю – артисткой, это же тоже мечта. Неужели она не сбудется. Нет, я буду пробовать . поступать Кто знает?)
Затем отрывок из фильма.  Олег благодарит  за встречу. В зале овации.   Он уходит за кулисы.
      Мы ждем около раздевалки. Потом слышу: «Он ушел, я сама видела».

  Во мне все оборвалось, стало страшно. «Неужели я его больше не увижу!» Смотрю, идет. В серой шубке, из-под джинсовой куртки виднеется голубой свитер, коричневая шапка. Все молчат и смотрят на него. Он тоже, как –то неловко чувствует себя. Я осмелилась и сказала с загоревшимися глазами: «До свидания». Он повернулся в мою сторону и сказал «До свидания». Затем пошел к машине.                Я подумала все. И вдруг стоявшая со мной подруга подбежала с открыткой к машине, Олег уже закрывал дверцу,  и попросила автограф. Он расписался. Подходит Таня к нам,  у нее автограф.                Я хотела тоже взять с собой фото Олега Видова, но дома так и оставила. Я говорю: Таня подари мне открытку с автографом.               
   - Нет!               
   Я снова – Таня! Чуть ли не с отчаяньем.               
   Она - Нет!               
 
   Машина тронулась и поехала. Смотрю остановилась она около дома книги. Мы бежим туда. Заходим с Таней в магазин. Она толкает меня и говорит               
    – Вот он..               
 
Смотрю и не вижу. Все равно бегу в отдел, где открытки продают. По десять копеек. Беру две открытки ( красивые розы по 3 копейки)  Продавец дает мне 9 копеек и две открытки. Я ничего не замечаю и бегу в другой отдел. Смотрю Олег стоит около стола и выбирает книги. Я подхожу: «Подпишите, пожалуйста» Смотрит на меня
   –«Пожалуйста». И подписывает обе открытки. Подходят еще и еще – он подписывает. Продавцы дали ему кипу открыток и он подписывает: «Наверно, я отсюда не уйду» - говорит. Затем вышел и уехала машина. Вот и все. Впечатления огромные »

Кто-то прочитает эти детские воспоминания и скажет, что они наивные и так далее. Но это было написано в 1977 году, 38 лет назад,  ученицей 8 класса.  Возможно, сегодня в 8 классе учатся  дети более прагматичные. Но в то время, которое для очень  многих так и останется в памяти прекрасным временем юности, временем больших надежд – счастливым временем, многое было другим.
 
   И надо понимать, что писала это она не для чтения посторонних, а в своем персональном альбоме – для себя. Это потом так произошло, что альбом попал к Олегу Видову.  Но вот благодаря этим, таким простым, бесхитростным воспоминаниям мы знаем, как проходили те самые встречи со зрителями.

  И вот еще одно воспоминание, написанное учительницей русского языка и литературы из Казахстана, Елены Юрьевны. Тогда, 45 лет назад, она работала старшей пионервожатой в школе  поселка под Чимкентом:

