О замечательном голландском художнике Франсе Халсе

Хальс.Портрет супружеской пары.1621-1622гг.

          Франс Хальс 1580-1666гг -  основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

         Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

        Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни.Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Хальс.Портрет супружеской пары.

                Очень известная работа художника «Портрет супружеской пары», который была создана в 1621-1622 годах,вы видите её на иллюстрации.

       В этом году мне  удалось увидеть оригинал этой картины в художественном музее Амстердама.Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.Хочется улыбнуться в ответ на их открытые и притягательные улыбки.

         Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

         Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

   «Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.
 
           Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Хальс Весёлый собутыльник.
           Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Портрет  Мужчины с перчаткой.1650 Эрмитаж.

       Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

                В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования
 
             Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

            К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.
           Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

           В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.
 
      Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.

Рассказывает А.В. Лазарев:
   «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики. Каждый, улучив минутку, требовал "по дружбе" написать его на первом плане и поблагородней. Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.
         Но субординация иногда нарушалась. У молодых поручиков оказывались богатые родители, и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками».
 
Франс Хальс портрет молодого человека с черепом
           Молодой человек с черепом - типичная для молодого Хальса работа. Он любил непринужденные, свободные и даже порывистые жесты своих моделей. И молодой человек, одной рукой держа череп, вторую в порывистом жесте устремляет прямо на зрителя.
           И плутоватый взгляд юноши, и яркое, несуразно свешивающееся с шляпы перо, и вся радостная гамма полотна скорее говорят о доброй шутке, чем о тягостных раздумьях. Свободный мазок, легко положенный на холст, усиливает это ощущение радости бытия.
 
The Laughing Cavalier, 1624
             Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.
 
Хальс. Дама свеером.
         Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером - типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.
       С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты.
               Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза, излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. Все в этой женщине просто, и все прекрасно.

Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем
 
            Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.

             Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.

Регенты госпиталя святой Елизаветы
       Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета
                Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Хальс.Портрет Виллема Хейтхейссена. 1625—30
          Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса.

                Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране.

                Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы. 

   Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея),
содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка.

                Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.
             
           В 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.

            Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.

   «Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. – К сожалению, имя этой быстроглазой плутовки не дошло до нашего времени. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник…

        Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богадельне.
   Но остались многочисленные ученики Хальса, известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде…Четыре его сына тоже стали художниками.

   Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику.
Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

 Другие работы этого замечательного художника,можете посмотреть здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3490738


Рецензии