Честь имею! Часть 16

Глава 1V

 Испытания на прочность.
Училище в годы Великой
 Отечественной войны
  (1941—1945 гг.)

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз застало личный состав училища в разных местах. Часть из них была в летнем горном лагере, оборудованном вблизи горы Эльбрус, так как в этот день сборная команда училища, в составе которой были и лейтенанты В. Зеленков, Б. Карданов и другие, готовились штурмовать высочайшую вершину Европы, часть в училищном летнем лагере, а основная часть курсантов находилась на основной территории училища. Курсанты и офицеры со всех сторон бежали к репродуктору, висевшему на высоком столбе около главного входа в учебный корпус, и жадно вслушивались в слова, передаваемые из столицы нашей Родины — Москвы о начале войны.
После обеда состоялся митинг личного состава. Его открыл комиссар училища Г. Бурдин, призвавший всех упорно и глубоко осваивать учебную программу и готовить себя к тяжелым боям с технически оснащенным, сильным и коварным противником. Все выступления были проникнуты беспредельной преданностью к своей Родине и верой в победу над врагом.
«Теперь, когда началась война и наши воины героически отстаивают каждую пядь советской земли,— говорил начальник училища полковник И.Я. Лаврентьев, — командно-преподавательский состав училища должен глубоко осознать свою ответственность за судьбу нашей Родины и все свои силы отдать подготовке командного состава для Красной армии, помня, что от качества военного обучения и воспитания курсантов во многом будут зависеть наши победы на фронтах войны. Курсанты теперь должны учиться только на «отлично», воинская дисциплина у нас должна быть железной. Каждый командир, политработник, преподаватель, курсант, красноармеец должны быть готовы в любую минуту убыть на фронт и умело бить врага».
23 июня 1941 г. училище получило приказ, а с 1 июля перешло на сокращенные сроки подготовки командного состава. Для курсантов из числа младших командиров и красноармейцев второго года службы срок обучения был установлен 4 месяца, для гражданской молодежи и красноармейцев первого года службы — 6 месяцев.
Весь процесс обучения и воспитания курсантов строился с учетом требований военного времени и опыта ведения боевых действий Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками. При этом главный упор делался на полевую выучку и физическую закалку курсантов, умелое использование в бою боевой техники и оружия, привитие им высоких моральных и боевых качеств. Лекционный метод уступил место рассказу преподавателя, командира в сочетании с практическим показом. Принципы «Делай как я» стал основным методом военного обучения, а «Учить тому, что необходимо на войне» наполнился новым содержанием. Обучение носило исключительно практический характер.
Вот как об этом вспоминает один из них, впоследствии генерал-майор, С.Г. Безнощенко: «С переходом на ускоренную программу основное внимание было уделено политической, топографической, тактической и огневой подготовкам. Политические занятия непосредственно увязывались с тактической подготовкой, иллюстрировались примерами героических подвигов на фронтах.
Мы редко бывали в училище. Весь учебный процесс проходил в поле, где мы совершали длительные переходы, вступали в учебный бой с марша, вели оборонительные и наступательные боевые действия. Занятия шли днем и ночью. Окончив учебу, мы убыли на фронт. Обстановка военного времени требовала того, чтобы этот отъезд не афишировался. Нас собрали в Ворошиловском зале, и начальник училища с комиссаром сказали, что вот и настало время показать себя на деле. Пожелали нам успехов, дали ряд советов и наказали высоко держать честь училища».


Рецензии