Улливуд

***
к/ф «Тропы славы» Кубрик, 1957

Первая мировая, 1916 год,
Франко-германский фронт,
Бессмысленная атака французов
На Муравьиный холм
Захлебнулась под вражеским огнём…

Французский генерал приказ отдаёт,
Артиллеристам стрелять по своим,
Залёгшим под огнём пехотинцам…

Трус выжил, а смелый погиб,
Трус-капрал солдата на казнь послал,
Генерал-подлец своих солдат
Обвинил в трусости и расстрелял…

Французская военная история
От американского режиссёра…
01.07.2015

к/ф Придел ангела

Сын священника, большевистский комиссар,
Невинного монаха-старца расстрелял,
В блокноте казнь зарисовал,
Для подготовки покушения на Маннергейма…

И, волею судеб, в монастыре на Ладоге,
Он заповедь «не убий» познал,
И сам монахом стал, и рисовал
Уже в глухом «приделе ангела»…

«Я понял, всё было правильно, -
Сказал, и смерть принял…
Что всё?..
Все смерти  и расстрелы,
И подложное  письмо-рекомендация монаха,
Им расстрелянного…
02.07.2015

***
Уж кинофестов шесть прошло,
Пришёл седьмой «От всей души»,
В 70-й год Победный,
Но неспокойный…

И тревожно на душе…
Тем нам дороже
Пыль дорог победных!..

От кино без ума

На VII кинофестиваль «От всей души» имени Валентины Леонтьевой, видимо, во время торжественного открытия, повлияла сакральная цифра «7», которая отражает, как известно, ум.

После церемониальных торжеств Народный артист России, композитор  Максим Дунаевский ответил на главный вопрос фестиваля: что же такое «семейное кино»? Это: «33 коровы и парное молоко», капитан Де Тревиль и его мушкетёры, а также Мэри Поппинс, у которой всегда нет «хорошей погоды». После которой «всё пройдёт, и печаль и радость»… Зрители были в восторге от своего маэстро! И подпевали, причём недурственно, по мнению нашего любимого композитора.

Королевой открытия кинофестиваля стала Народная артистка России Лидия Шукшина, удостоенная награды за вклад в киноискусство от губернатора Сергея Морозова, и королевской мантии фестиваля от самого Н.М. Карамзина, прибывшего специально для этого ненадолго из Вечности. Растроганная до глубины души легенда нашего кино назвала себя «революционером», в королевской мантии. Так незримо появился на сцене фестиваля наш земляк Владимир Ульянов со своим сакраментальным: кино - важнейшее из искусств…

То есть начало положено хорошее, без «сумасшестинки» хороший фестиваль не сделаешь, а сумасшестинка уже есть…
   
Улливуд

Ульяновский кинематограф был представлен на VII кинофестивале «От всей души» двумя фильмами: «Тыринс-протыринс» Александра Лебедева и «Мрак» Юрия Химина. Я, случайным образом, оказался в числе примерно шести зрителей в кинозале «Версаля», смотревших родной кинематограф. В конце показа остался один.

«Тыринс» - какое замечательное запоминающиеся название! – фильм «одного актёра», Владимира Кустарникова. Насколько мне нравится Кустарников на театральной сцене, настолько же он не произвёл никакого впечатления в фильме, который рассказывает о художнике, нашедшем чемодан с деньгами, и что из этого вышло…

Ничего стоящего не вышло: банальности и пошлости, и Кустарников с девушками в неглиже. И к тому же не смешно…

«Мрак» оказался совсем без мрака. Наоборот, преимущественно яркие цвета: белый вперемежку с чёрным и красным. На этом фоне парень и девушка, два стакана воды, два яблока, которые они ломают почему-то руками… И долго смотрят друг на друга, или куда-то в пустоту, бегут в страшном одиночестве среди страшных развалин… Многозначительно и без последствий.

Сказать, что фильм растянут – ничего не сказать. Всё действие фильма происходит в молчании, под гнётом фонограммы, только одна простая фраза, совершенно обыденная, нарушила тишину фильма. Намёки и символы нагромождаются один на другой, но что они означают – известно только автору.  Как и то, почему фильм называется «Мрак»?

Режиссёр Владимир Хотиненко, с которым мне удалось побеседовать на пути от Дворца книги к гостинице «Венец», говорил, что фильм должен содержать в себе «драму с поворотом». В ульяновских фильмах не было драмы, и поворачивать было нечего.
****

«Спецназ» Сергея Маховикова

Творческий вечер актёра театра и кино Маховикова, в программе кинофестиваля, был именно творческим: зрители в зале почти ничего не узнали о личной жизни Сергея Анатольевича, кроме анкетных данных. Женат, дочке 12 лет, и она уже поёт вместе с отцом. «Я – молодой отец». Однако выглядит Маховиков не молодо.

Для меня стало открытием, что он очень неплохой автор-исполнитель, так называемой «актёрской песни». С одним нюансом: его друг поэт Козлов, автор «Ёжика в тумане», дал ему такую характеристику: даже детские песни в твоём исполнении становятся военными…

Поэтому, наверное, и творческий вечер стал разговором о жизни, вперемежку с песнями Маховикова и других авторов с рефреном: «Спецназ… никто кроме нас». Особенно удавались ему песни Высоцкого. «Чуть помедленнее, кони, привередливые» он, наверное, относит и к себе. Он из никогда «не спешащих», воплощение обстоятельности. Что-то крепкое, мужское, настоящее чувствуется в его манере общения, во всех его словечках, что и привлекает к нему массового зрителя. Чувствуешь, что его девиз по жизни: «Кто, если не я?» И при всём этом… в театральных антрепризах он с успехом играет комедийные роли.

