Слово о полку игореве. сценарий

Сценарий фильмы

СЛОВО о ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Игоря сына Святославля
внука Ольгова

 
Название
Под могучим зеленым дубом сидит человек в парике и бархатном камзоле 18 века; он читает большую старинную Книгу.
Руки замерли над страницами… (а ить похожа раскрытая книга на гусли!)
Красивые руки в манжетах держат раскрытую книгу - на развороте летопись с миниатюрой и древним текстом.
Миниатюра "Войско во главе с Князем выезжает из Города" – мы медленно разглядываем ее… слышится стук копыт, лязг оружия и вороний грай.
На фоне миниатюры появляется красными буквицами название:
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА"

Зачин
Могучий дуб (Древо Жизни).
Лицо Бояна – слепец в черных очках – ветер трогает его седые волосы...
Крупно: мы медленно "ползем" по извивам древней коры к ветвям, потом, следя за извивами ветвей, - к малым веточкам и листьям, потом птицей "вырываемся" в синее небо и летим...
Лицо Бояна.
Крупно: мы медленно "ползем" по стволу вниз к корням, потом следим по выступающим из земли корням по земле, потом волком "срываемся" и убегаем в даль...
Крону дуба слегка шевелит ветер. Поет-заливается соловей. На соловьиный свист накладывается текст:
"Не лепо ли бяшеть, братие, начатии старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! Начатии же ся песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию, серым вълкомъ по земли, шизым орлом под облакы". (Соловей смолкает)
"Помняшет бо, рече, първых времен усобицъ…"
Три князя-богатыря старого времени - "старый" Ярослав, "храбрый" Мстислав и "красный" Роман Святославич, один старший, другой средний, третий самый младший (как три богатыря). У каждого на руке по соколу.
Одновременно снимают они с голов соколов черные мешочки и пускаю птиц вверх.
Лебединый крик. Падают перья как снег.
Боян поет, сидя под дубом.
Поет соловей.
Гусли под дубом и ветер. Ветер и бренчание гуслей.
Две повисшие в воздухе над гуслями руки как крылья птицы.
У подножия дуба сокол со спутанными лапками, колчан стрел и гусли (геральдика).

Первые слова об Игоревом походе
Разворот Книги с миниатюрой "Князь с дружиной выезжает из Города" и с фрагментом "Слова о полку Игореве", написанном старинными славянскими буквицами.
В ясном небе веет стяг с ликом Христа.

Дурное знамение
Солнечное затмение: на солнце медленно находит тень.
Все живое в страхе смолкает.
Сидящие за свадебным столом русские воины с поднятыми кубками медленно "тухнут" - так, что становятся неразличимы их лица.

Обращение Князя к полку
Князь Игорь стоит (как на иконе Св. Георгий) без шлема, правой рукой достает из ножен меч, левой придерживает пустые ножны и так картинно замирает.
(живая фотография - только ветер трогает волосы)
Текст:
"Братие и дружино! Луцежъ бы потяну бытии, неже полонену бытии; а всядем, братие, в свои бързыя коиони, да позрим синего Дону".
Икона "Чудо Св.Георгия о змие": копье Георгия бьет змия в рот. Продолжение речи Игоря:
"Хощу бо, - рече, - копие приломити конецъ поля Половецкого…"
Встреча Игоря с братом Всеволодом
Братья одеты в зеркальные сине-красные одежды – как День и Ночь, как Борис и Глеб. Братья обнимаются.
Игорь едет на белом коне в красном плаще с красным стягом, за ним (как на иконе "Борис и Глеб") едет Всеволод на черном коне в синем плаще с синим стягом.
Всеволод нахваливает Игорю своих курян: "А мои ти Куряне…".
Голенький младенец (мальчик) на руках русского воина.
Младенец играется блестящими доспехами отца.
Игорь ставит ногу в золотое стремя.
Игорь скачет на белом коне по чистому полю - блестит на солнце золотой шлем.

Див кричит
Старинная карта. По ней рука в манжетах движет русское войско во главе с Князем к половецкой границе… (Звуки похода: скрип телег, ржание коней и бряцанье оружия).
На мертвом дереве сидит филин.
Русское войско пересекает границу и движется в сторону Дона.
(Слышится уханье филина).
Рассматриваем карту "Земли Незнаемой" (чужой): Волга, Поморие, Посулие, Сурож, Корсунь, Тьмуторокань...
(Все это время, как бы предупреждая своих об опасности, ухает филин).
Голова ухающего филина.
В музее древний Тмутараканский камень с русской надписью 1068 года.
(Камень этот был найден на окраине Тамани в 1793 года и сейчас хранится в Государственном Эрмитаже).

