Синяя ниточка

               
Начальник уголовного розыска Центрального района Соломон Иосифович  Зельдин  был мрачен: в городе в связи с массовой амнистией преступность резко возросла  и количество не раскрытых преступлений непрерывно  росло. 
А это дело – вообще какое-то странное:   ночью на улице Пушкина патруль обнаружил два трупа, мужчины были. убиты весьма умело, хотя около обоих лежали финские ножи.
Майор Зельдин в сорок третьем на фронт пошел добровольцем, с рядового солдата  разведроты дослужился до капитана. После войны был направлен на работу в уголовный розыск, где проявил себя достойно. Он много читал. В основном – детективы и фантастику.  Выпить любил, но по нему никогда не было видно, что он пьян. Вот и сейчас он уже приложился.
***
- Здравствуйте, товарищ майор. Разрешите доложить … - послышался приятный мужской голос.
Вошедший лейтенант был роста невысокого, кудрявый, смуглый, с умным и как бы добрым лицом, с небольшими черными усиками.
- Абдулов?
- Так точно. Лейтенант Газиз Абдулович Абдулов. Прибыл в ваше распоряжение после окончания ...
- Ждали, ждали. Очень рад.
Они обменялись крепким  рукопожатием
- Садись, Абдулов. Ты как раз вовремя. Одно дело требует свежей головы. Толковой, разумеется.  Бери папку и приступай. Не стесняйся меня тревожить по любому вопросу. При работе обращай внимание на любую мелочь. На любую. Самую малую.
- Есть обращать внимание на любую мелочь.
- Ты женат?
- Пока нет.
- Это хорошо, потому что может потребоваться недосып и прочее.
***
Сам майор женился на русской девушке вопреки протестам родителей с обеих сторон, успел уже стать отцом троих детей, жена его понимала, но всегда волновалась: уже дважды ее муж был ранен в мирное время.
***
Соломон встал, офицеры посмотрели в глаза друг другу. Зельдин и Абдулов были почти одного роста. Майор внешне ничем не выделялся. Но если он на вас смотрел, казалось, что он читает ваши мысли. Взгляд Газиза был мягкий, с веселыми искорками. Но мог стать и иным, пронзительным.
Абдулов окончил среднюю  школу, отслужил на Дальнем Востоке в армии, собирался стать педагогом, но был направлен комсомолом в школу милиции, которую только-только успел окончить. Он был уверен в себе. Он знал, что будет вести расследование очень и очень тщательно.
***
Мужчины, трупы которых он осмотрел внимательнейшим образом, были крепкими при жизни. Оба плотного сложения, оба высокие. Один был убит ударом в челюсть снизу, сломавшим ему позвоночник в шейном отделе. Патологоанатом написал: «… травма в шейной области позвоночника,  перелом тел позвонков,  компрессионный перелом нижней части шейного отдела, разрыв связок и нарушение иннервации».
Он также был ударен в пах.
Второму вывернули руку, свернули шею.
В деле было указано, что патруль наткнулся на убитых, когда оба еще не остыли. Оба имели в углу рта золотые фиксы.   
Газиз усмехнулся: даже мальчишка-школьник мог бы сказать по внешнему виду этих людей, что они принадлежат к миру уголовному.  Кто же и как сумел уложить насмерть этих двоих, сильных и молодых?
***
Тщательно обследуя тела, он обнаружил с помощью лупы под подбородком того, кто был убит невероятно мощным апперкотом, крохотную синюю ниточку в центре синяка.
Экспертиза ниточки ничего как будто не говорила: шерсть, крашеная фабричным способом. Нашли на этом обрывке совершенно крошечный кусочек шерстяной нитки другого цвета.
Газиз перебирал возможные варианты попадания ниточки в кожу убитого. Среди прочих версий  одна показалась ему наиболее вероятной.
***
- Соломон Иосифович, моя идея может показаться фантастической.
- Говори, - оживился  Зельдин. – Люблю фантастику.
- Это была женщина в вязаных перчатках или рукавицах. Там были синие нитки и, возможно, розовые.
- Женщина? И такой мощный профессиональный апперкот?
- Да. Это была женщина мощного телосложения, потому и удар был мощный. Даже сверхмощный. Если она была напугана или взбешена, то адреналин дал такую реакцию.
- В перчатках или рукавичках мог быть и мужчина.
- Да, мог. Но вероятность мала.  Очень мала.
***
- Что ты намерен предпринять?
- Я хочу побеспокоить боксеров-профессионалов. Не забывая и версии о мужчине. Очень уж точно и сильно удары нанесены.
- Мысль хорошая. Но времени у нас в обрез. Иди прямо сейчас к Георгию Павловичу Ющенкову, преподавателю физкультурного института. Это наилучшая кандидатура. Он знает всех боксеров, да и не только.
- Я надеюсь выйти на эту Брунгильду  еще сегодня.   
Ющенков уже собирался уйти домой. Задержался с неохотой.
Выслушав Газиза, известный боксер задумался. Но ненадолго.
- Мне известна только одна женщина в городе, способная на такие действия. Это Октябрина Тюменцева, студентка педагогического института.
- Она занимается в секции бокса?
- Что вы, у нас в Советском Союзе это пока не принято. Она сама дома изучает бокс, восточные единоборства и прочее. Это – ее хобби. А я ее иногда консультирую. Удивительная девушка! Ей бы мужчиной родиться!
***
Найти Октябрину труда не составило. Одетый в штатское Газиз показал ей удостоверение. Девушка побледнела.
