Гость из прошлого

                ГОСТЬ ИЗ ПРОШЛОГО

                (Рассказ вожатой *)

           В прошлом году чуть было не нарушился привычный ход моего лета. В  школе я перешла  в одиннадцатый класс и «вышла из возраста» - меня не взяли в детский оздоровительный лагерь. Но выход нашёлся. Если поздно по-детски оздоравливаться, то должно быть не рано по-взрослому работать. Генеральный директор Островского завода электрических машин Лисин Виктор Михайлович, учитывая мой богатый «лагерный опыт», рекомендовал меня вожатой в младший отряд. И вот я снова, но в новом качестве, на берегу Горохового озера.
 
          Из ста двадцати «оздоравливающихся» сорок пять псковичей. Детей с Электромаша, бывшего головного завода объединения, по старой памяти принимают в «Алых парусах». Оздоровительный лагерь многие по привычке называют пионерским, и к названию моей должности вожатой нет-нет да и добавляют «пионер».  На младший отряд нас двое: Елена Ивановна - инженер-технолог с ОЗЭМ - воспитатель и я - вожатая. Двое мальчишек - сыновей Елены Ивановны  в мамином отряде. Она и воспитывает в основном мальчишек. Я - вожатая у девочек. Разницу между обязанностями вожатой и воспитателя понять трудно, поэтому мы и делаем всё вместе.

           Со старых времён  в лагере многое изменилось. Раньше были пионеры, теперь «дети до шестнадцати лет». В старшем отряде от этого свои новые проблемы. Закон «спички детям не игрушка» здесь не действует. Воспитателям остаётся только следить, чтобы «дети» не курили в палатах и в постели. Алкоголь тоже проблема. В СССР секса нет, - прозвучало в своё время на весь мир по телемосту в известной передаче Познера. Пугающее раньше слово в переводе с латыни - это всего лишь безобидное «пол». Здоровые детишки на бесполых холодных существ явно непохожи. Каждый вечер в лагере дискотека. Младших уводят в двадцать два,  старшие должны быть в постели в полночь. Для тех, кто не любит «топтать пол», вечером «видак».  Его монополизировали старшие мальчики. Что они там крутят, особо никого не интересует, но девочки вместе с мальчиками видики не смотрят.

           Рядом с «Алыми парусами» заброшенная «Чайка» - лагерь завода «Вектор» и база лыжников - Олимпийцев СОЦ «Юность». На прогулках мы часто заходим на территорию лыжников. Младшие дети часами готовы смотреть, как по асфальтовым дорожкам - бывшим лесным тропинкам проносятся лыжники на колёсах-роллерах. Иногда молодые спортсмены заходят к нам на дискотеку. Они, спокойные и выдержанные, не создают проблем. Даже наоборот, жаль, что исчезают рано, так же тихо, как и приходят, в одно время с малышами. У них жёсткий режим.

           Подъём в нашем лагере в  восемь утра. Барабан  и горн - символы ушедшей эпохи изъяты из пользования. Поднимать утром народ - проблема. У многих за доблесть считается «закосить» от зарядки. Кормят достойно, сокращенную букву «О» в названии лагеря некоторые расшифровывают как «откормочный». С физкультурой и спортом в лагере похуже, чем просто с культурой и оздоровлением. Любимец малышей прошлогодний физрук Юра Длинный в этом году работает сторожем. Ключи от катамаранов и шлюпки у него. В тёплые солнечные дни нам  разрешают купание, и Юра организовывает выходы детской флотилии в плавание. Но ясных дней мало. И это всё равно не сравнить с яхт клубом на Ужинском озере. Трудно забыть и старые «Зарницы», походы с ночёвками, военно-спортивные игры, которые проводили в «Дружбе» - пионерском лагере головного завода воспитатели и вожатые вместе с ребятами из заводского клуба туристов и ориентировщиков «След». От «Следа» как и от «Дружбы» не осталось и следа...