  « О том, что к нам в городской поселок  приедет    Олег Видов, мы узнали задолго до встречи с ним. Афиши в центре села сообщали о проведении целого ряда встреч с популярными актерами театра и кино, среди которых будет и Олег Видов. Для людей, живущих в больших городах, возможно, подобное событие  и не столь значимо, как для жителей малых городов. Ведь обыденная ежедневная суета  не позволяет часто ездить в город  именно для того, чтобы сходить в театр на концерт, хотя и в маленьких провинциальных театрах  можно увидеть и хороший спектакль, и прекрасных профессионалов.
Приезжали к нам в тот год  многие актеры-  это и  Лев Прыгунов, Николай Гурзо и Наталья Крачковская  и Петр Вельяминов и многие другие , имен которых я уже и не помню, да и не только имен, но и самих встреч, причина этого  не в моей забывчивости, хотя годы стирают в памяти многое, а , пожалуй, в том, что эти «многие другие» решили, что мы, оторванные от «центра культурной жизни»,  всеядны и для нас сгодится любая словесная шелуха. После таких  встреч остается только разочарование и , уходя из театра,  думаешь: «Лучше бы этого не видеть...» .
А мне еще и приходилось отвечать на  «кучу» вопросов , потому что приводила на встречи школьников. А дети, порой, очень жестоки в своих суждениях и вопросах. Они ждали праздника и попробуй им его не дай. И все это недовольство, разочарование выплескивалось на меня. А что я могла сделать? Ни опыта педагогической работы ( я в то время работала старшей пионервожатой), ни каких-то особых умений вести дискуссии, чтобы противостоять этой орущей, возмущенной толпе детей   у меня не было. Приводили мы на встречи  не один класс, где 25 человек, а  учеников из всей школы . На дневных сеансах ( всего их было 3) собиралось чуть  ли не половина зала только учащихся нашей  школы.
Когда появились афиши с портретом О.Видова школа  «загудела». К нам в пионерскую комнату забегали мальчики спросить : «А мы пойдем?», «А есть ли еще билеты?» , «А нам хватит?».
     Девочки изводили меня своими, не менее важными для них вопросами:               
   - «Как вы думаете, а правда он такой красивый?»,               
   - « А сколько ему лет?»,               
   - «А он женат на Людмиле Савельевой?»

    И если на вопросы мальчиков ответы были, то что ответить девочкам?...
То, что, на мой взгляд, красивым мужчина может быть только в зрелости, а в молодые годы он должен быть интересным (это никого из них не интересовало) . А вот герои его действительно  красивы и не только внешностью… и в этом «не только», наверное,  и есть мастерство актера. Его герои действительно завораживали, притягивали, очаровывали. Под  магию этого   обаяния   и попадал зритель.  Я к тому времени видела всего 2 фильма «Москва, любовь моя», «Всадник без головы»  и еще Новогодний  Голубой огонек в 1975 году, где он пел «Живет моя отрада». А уж сколько ему лет и на ком он женат , пожалуй, и самой захотелось узнать , попав под этот шквал вопросов  и просто какого-то неуправляемого , необузданного интереса и ажиотажа. Это нарушало привычный ритм работы. Поэтому тоже думала : «Скорее бы уже он приехал и уехал. все угомонятся и все пойдет как обычно».

