Я артистка!

 
                «Не всяк Наум наставит на ум!» (Русск. пог.)

                Ну, ты и артистка! - слышу я всю жизнь. Обижаюсь. Негодую. Возмущаюсь. Наконец, сдаюсь. Понимаю: есть во мне что-то от клоуна! Шью костюм - русский, народный, и занимаю свою нишу! На базаре я - самая смешная и весёлая, самая заводная! Громко приглашаю покупателей к своему прилавку сочинёнными самой говорилками. Люди благодарны за маленькое представление, и хорошо за  это платят. Соседки-торговки  завидуют:
          - Артистка с погорелого театра! – пытаются они меня уязвить. Но ведь я – привыкла…
         - Что это? - спрашивает подошедший молодой парень, разглядывая крашеной деревянное яйцо.
         - Яйца Фаберже! – вдохновенно вру я. Люди слушают с серьёзными лицами, это имя им незнакомо. Парню - и подавно. Некому оценить моей шутки! Ладно, попробуем по-другому.
         - А это? – спрашивает он же, крутя в руках детскую расписную дудку.
         - Волшебная дудочка! Исполняет любые желания!..
         - Правда? – простодушно удивляется парнишка.
         - Конечно! - не моргнув глазом, заявляю я. Парень хочет дунуть, но я предупреждаю его, чтобы загадал желание. Простофиля начинает туго соображать, чего пожелать.
         - А это что за трава - любисток? – спрашивает замызганный мужик с одутловатым, синюшным лицом и красным носом.
         - Трава от запоев! Вам не надо?
         - Я же не пьяница! - отмахивается он.
         - Тогда возьмите подкову - настоящая, с ипподрома! На дверь повесите!
Она приносит удачу, отводит удары судьбы!
         - Взял бы, если б было куда повесить! Ни дома, ни двери… - уныло отвечает бездомный.
         - Ой, дайте мне! Мы только что дом построили! - покупает молодая женщина, казашка.
         - А веник - для денег? Кому веник? Шире веник - больше денег! Он же - и игрушка для домового! – уговариваю я всех подряд.
         - От меня не только жена - домовой сбежал, когда дом был! - бубнит мужик с красным носом.
         - А я возьму! - покупают мой декоративный веник, привезённый из Москвы.
         - Женщина, - обращаюсь я к хорошенькой тётке, - купите пальму! Только что из Сочи! Вы были в Сочи? Представьте: приходит к вам мужчина, когда мужа дома нет, а вы - вся под пальмой!..
         Женщина смеётся:
         - Где их взять - мужа да любовника? - но пальму покупает.
         - Возьмите ещё веер! Сейчас вы - женщина, а с веером будете - дама! Как стать дамой? Надо у меня купить веер!
         Женщина становится дамой…
         Рядом, слушая меня, оживает торговка рыбой, переманивает моих клиентов:
         - Покупайте рыбу! Лосось солёный: свежий-свежий! – начинает она громкую кампанию, вопит, глядя на меня. Но клиенты толпятся у моего прилавка, и отходить не хотят. Я замечаю начинающего лысеть молодого мужчину:
         - Кремний и шунгит! Шунгит и кремний! Кто хочет иметь хорошие ногти, волосы и зубы - не упустите случай купить! У нас у всех не хватает кремния! От кремния зубы начинают отрастать, как у акулы! Вот этот у меня после приёма кремния вырос в третий раз! - я тычу в свой зуб, и это - правда. - А шунгит вам  прочистит кровь, улучшится кровоснабжение волосяных фолликул, и вы опять будете  ходить кудрявый, как Пётр Первый! Это при нём открыли залежи шунгита на Кольском полуострове, единственные в мире!.. - обращаюсь я уже конкретно к лысому мужчине. Перспектива слишком заманчивая! Женщины разбирают кремний, мужчина покупает  шунгит...
         - Вот врёт, вот врёт! - шипят мои соседки по прилавку, чтобы покупатели слышали. Но тем нравится мой задор, нравится слушать, как болтается мой «подвешенный» язык, нравится смотреть на мой яркий, нарядный костюм и раскрашенное лицо… Я ещё больше вдохновляюсь от внимания клиентов, из глаз моих – огонь, из ноздрей – дым… Щёки разгорелись, я тороплюсь поделиться всем, что знаю. Некоторые стоят, как заворожённые, только слушают и смотрят представление. Другие лезут в карман за деньгами…
         Вечером прихожу домой, хвастаюсь добычей. У нас с мужем одинаковый товар, но он за день на другом базаре зарабатывает в пять раз меньше меня. К тому же, я знаю, там он ухаживает за цветочницей, и почти от неё не отходит, надолго оставляя свой товар без присмотра…
         - Всё благодаря моему красноречию! - продолжаю хвалиться я добычей. - Как же я для всех нахожу слова, а для тебя, подлеца, не могу найти таких, что-
бы ты не пил, не гулял? Опять весь день около Любки проторчал? - почему-то всех его пассий обычно зовут, как и меня, Любовями.
         - А потому, что на меня твои слова не действуют! - самодовольно
заявляет муж, обычно не имеющий права голоса.
         Э-э-э, думаю я, если бы не действовали, разве ты прожил бы со мной
сорок лет? Ведь я - совсем плохая жена и никудышная хозяйка. А всё - благодаря тому, что я - артистка!


Рецензии