Малая победа
Разноцветные богатые ткани стелются под ноги коней.
За конскими копытами бегут грязные ноги в браслетах пленных девушек-половчанок. Плач половецких девушек.
 
Ночь перед боем
Ночь. В степи половецкий хан - на голове малахай с волчьим хвостом - воет на луну: Аоууу…
Горят костры, русские воины спят.
Карканье ворон, вой волков, стрекот сорок и т.п. – ночные страхи.
Филин на дереве таращит глаза.

Бой
Сильный ветер гонит громовые тучи.
Ливень - раскаты грома и сверкание молнии
(Текст накладывается на звуки непогоды).
На фоне грозового неба веет лик Христа.
Лица русских воинов в отсветах молнии.

Историческое отступление: Олег Гориславович
"Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святьславлича…"
Расписные петушками да цветами распахиваютсяворота и под звон колоколов в хоромы входит Князь Олег Гориславович (дед Игоря).
А Владимир Мономах затыкает уши ладонями и звон прекращается.
Миниатюра "Крестьяне собирают хлеб".
Горящие колосья хлеба. (Треск огня).
Миниатюра, изображающая бой русских с половцами.
Рассматриваем ее: веющие стяги, тучи стрел, отрубленные головы под ногами коней и пр.

Поражение
Семь русских стягов - синий – красный – синий – красный – синий – красный – синий - одновременно падают.
Князь Игорь пересаживается с белого коня на черного, с золотого седла в простое седло половецкое.
Пешие половцы уводят под уздцы черного коня с плененным связанным Князем.
(Плач невесты).
Белая скатерть, свадебный стол. Тусклый свет догорающих свечей. За столом русские воины мертвым сном спят. Кубки с красным вином опрокинуты, белая скатерть залита вином. Черные вороны гуляют по свадебному столу, клюют угощение.
"ту пиръ докончаша храбрии Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось".

Напасти Земли Русской
Филин падает с дерева на землю (вероятно, за мышкой) и начинается Ночь.
Во тьме горящие свечи образуют крест.
(Плач по умершим).
Сквозь огонь фрагмент иконы "Чудо Св.Георгия о змие":
Но все перевернулось – теперь змий сверху, а Георгий снизу. Змий попирает русскую землю, алый язык его как пламень и копье в рот.
"А Игорева храбраго пълку не кресити! За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Русской земли, смагу людемъ мычючи въ пламяне роз. Жены Рускыя въсплакашась…"
(Причитают по убиенным русские жены).

Слава Святослава и осуждение Игоря
Великий Князь Святослав гордо стоит – сверкают на солнце латы - с соколом в руках, а за ним поодаль в цепях разбойник хан Кобяк (и Святослав и плененный Кобяк – оба седовласые старцы, старейшины своих родов). Радостно звонят колокола.
Великий Князь Святослав – борода завита, на голове корона, в руках символы княжеской власти - на престоле в окружении бояр и заморских гостей (греки и европейцы, китайцы и даже один негр) как Бог на троне небесном в окружении святых и ангелов. У ног Князя пристроился шут в костюме "Яйцо" ("Шалтай-Болтай").
Бояре и заморские гости - как можно судить по позам – все славят Святослава.
Но осуждают горячность Игоря.
(Для многолюдной сцены Славы Святослава можно использовать большую нарисованную картину с отверстиями для лиц и рук - как оклады у икон или как декорации курортных фотографий. Причем бороды бояр также могут быть нарисованы (что, впрочем, не исключает наличия у некоторых бояр собственных бород)).
Закрываются золотые створки врат, скрывая от нас прекрасную сцену Славы Святослава.

Смутный сон Святослава
Раннее утро. Князь Святослав в опочивальне сидит на своей кровати тисовой и рассказывает свой сон трем боярам.
Он видит во сне себя мертвым, видит как над ним совершают погребальный обряд: черным покрывалом накрывают, посыпают жемчуг из колчана на грудь (метафора слез) и т.п. А наверху разобрана крыша - на князьке сидят с топорами плотники - и видно ослепительно белоснежное небо.
Пора к Богу!