Когда наступил день долгожданной встречи, ученики пришли в кинотеатр  за полтора часа до сеанса. Вот с каким нетерпением ждали  Олега Видова. Хорошо помню, что  завуч  по воспитательной работе отменила очередное мероприятие в школе, так как позвонили из кинотеатра и потребовали, чтобы явился кто-нибудь из работников школы, потому что дети шумно ведут себя в фойе. На этот сеанс детей должна была вести не я. Но обстоятельства сложились так, что кроме меня некому было идти .
За кинотеатром ( мы там собирали детей перед встречами) уже галдящая толпа, в фойе тоже полно ребят. Собрала всех, вывела на улицу. Как «убить время»?.Повела в книжный магазин, благо он достаточно большой. Там  отогрелись, купила книгу стихов Геворга Эмина. Прогулялись по улице. Так время и пролетело. Кто-то крикнул : «Уже, уже пропускают, пойдемте скорее!». Рассадила детей по местам . Занимали мы первые ряды. У всех фотографии. Всем  нужен автограф Олега Видова. Между встречами малый промежуток времени. Эту группу мне нужно проводить и встретить «своих» ребят, за которых  я отвечала по приказу. Поэтому собрала фотографии. Думаю, будет подходящий момент, передам для автографа, а потом в школе раздам.
Ученики от 5 –го до 7 класса. Все возбуждены. Все ждут встречи со "Всадником без головы". Глаза горят от нетерпения .Теребят меня со всех сторон: « Ну, когда?», «Ну, скоро?».Честно говоря, думала- не угомонятся. На других встречах такого не было. Ну вот, наконец объявили : «К нам приехал Заслуженный артист РСФСР –Олег Видов». Раздались аплодисменты. «Зрители мои» сразу притихли. На сцену вышел мужчина… и заговорил. И , пожалуй, сразу стало не важным, сколько ему лет и красивый ли он…Важнее было другое – его умение расположить к себе публику. Хотя, чего там греха таить, невероятно красиво было все : и как двигался по сцене, и тембр голоса , и смена интонации.
Как трудно завладеть вниманием учеников в классе! Но в классе их 25 человек. А здесь их целый зал и публика разновозрастная. Ведь помимо нас были и взрослые. Первое время я еще боялась, что дети будут мешать: выкрикивать вопросы не к месту, переговариваться, ерзать и скрипеть стульями, как порой бывало на предыдущих встречах. Оборачивалась несколько раз. Опасения были напрасными. Такому вниманию учеников позавидует каждый учитель. Не просто слушали, а внимали. «Внимать» было чему. В монологе, звучащем со сцены, было учтено все: и возраст зрителей, и их интерес, в связи с этим, к чему-то определенному в его творчестве,  и многое другое… Воспоминания о детстве ,что близко 5-6 классам чередовались с рассказом о работе в кино, о том, как снимается фильм, что такое дубли, кто такой «дублер» и почему он сам снимается баз дублеров. Серьезный разговор о том, что за внешней яркостью профессии и суетливой славой стоит огромный труд, сменялся рассказом  о забавных и курьезных случаях  на съемочных площадках. С теплотой и какой-то  особой нежностью говорил о партнершах. Поведал, что Комаки Курихара, подписавшая  контракт на несколько лет, не может позволить себе счастье материнства ( в контракте это отмечено особым пунктом). Предвидя вопросы о Людмиле Савельевой, сказал, что она не его жена. Что во время съемок она отравилась- «нет-нет, успокойтесь, не на смерть» и что в сцене объяснения с героиней фильма снимался актер, переодетый в женское платье. И поэтому лица героини не видно. С большой признательностью говорил о режиссере фильма «Обыкновенное чудо». Казалось, что его окружают только добрые и милые люди, как и он сам. Весь этот рассказ перемежался показом отрывков из фильмов, о которых шла  речь. В один из таких показов я вышла следом за Олегом Борисовичем, чтобы взять автограф для учениц, как и планировала. Увидела его со спины в пол-оборота, разговаривающим с кем-то из работников кинотеатра. И если бы не голос, спросивший : «далеко ли аптека?»- я бы его не узнала. Передав фотографии, я спросила, что нужно в аптеке и сказала, что могу сходить, так как это не очень далеко (впереди был еще показ фильма и детей можно было оставить в зале одних:  уж  после такого интригующего рассказа никто из них не захотел бы уйти, не посмотрев фильма). Сбегав в аптеку и взяв лекарство (Алмагел), вернулась  обратно. В фойе никого не было. Наугад постучала в первую дверь, тут же открыла ее еще не услышав разрешения войти, потому что не была уверена , что  именно в  этой комнате кто-то есть. И увидела человека, лежащего на приставленных друг к другу нескольких стульях. По лицу было видно, что человек не здоров, ему больно или , по крайней мере , некомфортно. Увидела, как тут же меняется выражение лица . Доброе лицо, приветливая улыбка. Все в  один миг. В таких случаях говорят : «Не верю своим глазам». ЧТО   это? – сила  воли?  Отточенное мастерство?  Уважение  к  людям?...
Алмагел оказался не тот, что нужен ( то ли А, то ли Б).Сейчас уже не помню. Помочь ничем не могла. Аптека уже закрылась к тому времени. Входить в зал не имело смыла: фильм уже шел, дети на месте. Да и не хотелось, если честно, уходить и оставлять его одного. Взяла подписанные фотографии, и  когда укладывала их в сумку, увидела купленный только что томик  стихов.
Сказала : «Если уж лекарство не то ,что нужно, давайте, я вам стихи почитаю что ли , может и легче будет, ведь Вам снова на сцену через несколько минут.
            
