C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Как изъяли бриллианты

ПЬЕСА НАПИСАННАЯ В НАЧАЛЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА,

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Отец – 42 года.
Мать – 36 лет.
Дочь их  Вероника – 16 лет.
Гена – школьный знакомый, может одноклассник.
Сергей – школьный знакомый и может одноклассник.
Хулиган Мотя – ученик 9 класса.
Хулиган по кличке «Барон» - без  особого рода занятий молодой человек.
Мужчина преклонного возраста.
Мужчина – 36 лет.
Женщина – 32 года.
(Они муж и жена).
Милиционер – молодой.
Бабушка Вероники – 80 лет.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

КАРТИНА ПЕРВАЯ.
Квартира  хорошо обставленная. На диване сидит мать и читает газету. Образ матери шикарный и на ней красивый и длинный халат. В комнату заходит отец. Это высокий и худой мужчина в очках. Он держит в руках письмо.

Отец – Нина оторвись от чтения. Я хочу сделать тебе интересное сообщение.

Мать – Сколько раз тебе говорить? Не называй меня так. Я – Нинель. И по документам  Нинель. Понимаешь?!  С чем пришёл?

Отец – Завтра нашей дочери исполняется шестнадцать лет.  Сегодня  Вероника должна сходить к бабушке. А вчера у моей мамы был день рождения. Ты хоть открытку ей отослала?

Мать – Здрасте! Это твоя мать ты и поздравляй.

Отец – Да?

Мать - Не дакай, говори дальше.

Отец – Должен тебе сообщить. Я сейчас письмо вынул из почтового ящика. Мама моя прислала. В письме она пишет, что дарит нашей дочери бриллиантовые серёжки ко дню рождения внучки.

Мать – Бриллиантовые серёжки?

Отец – Да, те, которые ты видела на ней в день нашей свадьбы. Ты тогда восхищалась, что они, как настоящие. Оказывается, они и есть настоящие. Вот мама в письме пишет.

Мать – А сколько же они стоят?

Отец – Я не знаю. Мне в голову не приходило спросить маму об этом. Я однажды зашёл в ювелирный магазин из любопытства.  Там под стеклом на прилавке лежали похожие. Так они три тысячи с чем-то стоили.

Мать -  Боже, это как раз столько сколько нам не хватает на машину! Где Вероника? Может она во дворе с девчонками гуляет? Поди и посмотри. Если она там, То приведи её домой.

Отец пошёл за Вероникой. Мать стала ходить по комнате, что-то соображая и думая об известии. В комнату вошла Вероника – симпатичная девушка в джинсовой куртке и джинсовых брюках тёмно-синего цвета. За ней вошёл отец с письмом в руках.

Отец – Доченька, тебе надо сегодня съездить к бабушке и обязательно.
Вероника – Ну вот ещё! Мы с ребятами договорились в кафе сходить. И вообще, почему именно сегодня?

Отец – Вчера у бабушки был день рождения. Её надо поздравить.

Вероника – А вы, что сами не можете?

Мать -  Там слишком грамотные и образованные. Мне, простому продавцу, там делать нечего.

Отец – Нинель, не надо лишних слов. Вероника сходит в кондитерскую, купит торт и отвезёт бабушке. Извинится, что с опозданием поздравляет её с днём рождения. А бабушка в свою очередь, поздравит её с днём рождения и преподнесёт в подарок Веронике бриллиантовые серёжки.
Вероника – Какие ещё серёжки? 
Отец - На, читай. (  Он даёт ей письмо от бабушки). 

Вероника читает письмо.

Вероника - Ой! Сниму я себя эти побрякушки и надену настоящее золото с бриллиантами. Деньги на торт и я помчалась. Придут ребята за мной в кафе, скажите им, что у меня появились другие планы.


ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ.

КАРТИНА  ВТОРАЯ.

Парк, аллея. На скамейке у кустов сидит старичок. Он делает вид, что читает, а на самом деле дремлет и даже похрапывает.  Навстречу Веронике идут Гена и Сергей. Они  тоже в джинсовых костюмах. Веронике они оба нравятся. Она улыбается. Гена замечает её  улыбку.

