Германия. Год 1993
Картина незабываемая, но тревожащая память. Память (в силу «юного» возраста) скорее генетическую. Сколько еще десятилетий или столетий? должно пройти, прежде чем потомок еврея будет приезжать в Германию без этого беспокойного чувства и воспоминаний о трагедии, зародившейся на этих ухоженных просторах?
Сама Германия (надо отдать ей должное!) делает очень многое для осознания своей вины в развязывании войны и последующих преступлениях против народов.
Слова покаяния звучат с высоких трибун, транслируются в СМИ, на телевидении. Для нынешнего поколения немцев осознание прошлой трагедии стало одной из «духовных скреп».
В обновленном здании Рейхстага сохранены (с помощью обработки специальным составом) автографы советских воинов. Напоминание депутатам Бундестага, которые каждый день идут на службу мимо этих надписей.
Покаяние целого государства – процесс сложный, длительный. Необходимость покаяния в первую очередь осознает элита, люди образованные, цвет нации. И уже затем процесс идет вглубь общества. На этот путь вступила Германия, и покаяние привело эту страну к успеху.
В 1989 году началась массовая репатриация евреев СССР в Германию. Невероятный, казалось бы проект, после Холокоста. Но это произошло. Жизнь еврея в современной Германии – наверно она не простая, особенно для старшего поколения. Но так уж случилось, что в настоящее время в Германии проживает более 200 тыс. евреев. Больше чем в Украине. Такая вот статистика.
Командировка 1993 года в ФРГ случилась совершенно неожиданно для меня, строго «невыездной» и даже не помышляющей ни о чем таком.
Немецкая действительность ошеломила, мы воспринимали ее как кадры какого-то рекламного фильма. Этому поспособствовала и принимающая сторона – руководство фирмы ПЕРКИН-ЭЛМЕР. Лучшие отели Мюнхена, Дюссельдорфа. Ужин и обед – только в ресторанах. Все за счет фирмы. А мы-то с коллегой приехали с запасами копченой колбасы (закупили в Москве) и тушенки!
Много незнакомых марок автомобилей, вылизанные улицы со сверкающими витринами…Короче, на эти две недели мы продали душу капиталистическому дьяволу и особо не размышляли.
Поразили автомобили, на которых нас возили. Мы на Урале еще таких не видели.
Совещаниями нас особо не загружали, и даже свозили без всяких формальностей в соседнюю Голландию.
Запомнился свободный день в Мюнхене. Мы с коллегой решили одни побродить по городу. Он отправился за видеокамерой, а я по «женским штучкам». Когда проходили утром через центральную площадь, там стояла огромная толпа. В черных кожаных куртках, с малиновыми флагами. Албанцы. "Дискриминайз, дискриминайз!!" -неслось в мегафоны. Немцы спокойно шли мимо, было немного полиции, ну и мы не испугались.
Магазины меня затянули крепко, но ничего почти не купила. Ремешок - 50 марок, все казалось очень дорого. Но обратно топала уже вечером, стемнело, вдруг пошел снег. И я заплутала. Площадь была на месте и толпа тоже! Вместе с "дискриминайз". Но вот улочка, в которую надо было свернуть, чтобы попасть в гостиницу, никак не находилась, и я кружила с картой и своим английским вокруг площади. Ну, не "дискриминайзов" же спрашивать! А больше никого не было. Вдруг в одной из боковых улочек увидела женщину. Бросилась к ней, хоть она оказалась вовсе не белой. Наш английский был похож, она сразу вызвалась меня проводить. Спросила, откуда я. Когда сказала, что Россия, ее радости не было предела. О, Бразилия, Бразилия! Она услышала именно это слово! Может потому что на мне был длинный с орнаментом шарф, напомнивший ей родную страну. Бурные объятия. Дальше она говорила совсем непонятно, видно на своем, португальском, а может и местном. Но к гостинице привела.
Спасибо моему коллеге, Диме Пирогову, за отличные фото.
Свидетельство о публикации №215053001920
С Р О Ч Н О
Майя Уздина 05.09.2015 19:12 Заявить о нарушении