                Стихи эти помню  всю жизнь:

         Я написать хочу слова на музыку дождя,               
         Зарифмовать порывы ветра               
         Найти мелодию легчайших дуновений,               
         Что слышаться в лесах порой осенней…

     Фильм закончился. Пришли другие зрители. Пришли и  ученики моей школы. И снова вышел на сцену Заслуженный артист Олег Видов. И никто не знал, что всего несколько минут назад этот человек лежал на жестких стульях, что ему нездоровилось . Да ему и сейчас, возможно, больно… Но этого никто не видел, потому что со сцены по- прежнему звучал захватывающий рассказ об актерской профессии, о том самом «таинственном мире под названием кино»  А потом он уехал. Но ,  «как обычно» уже не было…»

   В тот же самый период Олег видов побывал на восточном берегу Каспийского моря в небольшом городе Красноводске. Население его в те годы было всего около 60 тысяч человек. Много это или мало, становится понятно, если представить себе чуть больше половины стадиона в Лужниках заполненного зрителями.  Провда, следует сказать, что Олег выступал и в менее населенных городах и поселках. В Красноводске он выступал во дворце культуры

                (на фото Дворец культуры в Красноводске)

Как всегда на встречах с ним зал был переполненный. Корнилаева Наташа была вместе со своими родителями: 
 
   « Мне было где-то 12-14 лет,  (1980-1982)  что-то около этого, но я точно помню - Олег Видов приезжал - такой молодой и красивый (и всеми нами желанный такой...герой) в город Красноводск, (ныне Туркменбаши) в Туркменской (тогда ) республике.
   
    Мои родители были врачами местных больниц - и мы всегда сидели в первых рядах, когда приезжали актёры. Был такой абонемент, по которому мы заходили, рассаживались и слушали артистов и смотрели отрывки из фильмов с их участием. Олег Видов после выступления раздавал автографы, и мы с папой подошли с книгой "Всадник без головы" и протянули её актёру... Он расписался, улыбаясь своей потрясающей улыбкой - было видно, что он бесконечно добр и открыт (сейчас я бы даже сказала - до ранимости, до уязвимости открыт).. И ещё. Он - помню говорил такие жизнеутверждающие вещи, никого не ругал - как бывало с другими актёрами, которые нет-нет, да и опустят кого-нибудь из актёрской братии... Он интеллигентно молчал в ответ на неудобные вопросы.. Вот и всё. Я помню, что было ощущение полёта после выхода из кинозала после его выступления... и влюблённость детская не испарилась (как бывает) после встречи с кумиром, а обросла - наоборот неким ореолом...»
                * * *
   
  Следует также  констатировать, что поклонниками Олега Видова были не только представители слабого пола. Хотя, конечно, большинство состовляли имено они. ..
Однажды, заехав пообедать в Западный Голливуд, мы с ним встретили солидного взрослого мужчину, который был очень рад этой встрече. Даю ему возможность самому сказать об этом:
               
  (фото встреча Олега Видова 25 ноября 2012 г. на Сансет бульваре в Западном Голливуде)
               
         «Сегодня 25 ноября случайно встретил возле ресторана «Тройка » знаменитую личность прошлых лет Олега Видова. Я его узнал сразу.  И сразу припомнилось, как  учась во втором,  то ли в третем классе, живя в Ереване, мы с пацанами сбегали с уроков и шли  в кинотеатр «Москва»  в зал хроники на специальный детский сеанс и смотрели « Всадника без головы ». Былеты  на этот специальный сеанс стоили по 10 копеек. В нашем классе было семь-восемь отчаянных пацанов. Мы сбегали с уроков и шли смотреть этот фильм. При этом брали с собой пистолеты, которые стреляли пластмассовыми шариками и дружно стреляли в злодея  Касия Колхауна.  И это мы делали регулярно, смотрели много раз этот фильм. Всегда был полный зал детворы. Для нас тогда это был  дикий Запад,  стрельба, мужественный мустангер Джеральд.  Это в дальнейшем он стал , так называемым, секс символом советского кино, а для нас, для детей, тогда это был герой, в которого мы играли, подражая ему - подражание в плане мужественности, сердечности, доброты, справедливости.  Этот фильм меня, конечно, подвинул на многое в дальнейшей жизни.  Если у мужчины присутствуют  три качества такие,  как доброта, смелось и дополняется это порядочностью,  то мужчина состоялся.  Было очень приятно увидеть актера сегодня. Выглядит он хорошо. Желаю ему здоровья, успехов и еще прогреметь на наших голубых экранах.»
 