Разгадка смутного сна боярами
Три боярина в опочивальне Князя.
Старший из трех бояр говорит:
"Уже, княже, туга ум полонила: се бо два сокола слътъла съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя…".
Два сокола со спутанными лапами и связанными крыльями пытаются убежать.
А половцы пьют кумыс и смеются.
Два солнца и два молодые месяца погружаются в море и наступает тьма (символическая картинка в стиле "Апокалипсиса").

"Золотое слово Святослава"
Опять сцена Славы Святослава. Обращение Князя к Миру - изо рта Князя, как иногда надписи на иконах, исходят золотые слова (буквальная метафора).
Пока он укоряет Игоря и Всеволода, мы видим как в поле половецком русских воинов "стервятники приодели".

Обращение Великого Святослава к Князьям ("Не худого гнезда соколы…")
Святослав Киевский поочередно обращается к князьям-союзникам с призывом сплотиться против Половцев "за Землю Русскую, за раны Игоревы" и напоминает им их славную родословную, величие могучих дедов. Очередность обращения определяется движением вдоль русско-полоцкой границы посолонь, как это было принято в русских летописях.
Многие описываемые в «Слове» исторические события можно показать на Карте Киевской Руси:
На карте условно нарисованы русские Города с Соборами. От одного Города к другому отправляется дружина с Князем: дружина вся в синем, а впереди дружины Князь в красном. Навстречу из осажденного Города выходит дружина со своим Князем и начинается битва. Как и на миниатюрах, правоту того или другого Князя можно узнать по направлению развевающихся стягов и по наличию у той или иной стороны чудотворных икон.
Иногда появляются лица - шрам на шраме - древних Героев:
- Вот Великий Всеволод (Князь Владимирский) держит в руках шлем с вычерпнутым Доном (буквальная метафора). Глаза Всеволода над краем шлема рассматривают плавающие по воде маленькие ладьи (сценка из «Гулливера»).
- Вот Ярослав Осмосмысл тужится, подпирая Венгерские горы (буквальная метафора).
- Вот Изяслав, сын Васильков, смертельно ранен в поле. Приподнявшись с земли, он говорит такие свои последние слова: "дружину твою, княже, птиць крилы приоде, а звери кровь полизаша". Произносит и ложится на землю, "изроняя жемчужну душу изъ храбра тела, чресъ злато ожерелье". Блестит на горле златое ожерелье.

Экскурс в Историю: Всеслав
Всеслав Полоцкий (дед Изяслава) одевает шапку Великого Князя Киевского, потом поворачивается… и оборачивается волком.
За волком в великокняжеской шапке черный занавес с вышитыми луной, звездами и таинственными каббалистическими знаками.
На карте, перебегая дорогу солнцу (с востока на запад), бежит Волк-Всеслав от Киева к Тьмутороканю (с севера на юго-восток). (Волчий вой).
На карте Новгород со стоящей перед воротами Девой, а Волк-Всеслав бежит к Новугороду...
Князь и Дева развязывают пояса друг другу и ложатся на кровать, украшенную колосками и стрелами.
Примятая постель и лепестки красной розы.
Лицо Бояна. Под бренчание гусель:
"Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божиа не минути".

На карте полки Рюрика и Давида стоят на карте рядом, но стяги их веют в разные стороны (буквальная метафора).

Святослав "роняет" из уст последние золотые слова
Монах-летописец, как будто пишет под диктовку Князя, выводит в Летописи славянские буквицы…
Лета, река Времени. В ее отражении мы видим первых русских князей с дружинами. Руки Князя зачерпывают шеломом воду из реки. Князь как братину пьет воду из шелома, а затем передает пить дружине.
В отражении реки русских сменяют половцы с шатрами (слышна нерусская речь).
По реке проплывает уточка с выводком утят. Изображение тухнет. (Пауза).
Тьма. Кукует кукушка: Ку-ку – Ку-ку...

