Владимир Литвин. Какой дар имеешь, тем и служи

   С художником  Владимиром  Эдуардовичем  Литвиным  я встретилась   на его выставке «Портреты города». Эта довольно необычная  выставка представляет собой серию портретов знаменитых людей  Витебска и  проходит в  библиотеке пос. Кирова.  Я с интересом  рассматривала портреты знакомых мне людей. И тогда у меня появилось желание   поговорить с Владимиром  Эдуардовичем  о его  творчестве  и  не  только.
               
 

Владимир Эдуардович, расскажите пожалуйста о себе

Родился я в Украине на Черниговщине,  в семье сельского учителя.  У меня  с самого детства была  склонность к рисованию. Для меня ко дню рождения  был самый дорогой подарок -  цветные карандаши   и альбом. После окончания средней школы   приехал в Витебск,  работал год на заводе радиодеталей ходожником-оформителем, затем поступил учиться в ВГПИ С.М.Кирова (ВГУ им. П.М.Машерова) на художественно-графический факультет. Работал художником-оформителем, учителем рисования и черчения, художником различных организаций города Витебска, старшим художником, главным художником, директором малого предприятия художественно-оформительского направления деятельности. С женой  познакомился в институте.  Она училась на   другом  факультете.  На 5 курсе мы поженились. У меня двое детей и шесть внуков.

Я знаю, что вы изучили свою родословную до шестого колена. Кто были ваши родители?

Мой дед Вальдемар  - польский немец и моя бабушка- полька  Катажина - эмигрировали в США в начале 19 века.  В США, в городе Милфорте, штате Коннектикут, в 1912 году   родился мой отец Эдуард. Мой дед    вскоре там  умер. И    бабушка, овдовев,   с двумя детьми возвращается из  Америки к себе на родину в Польшу. Она  выходит  повторно  замуж и мой отец Эдуард  ей становится ненужным.  Бабушка отдает отца   в детский приют. С возраста четырех лет до совершеннолетия отец  побывал во многих странах   Европы по схемам социальным и произвольным,  учился,  работал.  После,  через консульство в Праге,  принял подданство  СССР и приехал в Киев. Говоря о моем отце Эдуарде, я вижу, насколько он был человек необычный, самодостаточный, до войны успел закончить 2 института. С начала войны отец был призван в действующую советскую армию, под Варшавой тяжело ранен. После войны  вернулся  работать  в  школу сельским учителем.  Здесь он встречает  мою будущую мать-Ульяну Михайловну - вдову с тремя детьми . Мой отец, с двумя высшими образованиями, физически сильный, выносливый, знающий  5 европейских языков,  выбрал не молодую одинокую женщину, а женщину старше себя на шесть лет , с тремя подростками.  Брак был счастливым,  в  результате   родился  я и мой старший брат.  Я пятый,     последний ребенок в семье .  Когда мне было 10 лет, мой отец Эдуард умер.  Мы остались без кормильца, выживали еле- еле в сельской местности, первая наша задача была  не умереть от  голода. После окончания школы мой старший  сводный  брат Павел   привез меня в город Витебск. Анализируя эти события, я вижу, как Бог хранил наш род .

 У вас есть коллекция картин на библейскую тематику.  Расскажите, как Вы пришли к вере?

После сорока лет я начал задумываться  о своем смысле жизни,  задавать себе вопросы: «Кто я такой? К чему я призван?  В чем смысл моего бытия?»  После длительного созерцания и внутренней ревизии своего состояния-на это ушли годы искания - ко мне начало    приходить внутреннее знание. Я получил ответ для себя: «Какой дар имеешь - тем и служи, сколько человеку дано-столько с него и   спросится».  Как будто Создатель мне задал   вопрос: «А исполнил ли ты то,  к чему Я тебя призвал?» После долгих исканий  в разных вероучениях я  осознал,  что есть Господь и  уверовал во  Христа,  как своего личного Спасителя. Понял, что я здесь на земле  должен    позаботиться о своей будущей духовной участи. Во всем полагаюсь на Спасителя, на  Его учение, на  Его вспоможение, и свою оставшуюся жизнь как христианин вручаю в Его руки.
В чем видите свое предназначение художника?  «Какой дар имеешь- тем и служи».  Нельзя зарывать свой талант в землю.   Изначально я  получил дар от Создателя.   Как инструмент Божий в Его руках,  я должен что-то делать, выполнять Его поручение, воздействовать  через свое творчество на других людей положительным, созидательным образом, возможно спасительным, поскольку это промысел Божий как какого человека разбудить к покаянию и спасению.
 Важна ли для вас оценка зрителя?  Любой художник, показывая публично свое творчество, хотел бы видеть резонанс, как воспринимается его творчество, как реагирует на его изобразительную философию зритель. Искусство обладает способностью массово воздействовать на зрителя и художник ответственен за то, что  делает.