Гена - Привет! Вижу радостное настроение, как будто в лотерею машину выиграла.

Сергей - Или, по крайней мере, мотоцикл с коляской.

Вероника - Привет, ребята! А вот и не угадали. У меня теперь будет нечто такое, чего ни у одной из девочек нашего класса  нет.

Сергей - И что же это может быть?

Вероника - Мне бабушка на мой день рождения подарила бриллиантовые серёжки. Я мчусь за ними. (Пауза).  А в каком же доме бабушка живёт? Автобус номер пять, конечная остановка, дом в конце улицы. Кажется, там дерево растёт и около него кусты. Ребята, я там была лет пять назад, а может и семь. Ну, ладно, пока.

И Вероника  скрылась из вида.

Гена - Вот дурочка. Ей лапшу на уши навешали, а она - бриллианты! Сейчас многие пользуются уловками, чтобы на внуков поглазеть.

Сергей - Ты прав, старик. Я вчера ходил к больному в кавычках дедушке. Дрова колол, воду  на огород носил. Он, видишь ли, позаботился об упругости моих мышц.А того будто бы не знал, что я в секцию бокса хожу.

А в это время двое хулиганов схватили Веронику и потащили в кусты. Начали с неё снимать куртку и джинсы. Слышен голос Вероники. - « Помогите!!!  Раздевают!!!»

Серёжа - Гена, там просят о помощи.

Гена - Ерунда. Это чья-то очередная шутка. Кто же днём в парке раздевать будет?

Серёжа - Ты, как всегда, прав, старик.  Ну что, пошли в кафе посидим, мороженое с кофе употребим.

Гена - Нет, давай, сначала в библиотеку зайдём, а потом  в кино сходим и боевик новый посмотрим.


Они уходят. Появляется пара - муж и жена.

Муж - Там, в кустах кричали. Может, помощь нужна?

Жена - Не ходи. От тебя вином разит за сто вёрст. Не хватало, чтобы ты в драку ввязался. Вдруг милиция появится. Она не будет разбираться кто прав, а кто виноват. Раз выпивши, значит виноват. Заберут, сообщат на работу. На работе премии лишат и из очереди на квартиру в конец поставят.

Муж - Да, пожалуй, ты это верно заметила.

Они уходят... Из кустов вышла Вероника. На ней спортивное трико и полосатая футболка. Она подходит к старику, который дремал за газетой.

Вероника - Дедушка, гражданин, Вы не видели, куда парни побежали?

Старик - А. Что? Вот молодёжь пошла - подремать не дают: то кричат, то спрашивают. А Вы, девушка, не в курсе кого там раздели?

Вероника - Да меня раздели!  Сняли куртку, джинсы. Вот это барахло кинули, а сами удрали.

Старик - Ну это ещё полбеды. Хорошо, что ещё чего дурного с тобой не сотворили. Иди в милицию. Жалуйся.

Старик снова уткнулся в газету и задремал. Вероника побежала в сторону дома, где жила.

Из другой стороны появились хулиганы Мотя с Бароном.

Барон - Ну как я, Мотя, выгляжу?

Мотя - (Хлопнул  Барона по плечу). Барон, ну и клёвый ты стал парень.

Барон - Ну так вот, запомни - я теперь девушка, внучка.

Мотя - И в правду в вас есть что-то общее: те же глаза, те же волосы, тот же рост. Вы как близняшки.

Барон - Мы сейчас идём в кулинарию. Покупаем пирог или ещё там кое-что и едем на пятом трамвае до последней остановки. Находим дерево, заходим в хату. И культурно берём бриллианты.
Мотя - Короче, грабим старушку. Но ты,  же парень, а она девчонка.

Барон - Друг ты мой сердешный! Ты разве не слышал, что она у бабушки не была лет пять - семь!

Мотя - Ну у тебя и голова! А, если старушка догадается, позовёт милицию.

Барон - Скажем: «Пошутили». И растворимся в толпе.

