Уголовное дело 1-887 Газовщики

         
   В июне 1979 года в одну из квартир  во Фрунзенском районе гор. Ленинграда раздался звонок. Хозяйка, Нина Ивановна, открыла двери. В то время, двери не были стальными и открывали их, не особо расспрашивая. Хотя и тогда совершали опасные и тяжкие преступления, но не так как сейчас.  Как Карцев рассказывал: «Вчера были большие, но по 5, а сегодня маленькие, но по 3». В общем, страна другая была.
  Открывает двери Нина Ивановна, а там женщина лет  35-40, показывает удостоверение и говорит, что с «Ленгаза», мол, проверяет работу газовых приборов. Нина Ивановна не стала вглядываться в удостоверение  и пропустила женщину в квартиру. Та уверенно прошла на кухню и стала осматривать плиту, подводы к ней, принюхиваться, нет ли утечки в квартире. Обратила внимание Нины Ивановны, что плита у нее старая и пора менять. Нина Ивановна ей: «Я бы с удовольствием, но как?». А та в ответ: «Да очень просто. Выписываем квитанцию, платите  деньги и на этой неделе уже  установят». Такой поворот очень устраивал Нину Ивановну и она спросила: « А сколько платить надо?» В ответ: «19 рублей 25 копеек». Нина Ивановна побежала в  комнату и вынесла 25 рублей. Женщина протянула ей сдачи 5 рублей и мелочь. Нина Ивановна на радостях попыталась даже отказаться от мелочи, но женщина строго так сказала: «Нам чужого не надо». Выписала квитанцию и  сказала, что послезавтра привезут плиту, а потом придут слесаря и установят. С тем и ушла. Вечером, когда пришел муж с работы, она с радостью рассказала, что скоро им установят новую плиту. Удивился муж, что-то уже очень быстро и просто, так вроде бы у нас не бывает, но ничего не сказал, чтобы не портить настроение жене.
  Прошло два дня. Никто  не приехал, и ничего не привезли. Нашла Нина Ивановна телефон с «Ленгаза» и стала названивать. Ее все отфутболивали, никто ничего не знал. В конце концов, дозвонилась она до отдела обслуживания, который устанавливал  газовые плиты. Там она выяснила, что существует очередь по установке плит и меняют они, если прошло 20 лет. Нина Ивановна получила квартиру 10 лет назад и явно не подходила под эту разнарядку.  Кроме того, никого из своих сотрудников они к ней не посылали, деньги никто на дому не имеет право принимать, да и вообще, это жулье какое-то и надо ей обращаться в милицию.
  На следующий день Нина Ивановна отправилась в отдел милиции, с заявлением. Прочитал  заявление дежурный и улыбнулся: «Не расстраиваетесь, вы у нас не первая. По всему городу мошенники ходят и деньги собирают».
  Дело расследовать поручили капитану милиции Мальковой Ларисе Васильевне. Руководство Главка решило все дела сконцентрировать в одном районе, и создали оперативно-следственную группу. Потерпевшие имелись: Кировском, Красносельском, Московском, Петродворцовом и Фрунзенском районах города. По описаниям, «сотрудники  «Ленгаза»  выглядели, по-разному, но действовали все по одинаковой схеме: проводили проверку работы газовых приборов и в процессе предлагали покупку плиты. На получение денег, выписывали квитанции с печатями, но суммы были разные от 10 до 20 рублей и обязательно с копейками. Видно, чтобы все более правдоподобно выглядело. В общей сложности, насчитали около 40 человек, это только те, кто обратился. Стали составлять фотороботы. По ним получилась группа из 4-х человек: двое мужчин и две женщины. Мужчины 20-25 лет, а женщины, значительно  старше - 35-40 лет. Теперь предстояло вычислить преступников и задержать.
   Лариса Васильевна составила схему совершения преступлений, определив время и место. По ней получалось, что преступники придерживались все-таки системы.  Наметив дом в одном районе,  два человека обходили квартиры и исчезали. Следующие преступления  уже совершались в другом районе и двое других преступников проделывали  ту же комбинацию. Необходимо было вычислить, где же они следующий раз появятся и как их задержать.
  Ходили преступники по кругу и приняли решение  предупредить об их появлении жильцов домов, где они могут появиться. Можно говорить, что здесь оперативникам повезло.  Но ведь везет сильнейшим. Только расположилась оперативная группа  в штабе ДНД, недалеко от  предполагаемого дома, где могут  появиться преступники, как поступил звонок, что пришли с «Ленгаза» и предлагают установку плиты.  Подойдя к дому, обратили внимание на парочку, что стояла у подъезда, похожие по приметам на преступников и на всякий случай прихватили, для установления личности. А в квартирах, задержали и другую парочку.
  Группа  действительно состояла из четырех человек. Во главе стоял 26-летний Геннадий Антонов, ранее работавший в «Ленгазе» и хорошо знакомый со всеми процессами установки и порядка оплаты за газовые плиты.  Ему помогал его приятель  Вячеслав  Шумский. Оба длительное время нигде не работали, но были любителями  выпить. На этой почве они познакомились с  двумя женщинами, подружками, Тамарой Куровой и Любовью Навротиловой.  Обе были старше  своих приятелей на 17 лет, также нигде не работали и  такие же любители выпить, особенно за чужой счет. Возможность заработать за счет доверчивых  жильцов и совершение при этом преступлений, их не остановила. Невнимательность и доверчивость граждан этому только способствовало. Уже потом, когда плиты никто не привозил, жители обращали внимание на квитанции,  и тогда выяснялось, что печать на них нарисована, а квитанции не с «Ленгаза», а с ближайшей сберкассы. Но это было уже потом, когда деньги были  уплачены и преступники исчезли.
  Быстрому раскрытию преступлений способствовали умелые действия оперативно-следственной группы во главе с  капитаном милиции Мальковой Ларисой  Васильевной. В кратчайшие сроки удалось не только раскрыть все преступления, но и закончить расследование и направить дело в суд для рассмотрения.
  По решению суда Геннадий Антонов и его приятель Вячеслав Шумский  были осуждены на три года исправительно- трудовых работ, каждый.  Тамара Курова на два с половиной года направлена на строки народного хозяйства, а Любовь Навротилова осуждена на два года лишения свободы, с отбыванием наказания  в колонии общего режима.


Рецензии