Сливочное масло

История, которую я решила рассказать вам, реальна. Произошла она примерно в 1936 году с младшим братом моего дедушки по отцу (сыном Аксиньи и Алексея, рассказ «Спесивая невеста»http://www.proza.ru/2015/04/24/268). Папа часто рассказывал её, и я всё хорошо запомнила... Рассказ от лица Кости, главного героя рассказа...

"Мне было примерно 25 лет. Родители умерли недавно, я остался один и жил у старшего брата. У них детишек мал мала меньше, пятеро мальчишек. Младший, Саша, умер от голода... Два года ему было... Схоронили. Осталось четверо, Павлику, младшенькому, 8 лет минуло. Ловили и жарили ракушки, пекли хлеб из лебеды, варили крапивные и щавелевые щи... Корову у нас в колхоз отобрали... Помню заплаканные и голодные глаза детей... Старший брат,Трифон, у которого я жил, в молодости - солдат царской армии Брусилова. Остались у него  настоящие хромовые сапоги. Сам генерал Брусилов премировал его ими за отличную службу...

Должен сказать, что один из племянников, десятилетний Коля,тяжело заболел.

"Туберкулёз костей, - вынес свой вердикт пожилой доктор, - Мальчику необходимо хорошее питание: сливочное масло, молоко, творог, мясо. Иначе... сами понимаете, организм ребёнка очень сильно ослаблен."

Я видел убитые горем глаза Марьи  (дочь Алёны, рассказ "Алёнушка"http://www.proza.ru/2015/05/03/1455), недавно схоронившей двухлетнего малыша... Что делать? Посоветовавшись с братом и снохой, решил я поехать в Москву и обменять хромовые сапоги хоть на какую-то еду: на зерно, крупу, картошку (она почему-то ни у кого не родилась в те годы), ну, или ещё что-то съестное... Стояла зима- снежная, пушистая и на удивленье мягкая. В Москве у нас были какие-то дальние родственники, у них я и остановился...

"Хорошие, добротные сапоги! Продашь, и глазом не моргнёшь!" -весело приободрили меня родственники. На следующее утро я перекрестился и пошёл на рынок... Однако, не всё так легко, ка кажется, ну или я не умею торговать... За целый день ко мне никто так и не подошёл... Вернувшись на квартиру к родным со своими сапогами, принёс я ещё и насморк в придачу... Но делать нечего! Не прохлаждаться же ведь я сюда приехал...

На следующее утро, почти уже не веря в удачу, вновь я пошёл на рынок... Почти уже к концу дня, когда успел я порядком промёрзнуть, ко мне подошла тихая, интеллигентная старушка.

"Хорошие сапожки, милок. Продаёшь?" - вежливо поинтересовалась она.

"Продаю, - не веря в удачу, отвечаю ей.

"Милок, я взяла бы их, сыну. Да денег у меня нет. Могу заплатить сливочным маслом. Четыре килограммчика даю. Согласен?"  Передо  мной тут встали голодные глаза детей... Коля,истощённый, ослабленный и вымотанный жестоким недугом...

"Да, да, согласен. Давайте масло", - боясь, что она передумает, поспешно говорю я.

"У меня с собой только килограммчик остался. Хочешь, здесь постой, я скорёхонько принесу остальное. Ну, или пойдём ко мне, я тут недалече проживаю" - тихонько произнесла бабуля, открыв сумку и показав мне небольшой свёрток, завёрнутый в серую бумагу.

"Пойдём", - согласился я и, взяв свои сапоги, пошёл за ней, с удовольствием размяв при ходьбе застывшие ноги...

Мы долго шли какими-то дворами и  грудь мою сдавила непонятная тревога, предчувствие беды... Но что мне может сделать плохого эта старая женщина? Наверное, я просто устал... Вот так, размышляя, мы подошли к нужному подъезду и поднялись на второй этаж. Спутница моя, зачем-то подмигнув мне,  открыла дверь ключом и мы вошли... Обычная квартира, только запах какой-то странный. Она проводила меня в одну из комнат,шустро заперев за мной дверь на ключ...

То, что я там увидел, до сих пор снится мне в кошмарных снах... На огромном железном крюке, вбитом в потолок, висело человеческое тело. Оно было без головы, без рук и ног и полностью выпотрошено... Голова - видимо, женская - лежала тут же, в большом тазу. Кровь с тела стекала в другой таз на полу... Дверь открылась, вошла старушка с огромным бородатым мужиком, в руках которого ясно сверкнул топор... Я метнулся к окну, разбил его чем-то, не помню, чем, и выпрыгнул... Второй этаж, не так уж высоко... Приземлился в сугроб под окном и - ходу... В ту же ночь я уехал домой... Без сапог и с пустыми руками, явившись к брату, рассказал им всё, как было...

"Проживём, ничего... Тем более, накой мне те сапоги? А Николка... что ж теперь... Бог даст, поправится парень... Я мучицы на мельнице договорился прикупить, тёща вон козу нам привела. Ничего, не тужи, братишка! Главное,что ты живой вернулся!" - приободрил меня Трифон, обняв крепко. И я заметил на глазах его слёзы...

Николка выжил, болезнь, правда, до конца так и не ушла... Он ушёл на войну, приписав себе  недостающие годы, поступил на ускоренные офицерские курсы и пропал без вести под Сталинградом.. А на Константина была похоронка...Моя бабушка до самого смертного часа ждала своих мальчиков с той страшной войны... Но это уже совсем другая история.


Рецензии
История правдоподобная, такие я читала. Нарастающее напряжение чувствуется, когда парень идет за старушкой. Герою повезло, в живых остался. Язык Ваш Ирина, мне тоже понравился. Но резануло слово "прикупил". Как филолог я могу посоветовать или попросить: не надо автору пользоваться в тексте разговорными словечками: присаживайтесь, прикупить, годики, детки, хохотушка и другими. Они снижают ценность текста. Ими пестрят тексты на Прозе, влияние на такую безграмотность оказывают фильмы, снятые в постсоветское время. Буду рада, если Вы меня правильно поймете, обычно на такие замечания авторы хамят, и я очень редко кому пишу об этом.

Любовь Ковалева   01.08.2018 14:59     Заявить о нарушении