Мотя - Верно! Кто нынче не рискует, тот и не живёт. А куда побежит эта дурочка?

Барон - Я думаю: в милицию спасать свою джинсуху. Так что у нас есть время.


Они уходят.
Занавес закрывается.  С одной стороны сцены высвечивается телефон- автомат. Вероника подходит, берёт трубку, набирает номер, звонит.

Вероника - Ало! Милиция? Двое неизвестных парней средь белого дня меня обокрали. Где? В парке на главной аллее. Что? Стоять?  Ждать?  Чего ждать? Быстрее приезжайте, а то убегут мои куртка и джинсы.


ДЕЙСТВИЕ  ТРЕТЬЕ.

КАРТИНА  ТРЕТЬЯ.

В доме у бабушки. Мебель старая. Окна маленькие. В комнате не светло. Бабушка сидит в кресле. Ноги её укрыты клетчатым пледом. Напротив её стоит кресло такое же старое, но пустое. За дверью в квартиру стоят Мотя и Барон.

Мотя - Ну, Барон, ты иди, а я здесь на стреме побуду.

Барон - С богом, как сказал один альпинист, и шагнул в пропасть.

Барон стучит в дверь.

Бабушка - Кто там?

Барон - Это я, твоя внученька, Вероника.

Бабушка - Заходи, милая, дверь не заперта.

Барон - Здравствуйте, бабушка. Как давно мы с вами не виделись!

Бабушка - И то, правда. Я плохо вижу. Ты сядь на кресло, чтобы я тебя лучше видела. Я прошлым днём нечаянно очки разбила.

Барон - Спасибо, за приглашение присесть.

Бабушка - Да ладно тебе культурничать. Садись.

Барон садится в кресло и вытягивает ноги, разваливается, кладя голову на спинку кресла.

Бабушка - Какая ты у меня большая выросла. А ноги, ноги то какие длинные!

Барон - Бабушка, это акселерация и ничего не поделаешь.

Бабушка - Знаю, знаю, слышала про это дело. А косички то где твои?

Барон -  Бабушка, сейчас косички не носят и мода на другие причёски.

Бабушка - А с голосом    что случилось?

Барон - Осложнение после ангины.

Бабушка - Ну вот чисто парень передо мной сидит. Ну как там твои родители?

Барон - Нормально.

Бабушка - Что делают?

Барон - Работают.

Бабушка - Работают, значит здоровы. А  я  вот приболела. Как только соберусь к вам, так сразу и заболею. Прошлой зимой поехала в центр, уже не помню зачем. Народу было в автобусе очень много. Стала выходить  и кошелёк с деньгами случайно обронила. Поднять не было никакой возможности. Так кошелёк и уехал. Хорошо, что в пальто мелочь была на обратную дорогу. Теперь никуда не хочу ехать. А ты, молодец, что приехала.

Барон - Ой, я же торт в коридоре на столе оставила. Пойду, принесу.

Выходит в коридор, забирает торт. Приносит  бабушке. Ставит на маленький столик между креслами.
Барон - Вот кушайте на здоровье. Надо же, чуть не забыла.Вы, бабушка, не болейте,поправляйтесь.

Бабушка - Какая же ты у меня славная! Я тебе подарок приготовила на твой день рождения. Жду тебя и коробочку с серёжками при себе ношу. У серёжек особая история. Мне их подарила моя бабушка, когда уезжала за границу в тысяча девятьсот семнадцатом году. У неё не было дочерей. Единственный сын встал на сторону советской власти. Бабушка сказала, что оставляет серёжки мне на голодный день, если такой возникнет.
  Отец мой вскоре погиб на гражданской войне за советскую власть. Моя мама была сильной женщиной. Несмотря на тяжкие годы Гражданской и Великой Отечественной войн, она сохранила эти серёжки и наказала мне: Как бы ни сложилась моя судьба, я не должна их продать. «Если человек работает, то у него не может быть голодных, чёрных дней».
  Судьба распорядилась так, что я растила сына одна. Муж оказался недостойным человеком. Мы расстались. Он так и не узнал, что серёжки настоящие. Я всегда говорила, что это хорошая подделка, и так побрякушки.
Я старая, часто болею. Скоро умру. Дочерей нет. Один сын и тот, словно, за тридевять земель живёт. Повторяю: это тебе мой подарок на твой день рождения. И завещаю: эту ценность фамильную ты передашь своей дочке. Если дочки не будет, то дочке первого сына. Одним словом по женской линии. Серёжки не должны быть проданы за кусок хлеба. Иначе для меня не будет смысла.