            Лагерная смена приближалась к завершению. На последние субботу-воскресенье намечалась детская олимпиада. Но погода испортилась, пошёл дождь, кто-то огорчился, а кто то и вздохнул с облегчением. Физрук Дима взял выходные. В мокрое субботнее утро, когда все сидели по домикам-палатам, в наш корпус вошёл мужчина с двумя увесистыми рюкзаками. Похоже, шёл пешком. Поздоровался, представился как папа Витька Десанта, прозванного так за сшитые мамой камуфляжные штаны - комбинезон, из которых он не вылазил, и неуёмную страсть к придумыванию пусть незловредных, но чреватых синяками и шишками «сногсшибательных игр», от которых мы - воспитатели часто приходили в ужас. Бросив под вешалку на пол основательно подмокшие рюкзаки, мужчина пошёл искать начальника лагеря.

           После полдника на стене объявлений висел Приказ начальника лагеря  Елены Анатольевны  Марковой «...Командовать игрою буду Я», Положение о военно-спортивной игре «Операция «Поиск» и целая выставка спортивных карт, схем, условных знаков. Полный ликбез. Смущало одно - погода. Но папа Витька, а он оказался инструктором - организатором игры, сказал: «Погода заказана».

              Прибитый дождиком лагерь зашевелился. В палату младших мальчишек, превращённую в штаб, вход посторонним был закрыт. Малыши ходили гордые: на их глазах рождалась Игра. Вот лист бумаги. Несколько минут, и это уже трафарет. Буквы и цифры - это не чудо, но когда на всех знаках КП (контрольных пунктов) появился стремительный кораблик под алыми парусами - эмблема лагеря, восторгам пацанов предела не было. Из конвертов достаны бланки приказов-заданий, решётки шифровок, карты. Оказывается, лет десять назад и для этого лагеря заводскими ориентировщиками была приготовлена спортивная карта местности.

             В этот вечер малышня не досаждала на дискотеке. Они были заняты ДЕЛОМ. Когда перед отбоем воспитатель вошла в палату с обычными кусочками присоленного хлеба, все уже, достаточно утомлённые, лежали в постелях, а Витин папа вслух читал главу из «Приключений на безымянной реке».  http://proza.ru/2020/06/01/1747

В десять вечера палата спала мёртвым сном.

             Всю ночь дул ветер, а утром ясное небо и солнышко. Видно погода и впрямь «была заказана». Зарядку отменили, но младшие в восемь утра дружно высыпали на спорт площадку. Неплановую зарядку проводил Мастер. Никто не «закосил». Странно, но и простыни в это утро у всех были сухие.

           Сигнал к началу операции был дан после завтрака во время приборки. Первыми на старт вышли мальчишки из старшего отряда, все в чёрном. Свою команду они назвали «Скин инлайт». Кто-то поинтересовался, что сиё значит? Один из Скинов снисходительно ответил: «Это круто». Старшим девчонкам, которых Скины не взяли в команду, пришлось стать амазонками. Свою команду они назвали «Рваный кед». Положение об игре девчонками в нагрузку не обременяло, зато в каждой команде предусматривался «драгоценный груз» - два- три малыша из нашего младшего отряда - костровые. За их здоровье и хорошее настроение команда отвечала головой.

           Проверку на интеллектуальную состоятельность - несколько вопросов по оказанию первой медицинской помощи, географии и экологии все команды выдержали, а вот первое задание операции - «десантирование» на огромную спортивную карту, разложенную на столе, отняло у Скинов немало времени. Немудрено - они стартовали первыми. Впрочем, Скины быстро «нашлись и  собрались вместе», поставив выпавшие им квадратики - участки «приземления» в нужные места на карте. Азимутальный ход до первого КП - пункта выдачи карт с заданным маршрутом никого в тупик не поставил. После старта первых команд азарт охватил весь лагерь. К некоторым командам стали пристраиваться не заявившиеся вовремя болельщики. Судьи на первом КП были строгими.
Болельщиков вписывали в заявку, и они тут же становились дополнительным «драгоценным грузом». Команда против? Тогда, лишние, пожалуйте в лагерь. Учёт и порядок - залог безопасности.