Она была высокая, мощного телосложения, с короткой шеей, слегка сутулая. Рядом с ней офицер казался ребенком.
- Догадываетесь, почему я вас побеспокоил?
- Да.
- Это вы убили двоих бандитов, верно?
- Запираться не стану. Хотя могла бы. Ведь у вас нет никаких улик. Но я поступила так, защищая свою жизнь и честь. У меня не было выбора.
***
- Как это случилось?
-  Они шли мне навстречу, один тут же начал заходить мне за спину. А другой вытащил нож из-за голенища.. Я испугалась, мысль мелькнула: «изнасилуют, убьют и все с мертвой снимут». Мне некогда было рассуждать. Я бросилась к тому, что заходил сзади. Потому что его боялась больше. Он, видно, не ожидал этого. Потерял секунду,  и я ударила его ногой в пах. Он  согнулся – и я нанесла ему апперкот. Он упал, я повернулась к первому. Он уже замахнулся ножом – и я перехватила его руку, вывернула ее.
Он закричал мне:
- Сука,  отпусти, не то ты труп!
Я подумала, что он обязательно меня убьет, если я его отпущу. И я схватила его за голову – и повернула ее резко.
***
- Вы знали, что это приведет его к гибели?
- Я хотела спастись. Если бы он встал, то неизвестно, кто бы из нас двоих жить остался. Конечно, за год до окончания института идти в тюрьму не хочется. Срок, видно, дадут немалый. И учителем мне уже не быть …
- Почему вы так поздно в ту ночь оказались на улице?
- Да комсомольское  собрание было у нас! Разбушевались, заспорили – и вот так задержались, до часу ночи …
- Мне очень жаль, Октябрина. Очень. Зачем вы овладевали боксом и джиу-джитцу? Хотели стать спортсменом-профессионалом? Или для такого вот случая?
***
- Папа мне посоветовал. Он сам был боксером. У него разряд. Он боялся, что меня могут обидеть … как вот сейчас. Говорил, что против злой силы есть только сила.  Арестуете меня прямо сейчас?
- Давайте пройдем в отделение, там с вами поговорит мой начальник.
Они ее вдвоем допросили. Вместе. Без протокола. Она плакала. Зельдин, как и Абдулов, искренне жалел девушку
Потом составили протокол. Она прочитала, подписала.
- Теперь в камеру? – спросила девушка.
- Нет, - не то сурово, не то грустно возразил Зельдин. – Идите пока к себе домой. Объясните все своим родителям.
-  Они знают, что случилось. Умоляли меня не говорить ничего никому, забыть о том, что …
***
- Подпишитесь о невыезде..
- Я же могу убежать!
- Да нет, вы не убежите. Вы не такая. Поговорите с родителями, завтра оденьтесь похуже и приходите сюда с утра. Нам придется вас … это …
- Понимаю. Завтра – в камеру.
Она подписала бумагу.
- Я был бы рад, если бы вы сбежали, - сказал Газиз.
- Так все равно же меня поймаете. Еще и срок добавят.
- Верно.
- Такая честная, такая прямая! И вот ей впаяют срок немалый! – вдруг взвинтился Абдулов. – А виноват я: не обратил бы внимания на ту проклятую ниточку, не предположил бы женщину …
***
- Лейтенант, не уподобляйтесь кисейным барышням! Вы себя показали толковым офицером. И это – главное.
Оба даже предположить не могли, что Зельдин так и не поднимется  выше подполковника и что на пенсию его проводит его начальник полковник Абдулов.
- Жалею бедную Октябрину, такая судьба грозит ей, - взволнованно заходил по кабинету Газиз.
- Да уж. А что, мы ведь можем не только хватать и сажать. Можем и  помочь девушке. Позвоню-ка  я своему однополчанину, он адвокатом стал. Московским. Знаменитым.
Он снял трубку телефона.
***
Московский адвокат, кудрявый богатырь с веселыми глазами, на суде был остроумен и логичен, доказывая, что Тюменцева ни в коем случае не заслуживает заключения. Он прекрасно владел не только логикой, но и своим голосом, который проникал прямо в душу слушателя. Это неудивительно: до того, как пойти в юридический институт, он был актером. В разведроте его обожали за неуемное веселье и отвагу, а еще больше - за пародии.
Сегодня адвокат был в ударе, он превзошел самого себя.
Прокурор, которому подсудимая тоже понравилась, был сдержан и непривычно миролюбив.
Судья, крупная полная женщина с добрыми глазами, явно была на стороне Октябрины. Возможно, и она когда-то хотела овладеть приемами самообороны без оружия.
***
Приговор гласил: учитывая все обстоятельства и положительные характеристики института и райкома комсомола, а также ходатайства преподавателей и студентов вуза, - три  года условно.
Публика в зале встала и зааплодировала.
Кто-то из студентов крикнул:
- Да здравствует советское правосудие.
Только теперь напряжение оставило подсудимую.
Октябрина  рыдала: ведь она, несмотря на мягкость приговора, все равно волею судьбы навсегда останется убийцей …

                21 мая 2015 года.


Рецензии
Вспомнились "Записки следователя" Льва Шейнина, которыми в далёкие 50-60-е зачитывались многие. Ну и заодно вспомнилась молодость.
Спасибо за приятную ностальгию, уважаемый Александр!

Рефат Шакир-Алиев   02.06.2015 03:55     Заявить о нарушении
СПАСИБО, РЕФАТ, ЗА ВАШ ОТЗЫВ.
ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕХ БЛАГ.
С УВАЖЕНИЕМ, АЛЕКС

Александр Герзон   02.06.2015 12:51   Заявить о нарушении