      
 Сколько времени  в день в среднем уходит на написание картин? 

Раньше,   когда я участвовал в воспитании внуков, решал  многие бытовые проблемы,   то  у своей семьи просил два творческих дня  в неделю. Чтобы написать картину надо вдохновение, сосредоточение, в  это состояние надо нырнуть и какое-то время в нем пребывать. Сейчас у меня для этого больше времени, поскольку мои дети выросли. Я  волен выбирать, когда и сколько   могу заниматься  творчеством.
Присутствуя на открытии выставки «Портреты города» я с интересом рассматривала знакомые мне лица культурных деятелей нашего города. Как к вам пришла    мысль создать такую выставку?
Я каждый раз 9 мая хожу на площадь Победы  и последние 10 лет там вижу  своего учителя Анатолия  Ковалева, бывшего фронтовика, профессора,  моего учителя по худграфу. И мне его образ со всеми наградами настолько  понравился, что я решил написать его портрет. Потом оказалось, что я могу через портрет показать  других  достойных моих  сограждан. Второй портрет я написал Феликса Гумена – Витебского художника, нашего знаменитого патриарха акварели. И когда у меня уже было два портрета, родилась идея написать серию  портретов знаменитых людей Витебского региона. По этому принципу и пошел дальше. Начал искать с ними встречи, изучать их деятельность.  Героев, портреты которых я написал, подбираю по своему выбору. С моей точки зрения, эти люди состоялись.

      
 Портретный жанр сложный ?

 Портретный жанр - самый сложный жанр изобразительного искусства.  Художник, взявшись за портрет  ,изображает   узнаваемого   конкретного человека , но этого мало. Надо, чтобы через портрет были переданы внутренние особенности  человека.  В портрете автор  должен выразить свое отношение к модели. Чтобы все это соединить,  модель надо изучать и обобщать .

Я знаю, для вас очень важны семейные ценности. Расскажите, какова в вашем понимании роль семьи ?

Бог создал первых людей Адама и Еву. Почему Еву? "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И завет для них был  не только плодиться и размножаться , но и охранять Эдемский сад. Семья-это малая церковь. Супруги ответственны за  воспитание детей. Прежде всего,   родители должны привести своих детей к Богу. И самый яркий пример для нашей семьи, родных и близких - это наша собственная жизнь, то, как мы сами поступаем.

Вы самокритичны?

Я бы сказал, что  самоед, анализирую прошедшие события, стараюсь, чтобы у меня не было завышенной самооценки. Завышенная самооценка -  самое страшное для талантливого человека.
Какие качества в людях Вам симпатичны?
Искреннее духовное соответствие,  когда человек такой, как он есть, не выдает ложное за действительное.   Я готов общаться с любым человеком, любого статуса, профессии, внешнего вида,  если человек искренний и борющийся с тем    злом ,  которое он в себе обнаружил.

У вас есть хобби?

Я  люблю порядок, люблю архивы, люблю историческую информацию. Второе мое хобби с детства- музыка. Я играю на баяне.  Когда  занимаюсь творчеством ,  включаю музыкальный фон- джазовую легкую музыку, ретро музыку, музыку моей молодости, народный фолк.

Вы счастливый человек?

Уж точно знаю, что я себя неудачником не ощущаю. В  жизни чувствую духовное впоможение и сопровождение. Для меня счастье-это внутреннее состояние, что ты доволен тем, что имеешь.

 Есть ли у вас жизненное кредо (девиз)?

 Успеть в оставшееся время сделать то, ради чего я явлен в этот мир, после себя оставить след как художника и  как человека-достойного предка для своих потомков.


Рецензии