Театральный сезон Глава 11
Перед спектаклем Лида, Оля и Тоня зашли в кабинет главного режиссёра. Они стоят понурив повинные головы. Сергей Константинович просматривает их дневники.
- Ну что, этого следовало ожидать. Школа страдает. Мы ведь великие актрисы! Нас ждёт всемирная слава! Зачем нам математика? - мужчина вздохнул.
- Мы больше не будем.
- Мы будем учиться.
- Мы поправим оценки - бубнят девочки себе под нос, не решаясь поднять головы.
- Впереди новогодние каникулы. В театре будут проходить школьные ёлки и сказки, поэтому у вас будет время подтянуть все предметы. Следующий спектакль "Бабьего царства" будет пятнадцатого января, жду вас с исправленными тройками и двойками.
Актёр - человек интеллигентный, а интеллигентный человек не может быть неучем.
Всё понятно?
-Понятно, Сергей Константинович!
- Идите в гримёрку, готовьтесь к спектаклю. А тебя, Лида, поздравляю с днём рождения!
Он подошёл и пожал Лиде руку.
Лида замерла на месте. Действительно, у неё сегодня день рождения, но никто её не поздравлял, кроме мамы. В бараках не принято отмечать дни рождений. Что за радость, если ты родился для нищеты и живёшь в нищете.
- Поздравляем, поздравляем... запрыгали девочки, которые больше обрадовались, что их не сильно ругали за двойки и тройки. К счастью, даже у Оли-отличницы к тому времени появилась одна тройка и она стояла наравне с подругами. На сей раз похвалы в её сторону не было, и это сблизило девочек.
Дверь в соседнюю гримёрку открыта и подруги впервые увидели Талалаеву и Скляревскую в их кулуарах. Богатая гримёрка с большими зеркалами и красивыми креслами, и с диваном, куда простым смертным доступа нет. Эта гримёрка для "первых скрипок". Девочки на время застыли на месте, но тут перед их лицами дверь захлопнула персональная гримёрша заслуженных актрис театра.
- Подумаешь, у нас тоже гримёрка хорошая и зеркала большие - высказалась Лида.
- У нас гримёрка на шесть человек, коммуналка театральная, а у них шикарно, ты видела? - спросила Оля Тоню.
- Да, очень красиво.
В конце коридора послышался ораторский голос Гутовского.
"Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише ораторы!
Ваше
Слово,
Товарищ маузер."
Услышав это, девочек будто ветром сдуло с мягкой красной дорожки, и они скрылись в своей гримёрке.
На сцене снова немец пытается изнасиловать Дуню, и убивают Колю.
- Вот бы в сказке сыграть? - мечтательно размышляет Тоня.
- Девчонки, ваш выход - кричит, оживший за кулисами, Коля, просунув голову в дверь.
Оля, Лида и Тоня выходят на сцену непринуждённо. В декорациях стол, стулья, деревенское застолье. Девочки садятся за стол. Возле них стоят алюминиевые кружки. Обычно в них вода и они пьют эту воду, участвуя в общем веселье. Лида поднесла кружку ко рту и, не успев сделать глотка, поняла, что в кружке лимонад. Его запах она не спутает ни с чем. Мама работает в железнодорожной столовой ДЭПО, где ремонтируют паровозы. Работает много по суткам. А Лида с малых лет ждёт её возвращения с работы, как праздника, потому что мама из столовского буфета приносит ей всегда бутылку лимонада и коржик. Вкусно!
В это время Оля и Тоня тоже заулыбались. В их кружках тоже лимонад, но ведь по спектаклю не могут в деревне во время войны колхозники пить лимонад.
- Это тебе, Лидочка, в честь дня рождения Сергей Константинович велел принести на сцену незаметно лимонад. Сюрприз!- сказала шёпотом Лиде на ушко её сценическая мама.
Лида посмотрела в зал, где на десятом ряду частенько сидит режиссёр. Шпанов сидел на своём месте. Лида улыбнулась ему, и он улыбнулся ей. Такого отеческого внимания девочка не ожидала и провалила спектакль.
Поворотный круг. Лида забыла о нём. Толи от волнения, то ли отвлеклась не вовремя, но когда выключили свет для смены декораций и надо было в темноте покинуть сцену, Лида осталась на месте. И только, когда Тоня ей крикнула "уходи", она поспешила уйти, но было поздно. Поворотный круг поехал.
Сценический поворотный круг предназначается для перемещения по окружности декораций и исполнителей, что позволяет производить быструю смену объёмных декораций и построение динамических мизансцен. В данном спектакле исполнители меняются в темноте, пока круг делает свой поворот. Лида помнит, что рассказывал ей на репетиции режиссёр.
- Поворотный круг изобретён в Японии. Поворотный круг сделал подвижным традиционный сценический павильон.
Врезной дисковый круг точно совпадает с уровнем настила сцены. Ещё темно. Лида спешит. Она уже поставила ногу на твёрдую поверхность сцены, но пятка оставалась на вращающемся круге и ей вывернуло ногу, отчего Лида упала и поехала обратно на сцену.
Оля и Тоня бросились на помощь подруге, но лучше бы они этого не делали. Включается свет. Нижние рампы ярко освещают лежащих на полу девочек возле деревенского колодца, скамьи, и лежат они в ногах немецкого полицая. Ужас застыл в глазах девочек, всех артистов, находящихся за кулисами и главного режиссёра, сидящего в зале.
Лида лежит на сцене, смотрит на огромные осветительные прожектора над сценой и мысленно говорит немцу: "Пристрелите меня!"
- Выползайте отсюда - шепчет им суфлёр из своей будки. Три головы находятся как раз возле его лица. Он скрыт от зрительного зала ракушкой, а что скроет девочек, появившихся на сцене не в своём акте?
Выручил их артист Роман Константинович Гутовский, по спектаклю комендант, спившийся обер-лейтенант. Он всё понял и быстро сориентировался.
- Это что за компания? - громко крикнул он - пошли вон, а то пристрелю!
Лида, Тоня и Оля вскочили и, подхватив длинные юбки, бросились бежать со сцены.
Первое, что пришло им в голову это исчезнуть.
- Бежим домой. Всё равно выгонят из спектакля - трясущимися губами предлагает Лида.
- А может нет? Если убежим, тогда уж точно больше не пустят - остановила девочек Оля.
Конец спектакля. Зрители аплодируют стоя. Коленька-Николенко подбегает к удручённым подружкам и тянет их на сцену. С их появлением овации стали громче. Девочки склонили головы и тут к ним подбежали маленькие зрительницы из зала и вручили им по букету цветов. Потом другие артисты подарили им свои букеты цветов. Такого успеха ещё не было в их сценической жизни. Когда занавес опустился, подошёл режиссёр и сказал:
- Поздравляю с провалом! Вы что думаете, в театральной жизни одни цветы и овации? Бывают и провалы, и казусы всякие.
И тут совсем неожиданно для Лиды, он спросил:
- Понравился лимонад?
- Да, спасибо - поспешила поблагодарить его Лида.
- Спасибо!
- Спасибо! - повторили девочки.
Режиссёр кивнул в знак принятия благодарности и обратился к труппе.
- Всем спасибо за спектакль. До свидания!
На фото зал драматического театра в городе Сызрань
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №215053001034