Тут она замолчала и о чём- то задумалась. Барон нарушил паузу и спросил:

Барон - Бабушка, а если со мной что-нибудь случится?

Бабушка - А ты живи так, чтобы с тобой ничего не случалось. Будь умницей. Там, на комоде, лежит толстая швейная иголка. Рядом стоит одеколон. Принеси мне. Я сама проколю тебе уши и надену серёжки. Это не больно и быстро заживает.

Барон - Нет, бабушка. Я считаю, что в шестнадцать лет носить такие серёжки рано. Вот исполнится восемнадцать лет, тогда другое дело.

Бабушка - Однако, в тебе есть нечто достойное в моём понимании. Я довольна. Так вставай и подойди ко мне. Прими мой подарок.


Барон подходит к бабушке. Бабушка из под пледа достаёт коробочку с серёжками и отдаёт Барону.

Барон - Спасибо. Не знаю как тебя, бабушка, благодарить.

Бабушка - Поцелуй меня трижды. И приходи с родителями и нотариусом. Дарение надо оформить. Чай не стекляшки дарю. Мало ли что в государстве может случиться. Как будите оправдываться? А тут вот он документ. Чаем не угощаю. Сил нет, от разговоров устала. Хочу отдохнуть. Иди домой.
Только спрячь подарок подальше. Да никому не болтай, что бриллианты настоящие.

Барон - Хорошо, бабушка. Я всё сделаю, как ты сказала. На улице становится темно. До свидания.

Барон трижды целует бабушку и выходит в коридор, пряча коробочку с серёжками в карман куртки. В коридоре его ждёт Мотя.

Барон - Тьфу, какая солёная старуха. Ну что, Мотя, финит а ля комедия: были ваши - стали наши.  Айда, скорее на автобус.
 

 И они навсегда исчезли из этой истории. Бабушка погрузилась в сон. Через некоторое время, может через час - два, она очнулась ото сна от стука в дверь.


Бабушка - Да, да! Кто там?

Милиционер - Милиция.

Бабушка - Господи, да что нужно?

Милиционер - Мы к Вам по делу.

Бабушка - По какому такому делу? Я не знаю никаких дел. Я старая одинокая женщина.

Вероника - Да это я, бабушка, твоя внучка Вероника.

Бабушка - Ну так заходи и говори зачем вернулась.

 В комнату входят: милиционер, внучка Вероника, мать и отец Вероники.
Милиционер достаёт удостоверение и показывает бабушке.

Милиционер - Здравствуйте. Позвольте спросить. Не приходили ли к вам двое молодых людей?

Бабушка - А что случилось? Почему я должна давать вам ответы на ваши вопросы?

Милиционер - Я при исполнении. Раз спрашиваю, значит - надо.

Бабушка - Не было у меня двоих молодых людей.

Милиционер - Может Вас сегодня кто-то навещал?

Бабушка - Да. Приходила только одна моя внучка.

Вероника бросается к бабушке.


Вероника - Бабушка! Какая внучка? Я - твоя внучка.

Бабушка - Отойдите все от меня подальше. Мне так лучше будет вас всех разглядеть.

Все отодвигаются за кресло.

Бабушка - Самый высокий это точно мой сын.

Отец - Здравствуй, мама. Что за внучка к тебе приходила?

Бабушка - Да вот такая же, как этот молодой человек.

Отец - Мама, да какой же это молодой человек. Это девочка, девушка - моя, почти уже взрослая дочь.

Бабушка - А кому же я тогда отдала серёжки?

Мать Вероники - Как? Ты уже их отдала? Отдала чужому человеку?