Плач Ярославны
Дева в воротах Города.
Прекрасные заплаканные глаза.
"На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычеть…"
Раннее утро. Днепр. Береговые ласточки, почти касаясь воды крылами, кружат над Днепром: Зиг-зиг - Зиг-зиг…
Дева обращается к Ветру:
"О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши?.."
Ветер сильно раскачивает ветви дерева.
Дева обращается к Днепру:
"О! Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеялъ еси себе Святославли насады до плъку Кобякова. Възлелей, господине, мою ладу ко мне, а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано".
В реке отражаются Князь Святослав и плененный хан Кобяк. Руки Девы в перстнях касаются воды.
Дева обращается к Солнцу:
"Свътлое и тресветлое слънце! Всемъ тепло и красно еси…"
Восходит красное солнце над Днепром.
Спят в Поле Чести русские воины. Из рук их выпали заздравные кубки и вылилось в землю красное вино. Над ними в ночном небе прекрасные глаза Девы (двойная экспозиция).
Фрагмент иконы "Чудо Св.Георгия о змие": Дева в воротах Города – она держит в руках нить, к которой как собачка привязан страшный змий.

Благословление на побег
Вид сверху, с неба: шатер, костер, половцы пируют.
Игорь спит на земле. Раскинулся звездой, обратясь лицом в звездное небо.
Фрагмент иконы "Чудо Св. Георгия о змие": рука Бога благословляет Георгия перстами из Солнца.
"Игореви князю богъ путь кажет из земли Половецкый на землю Русскую, къ отню злату столу".
Море сильно ударяет о берег волной.
"Просыпайся!".

Побег Игоря
Картинно спят упившиеся кумыса стражники – пиалы выпали из рук и кумыс вылился в землю. Из шатра с иконой "Пресвятой Богородицы" и с крестом Игорь бежит к Дону.
На том берегу его ждет половец Овлур с двумя оседланными конями – белым для Игоря и черным для себя (мы видим Овлура как бы глазами плывущего ему навстречу Игоря - он быстро приближается).
На черном коне Овлур быстро скачет по степи, держа на руке сокола – развевается по ветру волчий хвост малахая. Пускает сокола вверх, к солнцу.
Сокол высоко летит в синем небе.

В степи по дороге домой
Князь Игорь с луком – сам как сокол - охотится.
В небе клином летят гуси-лебеди.
Вечернее солнце за головой как нимб – князь как силуэт. Князь натягивает тугой лук и пускает в небо золоченую стрелу.
Лебединый крик и падают перья как снег.

Разговор Гзака и Кончака
Медленно следуем по дереву от ствола к самым мелким ветвям... Слышится стук дятла.
Сквозь лес блестит река. Раннее утро. Поет соловей.
Оба хана в пушистых малахаях - Гзак держит в руках гуся, Кончак – черного ворона. Говорят они на "птичьем"  языке, временами подражая один гусю, другой ворону: "Га-Га-Га – Кар-Кар-Кар"
Кончаковна – юная половчанка в свадебном половецком платье с бусами и монетами - красивая как невеста в фильме Пьера Паоло Пазолини.

Разговор Игоря с Донцом
Взгляд сверху, с неба: Игорь плывет через Донец. Спасен!
Плывя на спине, он смотрит на небо, смотрит-улыбается, смотрит на солнце.
Блестит на солнце река с плывущим в ней Князем.
Руки в воде гребут. Обмен приветствиями Донца и Игоря:
"Княже Игорю! Не мало ти величия…"
Убитый юноша Ростислав лежит в мелководьи "худой реки Стугны". Не видя его, в отдалении, вся в черном, плачет-причитает мать.
От печали пригибается к земле цветок и деревце (буквальная метафора).
Медленно разглядываем икону "Воскресение Господне": стража спит, камень от пещеры отвален, Христос-Солнце поднимается на Небо…
Медленно восходит красное солнце над половецкой степью…

"Гради ради, страни весели"
Весна, солнце, соловьи. Новая жизнь.
Блестит на солнце река.
В чаше рук вода с головастиками в разных фазах превращения в лягушку. «Дивны дела рук Твоих, Господи!»
Под радугой горбатый мост через реку, а по мосту идет баба с коромыслом.
Проезд сквозь березовую рощу - солнце, видное вспышками сквозь деревья, едет вместе с нами.
Вокруг березы кружат хоровод красные девушки в цветных сарафанах: синий – красный – синий – красный… (Хороводное пение девушек).
Девушки приветливо машут зелеными березовыми ветками.
В синем небе над Киевом сверкает солнце. Белые соборы, сверкание куполов да звон колоколов.