Его Святая Троица: совесть, честь и достоинство. Воплощением их на земле Маховиков считает актёра Олега Даля, которого боготворит, и настойчиво призывает всех читать его мемуары, как некое откровение. И ещё малоизвестного поэта Кутилова, стихи которого он читал с восхищением: «ведь красиво…»

Маховиков – «питерский», однако на его актёрской карьере это никак не сказалось. В этом его совесть чиста: у него нет никаких государственных званий и наград. Он просто актёр, поэт, режиссёр. Все его медали, которыми он гордится – ведомственные: полученные от МО, МВД, МЧС…  При репутации крутого патриота и государственника. 

И о Донбассе. Из зала бросили вопрос: расскажите о своей поездке на Донбасс. Он ответил… всё, что показывают то телевизору – правда, но не вся, самую страшную не показывают. «Нарисовали свастики на рукавах, и считают, что они имеют право бомбить города». Он потерял там много своих друзей, и третий тост поднимает теперь за них…

***
Последний майский день,
Уж летняя пора,
Уходит кинофест седьмой в лета,
С рассказом Шукшина,
И песнями Маховикова,
И Хотиненко мастер-классами,
С «мысленным волком»…
31.05.2015 парк Победы

к/ф «Добряки», Шахназаров, 1979, первый фильм режиссёра

В Институт античности проник наглец,
Георгий Бурков, обаятельный лжец,
И 19 античных мудрецов
Подтвердили мудрость веков:
Всяк мудрец добряк
И простак…
22.07.2015 кино-клуб

****
Великая страна
Уходит в небеса,
Мир в точке бифуркации завис,
Пассионарность летит вниз…

Мир ждёт беда,
Героя ждёт страна,
На Путина  глядит…
22.07.2015 кино-клуб

***
к/ф «Небраска», США

Старик-отец идёт в маразм,
В Небраску, захолустный штат,
За книжной лотереей в миллион,
Хоть сыновья твердят, что ложь,
                но всё ж старик идёт…

Он верит в дутый миллион!..
Американская мечта
На старости свела с ума,
И он пришёл…  в свой старый дом.

Собрался весь семейный клан,
Ждут миллиона молча,
И все ворчат,
И в телевизор смотрят.

Но лишь открылся книжный вздор,
Старик обсмеян, посрамлён,
И только младший сын его утешил
Счастья миражом…

Всё ж хэппи энд безрадостен,
Распад Небраски слишком ясен…
15.07.2015 Кино-клуб

****
Желтые пятна в июльском лесу
Навевают тоску…
В зелени яркой листвы,
Жёлтые пятна беды…

Лето ещё цветёт,
Осень уже идёт,
Любовь ещё поёт,
Вечность уже зовёт…
13.07.2015 парк Победы

К/ф «Меланхолия»

Планета-убийца фон-Триера
Сдирать с людей приличья прилетела.
Спокойна фильма героиня:
Она будущее знает, всех обличает,
И, напоследок, всё себе позволяет…
И строит «волшебный шалаш»
Для жертв меланхолии мира…
02.05.2015

К/ф «Ангел-истребитель»

Странный режиссёр Бонюэль,
Странен его «Ангел-истребитель»…
Приличное общество попало
В ангельский круг…
И стало быстро звереть,
Убивая друг друга…
Но вдруг спасено –
Сам Бонюэль совсем не истребитель.
02.05.2015

Левиафан и Мордор

Простой автомеханик построил двухэтажный дом в живописном уголке на берегу моря. Местная полиция – его друзья-собутыльники. Водка льётся рекой в доме, и на скромных пикниках на природе со стрельбой, хорошо пьют и женщины, только детей режиссёр «Левиафана»  Звягинцев почему-то пожалел: они не пьют, не колются, а скучают у костра в разрушенной церкви.

Приморскую идиллию нарушает главарь местной мафии – губернатор: по коварному наущению церковного владыки, он решил построить на месте дома автомеханика православный храм. Главный герой попадает за решётку, героиня погибает, прекрасно бросившись в море. Может быть, из-за несчастной жизни, но может быть, и несчастного адюльтера с московским гостем – адвокатом и старым другом мужа. Неравная борьба законными средствами адвоката с мафией, то есть юридическим шантажом, заканчивается его поражением, избиением, и он вынужден вернуться в Москву.

Обычная российская история, снятая по мотивам реальных событий в США на Диком Западе, схватке ковбоя-бульдозериста и американского Левиафана. У Звягинцева события принимают эпический характер: с Левиафаном схватывается пьяный русский Мордор. Левиафан предсказуемо побеждает Мордор: на месте дома автомеханика воздвигнут православный храм. 

«Золотой глобус» в Европе, и ни одного «Оскара» в Америке… Американский Левиафан побеждает Звягинцева! Повторит ли режиссёр судьбу Мордора?  Мы следим за продолжением этой волнующей киноморды.


Рецензии