Оставшиеся в лагере малыши загрустили, и воспитатель Елена Ивановна тоже взяла в руки карту, заполнила бланк заявки и повела своих питомцев в лес. Через полчаса в лесу вокруг лагеря «гуляло» около сотни человек. От КП до КП путь не прост и не прям, многие и не подозревали, что вокруг лагеря такие заповедные места. Но с картой не страшно. С криком «Ура» одна за другой команды приходят на финиш. Однако это ещё не всё. Костровые и «драгоценный груз» остаются в лагере, а старшие уходят в свободный поиск - ещё два километра лесных тропок. Но это по прямой.  Длинный Юра, отправляя их в путь, перекалывает с контрольной карты ещё по три КП. Инструктор замечает неточность: - Внимательнее надо, точнее, КП вместо горки в яму попало. - Ничего, найдут. Они у меня в прошлом году аж до Острова бегали. И все довольны остались.

            Нашли, но не все. Заплутал средний отряд. Вернулись в лагерь. На помощь пришла старший воспитатель, и со второго захода все КП были найдены. Долго ждал своих и Витёк Десант. На первом этапе «Робинзоны», взявшие его в команду, сунули ему в руки карту: «Веди, Сусанин». Витёк провёл, но ребята как-то забыли, что в свободный поиск они уйдут уже без своего малолетнего кострового. Три КП искали долго и упорно. Наверстать потерянное время не помог и разожжённый за две минуты костёр.

           Борьба за первое место сложилась драматически. Скины примчались на финиш. Их костровой очень старался, но ценные советы типа: «Дурак, ну что ты за дрова приготовил. Козёл, кто так спички держит», - не вдохновляли. У мальчишки тряслись руки и ломались спички. Огонь пережёг контрольную нить только через восемь минут. Финишировали и амазонки, то есть команда «Рваный кед»: «Ася, умница, давай...» - поддерживали они свою маленькую костровую. Через две минуты нить перегорела. Этого оказалось достаточно, чтобы наверстать упущенное на дистанции. Скины были в трансе.

             Вечерней  линейки, где награждали победителей, заметно притомившийся инструктор ждать не стал, оставив призы и подписанные грамоты, он  поспешил в город, на центральную площадь. Было девятнадцатое июля - День освобождения Острова. Проводил его пятый, младший отряд. - Спасибо, ребята, мне было хорошо с вами, - попрощался он с детьми. - Нам с Вами тоже, - прозвучало в ответ. Мальчишки провели его до ворот лагеря, на минутку остановились, затем дружной стайкой рванули к корпусу. Кто-то из девчонок заметил:
 - Хромает... Пришёл с двумя рюкзаками, а ушёл с одним...

             Через четыре дня мы все разъехались по домам.
             В этом году я заканчиваю школу. Экзамены выпускные, экзамены приёмные в институте, в лагерь попасть не смогу. Но потом... Лето никогда не кончается насовсем. Только бы кораблик на эмблеме у ворот лагеря не опустил бы свои Алые паруса.
                Лена М., 1998 г.

                ***               
             Не очень удачный рассказ от имени вожатой, с помощью которого я пытался рекламировать свой родительский опыт, так и не был напечатан в «Вечернем Пскове». Прошел год. Я уже не работал в «Курсиве». Издательство разорилось, газета закрылась. Лена окончила школу и перед вступительными экзаменами в институт снова приехала в лагерь вожатой. Виктор, его перестали звать Витьком, тоже поехал в лагерь. И снова была игра. Я делал подарок своему сыну и его друзьям. День игры совпал с днем моего пятидесятилетия. В день моего рождения, игру мне помогала проводить вся моя семья. Не знаю, для кого это был больший подарок. Дарить даже в свой день рождения, не менее, а даже более приятно, чем получать подарки.
                Василий Овчинников, Псков               
                (Опубликовано «Псковская Правда», летом 1999 г.)



*) Как бы P.S.    17.03.24.    Лена М.  -  Дочь моего хорошего старого знакомого Володи М. - в "Новой жизни" главного энергетика когда-то  "родного завода" ПЭМЗ.


Рецензии
Отлично, прочитала с большим интересом! Сразу вспомнилось как мы проводили всяческие турслёты и турэстафеты.)))
Дальнейших творческих успехов, уважаемый Василий!

Айк Лалунц   22.09.2023 08:40     Заявить о нарушении
Айк! Спасибо! Время летит.
Теперь очередь младшей,
пятой внучки.

Василий Овчинников   25.09.2023 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.