Спуск по Боричеву к Богородице Пирогощей
"Игорь едет по Боричеву к святый богородици Пирогощей".
Внизу холма виднеется маленькая церковь. У входа стоит Богородица – как раньше у калитки стояла Ярославна – вокруг головы ее сияет нимб.
Горящее колесо катится по холму вниз.
Солнце опускается за холм. Вечер. Вдалеке брешут собаки.

"Слава молодым!"
"Певшее песнь старым княемъ, а потом молодымъ Пети: Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу…"
Обряд крещения младенца в русской православной церкви. В профиль мы видим: Игоря, за ним буй тура Всеволода с рукой на перевязи (опять с кем-то подрался буйный тур!), впереди стоят сын Игоря Владимир и Кончаковна с младенцем.
(Прошло время, и все они вернулись из плена – теперь вся семья в сборе).
Русские лица в церкви. Праздничная литургия.
Княжеское генеалогическое древо. (Пение соловья).
Мы ползем по нему от корней (т.е. от старого Владимира) по ветвям вверх, встречая знакомые по тексту имена:
Владимир Красное Солнышко ("старый Владимир") – Ярослав Мудрый ("старый Ярослав") – Святослав – Олег Гориславович – Святослав – Игорь – Владимир…
На ветви Владимира Игоревича распустился красный цветок.
Накрытый праздничный стол и свечи. Гостей нет, только во главе стола человек в бархатном камзоле 18 века поднимает за здравие молодых бокал:
"Здравии князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ слава, а дружине Аминь".

Послесловие
По голубому небу тихо плывут облака. На фоне неба красными буквами текст:
"Игорь Святославович родился 15 апреля 1151 года, во Святом Крещении наречен Георгием; женился в 1184 году на Княжне Евфросинии, дочери Князя Ярослава Владимировича Галицкого. В 1185 году имел сражение с Половцами, а в 1201 году скончался, оставив после себя пять сыновей".
На фоне неба руки натягивают лук и пускают в небо золоченую стрелу. Блеск стрелы.
Закатное розовое небо и под грустный плач красных девушек падают лебединые перья как снег.

Титры
На фоне падающих перьев под плач красных девушек появляются красными буквицами титры:
Задумка – …
Камеру держал – …
В фильме придурялись:
Боян, он же господин 18 века – …
Князь Игорь, а также Святослав Киевский и Олег Гориславович – …
Буй тур Всеволод, а также Овлур – …
Ярославна и Богоматерь Пирогощая – …
Хан Гзак и хан Кобяк –
Хан Кончак –
Жених Владимир Игоревич и убиенный юноша Ростислав – …
Невеста Кончаковна – …
Князи Всеслав Полоцкий, а также и Изяслав –
и другия

Писано на Рождество Христово в 2007 год от Р.Х.
 

Для съемок этой фильмы нужно:

Животные:
Нужны два коня – белый как День и черный как Ночь, а также несколько ручных птиц: сокол, ворон, галка, гусь, филин,..

Декорации:
Старый зеленый дуб, мертвое дерево Дива, накрытый в хоромах яствами стол, тисовая княжеская кровать, половецкий шатер, расписанный переплетенными гусями-лебедями в духе узоров Эшера.

Реквизит:
Оружие, стяги, серебряные кубки, горящее колесо, карта Киевской Руси, генеалогическое древо Ольговичей,..

Фонограммы:
Бряцанье оружием, свист пущенной в небо стрелы, плач невесты и плач по покойнику, пение соловья, грай ворон, стук дятла, тявканье лис, вой ветра, треск костра и пр.