 И вот еще одна история, к которой Олег Видов, вернее открытка с его фото, имели прямое отношение.  Произошло это в 1981 году на самой дальней точке страны, на самой южной оконечности острова Сахалин в поселке  Новиково. За поселком погранзастава и совсем недалеко, всего каких то 70 км. и Япония.  В поселковую школу после окончания пединститута вернулась одна из бывших учениц этой школы. Но теперь уже в качестве учителя руского языка и литературы.  Не смотря на то, что она была как бы своя, местная,  ученики в 8-ом классе ее невзлюбили.  Очевидней всего, для этого веских причин не было. Но вот однажды одна из учениц принесла в класс открытку, на которой Олег Видов в черном джемпере.  Лена получила эту открытку по почте и принесла показать своим подругам. В этот момент в класс зашла ненавистная учительница Галина Федоровна. Увидев в руках  Лены открытку, она подошла , посмотрела и  воскликнула: «Это же Видов». Девочки  были удивлены, что она знает Олега Видова и так естествено об этом заявила.                Она стала рассказывать, что когда училась в институте, то фотография Олега Видова висела у нее в комнате в общежитии с ее надписью –«Моя любовь на первом курсе!» . С этого дня ученики стали относиться к ней иначе. Когда она узнала, что у Елены  есть специальная тетрадь, то предложила принести ее на урок литературы и рассказатть об актере Олеге Видове. Сама же Галина Федоровна рассказала ученикам о том, как она смотрела Новогодний Огонек с участием Олега Видова.                А через некоторое время  Галина Федоровна стала их любимой учительницей, и                не только для Елены, но и для всего класа, включая и мальчишек. 
 
                ( На фото -  Та открытка с Олегом Видовым.)

И когда в настоящее время Олег Видов шутит, что с его горы в Малибу в хорошую погоду можно увидеть Сахалин, то в этих словах есть определенный символический смысл. Рассказавшая эту историю, теперь уже взрослая 44-х летняя Елена, констатирует:
 
«  Тогда в классе  я удивилась, мне казалось, что Олега Видова мало кто знает, во всяком случае среди моих сверстников.  Это уже потом, учась в институте и посмотрев «Красную мантию», я поняла масштабы любви к нему советских женщин. А с появлением  интернета информация о нем и  фильмы с ним стали совершенно доступными. Что меня очень радует. Надеюсь не только меня»

И вот еще одно воспоминание того, теперь далекого времени, тех прерасных мгновений.
 
                Вспоминает Елена К. из Кишенева:
 