Мать Вероники гневно посмотрела на отца Вероники.

Мать - Я всегда говорила, что твоя мать сумасшедшая старуха.

Отец - Не смей так называть мою мать, воровка. Мать - Это я воровка? А ты, ты сам  кто? (Иронически) Младший научный сотрудник. За что получаешь столько лет деньги? И вообще, непонятно,  чем вы там занимаетесь в своём институте. Дармоеды. Засели в своих  тёплых кабинетах, как птицы в клетках.

Отец - Заткнись!!! Иначе я расскажу милиционеру, как ты приворовываешь в                магазине.

Мать - Да! И много я украла? Да люди сами своих копеек не берут за отличное обслуживание. А у государства я ничего не украла. Да таких ротозеев не грех обсчитать и обвесить. Как у тебя язык повернулся мне такое сказать?  Спишь на перинах, жрёшь, что душа пожелает. Ходишь на работу с портфелем, как приличный человек и воображаешь. Посмотрела бы я, как бы ты жил на свою мизерную зарплату.

Отец - Могу обрадовать. Я подал заявление и ухожу работать в школу учителем химии. Там сейчас больше платят.

Мать - Ты в школу учителем? Да чему ты можешь научить, как только пробирки мыть. Уж я то знаю твои способности. Мне только и есть радость, что знакомые завидуют, что у меня муж в институте работает.

Милиционер -  Товарищи, прекратите выяснять отношения. Давайте разбираться по существу.

Бабушка - Как, Вовочка, ты хочешь оставить институт? Я не советую тебе этого делать. Дай мне честное слово, что ты этого не сделаешь.

Отец - Мама, я уже подал заявление.

Бабушка - Так возьми назад.

Отец - Неудобно.

Мать - Вот! Полюбуйтесь! Быть лодырем удобно. Гнилая интеллигенция. Это твоё, старуха, воспитание. Это ты его  таким вырастила. Ведьма безмозглая.

Отец - Прекрати! Вон отсюда!

Бабушка - Доктора мне. Я задыхаюсь. Мне плохо.


Милиционер пошёл вызывать доктора.

Мать - (Обращаясь к Веронике) Ну что онемела? Принеси бабушке воды.


Вероника уходит и приносит стакан с водой. Подаёт стакан бабушке. А  бабушка мертва.

Отец - Это ты убила её своими откровениями.

Мать - Я убила? А может ты? Ты такой хороший сын в кавычках. Она отдала тебе  всю свою жизнь. Даже замуж повторно не вышла. А чем ты ей платил? Жил рядом в одном городе, а не навещал.


Появляются милиционер с доктором. Вероника выбегает в коридор. Прижимается к сене и потихоньку сползает на корточки. Кладёт руки к себе на голову.

 Вероника - Господи! Мать - воровка, отец - ничтожество. Старуха умерла. Хулиганами раздета  и ограблена. Бриллиантов нет. Как жить в этом мире?


Занавес.

Сцену в милиции, как Вероника писала заявление, и как ездили за родителями сочла не обязательной и из пьесы изъяла и выкинула.


Вероника - Уже не надо. И доктора не надо.

Отец с матерью подходят к бабушке и понимают, что бабушка действительно мертва.


Мать - Лучше бы она нам не писала. Джинсов нет, куртки нет, бриллианты украли.

Отец - Это ты убила её своими откровениями.

Мать - Я убила? А может ты? Ты такой хороший сын в кавычках. Она отдала тебе  всю свою жизнь. Даже замуж повторно не вышла. А чем ты ей платил? Жил рядом в одном городе, а не навещал.


Появляются милиционер с доктором. Вероника выбегает в коридор. Прижимается к сене и потихоньку сползает на корточки. Кладёт руки к себе на голову.

 Вероника - Господи! Мать - воровка, отец - ничтожество. Старуха умерла. Хулиганами раздета  и ограблена. Бриллиантов нет. Как жить в этом мире?


Занавес.

Сцену в милиции, как Вероника писала заявление, и как ездили за родителями сочла не обязательной и из пьесы изъяла и выкинула.


Рецензии