Костюмы:
Игорь: красный плащ, на щите солнце, на шлеме золоченая икона "Чудо Св.Георгия о змие", наносник шлема как клюв сокола.
После побега Игорь одет как Иван-царевич из сказки: легкая нарядная одежда, на голове шапка в 500 рублей, в руках тугой лук да колчан с золочеными стрелами.
Всеволод: если на Игоре красный плащ с синим оборотом, то на Всеволоде синий плащ с красным оборотом; если у Игоря на щите солнце, то у буй тура Всеволода на щите голова тура - рога его как старая луна и молодой месяц, между которыми в новолуние проваливается солнце.
Т.о. Игорь и Всеволод одеты зеркально как Борис и Глеб и образуют пару "+" и "-" (День и Ночь).
Боян: седой волхв в белой длинной рубахе и с берестяным ободком вокруг головы (клише); поет славу старым русским князьям под Древом Жизни. Возможно, он слепой в круглых черных очках.
Полк: юные безбородые воины в кольчугах с серебряными кубками в руках. Для придания южнорусского колорита они стрижены под горшок.
Ярославна: в княжеской одежде, на голове развесистая корона, на пальцах золотые перстни.
Ханы Гзак и Кончак: на бритых башках малахаи с волчьими хвостами, пальцы все в перстнях, на шее бусы с изображением гусей-лебедей. Тату. Модные парни!
Кончаковна: лицо у нее как белый снег, ясны очи у нее как два сокола, брови черные у нее как два соболя, а реснички у нее как два бобра и т.п.; она в свадебном половецком платье (что-нибудь наподобие киргизского): монетки, бисер и ракушки.
 

Замечания к постановке:

Минимум людей и вещей.
Поскольку "Слово о полку Игореве" – текст символический с четко выраженной бинарностью "+" и "–", то для лучшей "читаемости" (обнажения структуры) фильму лучше сделать условной и минималистичной. Так, для показа дружины достаточно и нескольких воинов (как на миниатюрах в летописи), для показа соколиной охоты достаточно лебединого крика и подающих как снег перьев и т.п.
Поскольку в тексте есть симметрия персонажей, отрывков и пр., то уместно было бы использовать одного исполнителя на две и более роли. Например, три "старых" князя в начале текста зеркальны трем "молодым" князьям в конце – поэтому, чтобы подчеркнуть симметричность отрывков, используем для двух сцен одних и тех же исполнителей.
Ограниченное число действующих лиц тем более уместно, что, по сути, речь идет об истории рода князя Игоря, семейной хронике.
Т.о. для исполнения главных ролей нужно как минимум 8 типажей (см. титры).
(Однако, если от этого правила отойти, то все же принципиально нужно сохранить единственность исполнителей Бояна и господина 18 века, а также Ярославны и Богородицы Пирогощей).

Иконографичность.
За образец построения ключевых сцен возьмем старые иконы с их дуальностью красного (День, Рай, Жизнь) и синего цвета (Ночь, Ад, Смерть). Например, Игорь и Всеволод едут перед боем на конях как на русских иконах Борис и Глеб, Святослав "роняет золотое слово", сидя на троне в окружении бояр как Христос Вседержитель, Ярославна стоит как Царевна в Воротах Города на иконе "Чудо Св. Георгия о змие".
Для представления нужны не столько актеры, сколько типажи:
Боян – Боговдохновенный Поэт (Волхв из Священной рощи), Всеволод – Богатырь Земли Русской (простосердечный), Кончаковна – Восточная Принцесса и пр.

Условность
Различаются персонажи не столько лицами, сколько костюмами и бородами.

Побольше золота!
Поскольку в тексте золото – символ княжеского права и знак уподобления Князя Солнцу, то следует подчеркнуть и в фильме золотое стремя Игоря, позлащенный шелом Всеволода, золотое слово Святослава Киевского, золоченые стрелы бежавшего из плена Игоря.

Четкая структура
Для придания тексту страсти пусть отдельные фрагменты "от первого лица" говорятся голосом соответствующих персонажей – Игоря, Святослава, Ярославны и др. Прочий текст читается в два голоса – мужской и женский. Например, мужским голосом читаются батальные сцены, женским -  эпизоды о горестях земли русской.
Афоризмы Бояна и фрагменты текста, представляющие из себя стилизации под былины, можно выделить игрой на гуслях и чтением нараспев.
Отдельные смысловые фрагменты-абзацы разделяются паузами-картинами.
 


Рецензии
Игорь! Тут оказалось, что свадебные приготовления были в конце повествования. Но нет связи между отдельными куплетами.
В отдельных статьях и тут не видна фабула из-за пропусков.
В "Новом Геродоте" активно используют свадебные хлопоты по отношению к Святославу Вс.

Мне пришлось переставить некоторые куплеты. Потому, что представленное Лихачёвым не устраняет некоторые несоответствия в развитии сюжета.
- В статьях по "СЛОВУ" у вас много интересных находок. Эрудиция и поиски.
Но общее впечатление расходится с общепринятым и моим альтернативным.

Станислав Сахаров   02.11.2017 06:37     Заявить о нарушении