 « С творчеством этого замечательного актёра я познакомилась в раннем детстве. Ребёнком я много раз видела фильм « Сказку о Царе Салтане », в котором Олег Борисович сыграл роль князя Гвидона. Потрясающая внешность и великолепная актёрская игра не могли остаться незамеченными. Потом, по мере взросления, в школьные годы я с непреходящим интересом следила за новыми работами актёра. В начале  70-х практически все девчонки собирали открытки с фотографиями актёров советского кино. Шёл постоянный обмен этими открытками. Купить в киоске очередной выпуск журнала "Советский экран!" или "Искусство кино" было весьма проблематично. За этими журналами выстраивались очереди, их разбирали в первые полчаса. Точно так же обстояло дело и с  открытками. Мы, девчонки, гонялись за ними, скупали пачками, благо их стоимость тогда была совсем небольшой и доступной нам, подросткам. Вот так мы и приобщались к миру кино... Обсуждалась и по многу раз просматривалась каждая вновь вышедшая картина с нашими любимыми актёрами, на уроках, на переменах и в свободное время, мы, девчонки-поклонницы, изливали друг другу душу и расточали массу комплиментов в адрес своих любимцев. Бывало, что в пылу полемики, отстаивая преимущество игры того или иного актёра, доходило даже до каких-то не вполне цивилизованных высказываний и обид. Но в некоторых случаях ничего подобного быть просто не могло: ВСЕ единодушно преклонялись перед каким-то актёром. Он был кумиром ВСЕХ, о нём грезили, его обожали, боготворили, и открытки, статьи, вырезки из газет и журналов котировались невероятно высоко. Одним из таких актёров тогда и был Олег Видов.
    В 1973 году на экраны страны выходит "Всадник без головы" с Олегом Видовым и Л.Савельевой.  Это был просто удар, поразивший всех нас, мы, девчонки, в буквальном смысле потеряли голову от Мориса Джеральда в исполнении Олега. Бог мой, Вам не передать, что творилось в то время с нами, девчонками-подростками, только-только начинавшими влюбляться, да просто начинавшими взрослеть.
   Олег Видов-Морис сразил всех нас наповал! Мы прогуливали уроки, выстаивали многочасовые очереди в кинотеатры за билетами на несколько сеансов сразу, эти билеты были нашей валютой, за них мы готовы были отдать десяток своих открыток  с другими актёрами. Вобщем, вспоминая сейчас события сорокалетней давности, я прихожу к выводу, что популярность Олега Видова в те годы была просто невероятной. И не только в среде тинейджеров. Да и не могло быть по-другому.                Я лично смотрела "Всадника" раз 50. Помню наизусть этот фильм, начиная с первых титров и первых кадров. Все диалоги, все песни, всё-всё-всё! Прошло уже 40 лет, но ничего не стёрлось из памяти, только не верится,что мне уже не 12-13 лет »


 (На фото - Встреча прямо в цеху на швейной фабрике во время перерыва на обед.)

                * * *               

И вот еще один случай примера отношения к нему его поклонников.  Произошло это в Сибири. Рассказал мне об этой истории ее непосредственный свидетель. Олег Видов приехал в город на встречи со зрителями. Но так совпало, что туда прилетел с концертами Иосиф Кобзон. И естественно, что многие зрители шли на его концерты. Сидит Олег Видов с человеком, который его сопровождал в ресторане гостиницы. К ним подошла работница гостиницы, которая их знала, и спросила, отчего они такие грустные. Сопровождавший Олега  и говорит, что приехал Кобзон и теперь все идут к нему на концерт.  Возможно, что сказал в шутку или как –то еще.  Услышавшая это женщина, очевидно, преданная поклонница Олега, восприняла эти слова всерьез и  решила этот вопрос по-своему, по – женски. И вот на следующий день становиться известно, что у Кобзона в номере пропали его парики, и он не может выступать. Кончилось тем, что он собрал вещи и улетел.      
               
     (На фото - Встреча 2 апреля 1982 года в поселке Белоярске Тюменьской области.)
                * * *

 И вот что сказал  Александр Васильев – историк моды в документальном фильме                « Рыцари советского кино »:
 
  « Олегу Видову подражали все, и он считался первым красавцем советского кино в 60-е годы.  Нельзя сказать, что все на улице Горького (в Ленинграде) начали причесываться  «А ЛЯ ОЛЕГ ВИДОВ», но все хотели иметь водолазку и джинсы.»

             http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post359827201
 
От себя добавлю, что одеваться модно, красиво во все импортное среди молодых актеров в те годы начал именно Олег Видов. Напомню  - произошло это после съемок в «Красной мантии» в 1967 году. В 1969 году у него уже были съемки в 4-х зарубежных фильмах. Не совместных, а полностью зарубежных, которые снимались в тех странах, и работа в них оплачивалась валютой. Иначе говоря, он сам за свои деньги одевался, чтобы хорошо выглядеть и быть на соответствующем уровне.    
                * * *
 
После 1983 года, когда актер уехал в Югославию, такие встречи со зрителями остались в прошлом. Но от этого поклонников у него не убавилось.  А те недолгие 5-6 лет, в течение которых на экранах не появлялись новые фильмы с их кумиром, не могли что бы то ни было изменить в их отношении к нему и его творчеству.  У них оставались миллионы открыток, вырезок из газет и журналов, фотографии, и самое главное, память в сердцах, которую, как сегодня становиться ясно,  даже время не может уничтожить.
                * * * * * 


Рецензии